«Настоящую нежность не спутаешь...» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)

«Настоящую нежность не спутаешь » (любовь в лирике А. А. Ахматовой) «Могла ли Биче, словно Дант, творить Или Лаура жар любви восславить? Я научила женщин говорить » Анна Андреевна Ахматова нашла в себе силы, чтобы уже в 22 года заставить литературную общественность обратить на себя внимание. Это была женская поэзия. Но она была сильна и прекрасна. Это была поэзия женского сердца, вырвавшаяся наружу вулканической лавой страстей, переживаний, мечтаний, обманов.Ахматова говорила проникновенно и громко.

Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить. Ахматова представила широкой массе читателей бесконечное многообразие именно женских судеб. Образы жены и любовницы, вдовы и матери, сестры-музы и судьбы-разлучницы переплетаются в бесконечных повествовательных миниатюрах.По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова подарила миру «целую книгу женской души». Лирическая героиня Ахматовой поначалу юна, как и сама поэтесса.

Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради которого можно все потерять, не получив ничего взамен. Ахматова поражает в самое сердце острой стрелой своей искренности. Ее слова несут в себе прелестную робость с оттенком романтической наивности: Я с тобой не стану пить вино. Оттого что ты мальчишка озорной. Знаю я — у вас заведено Скем попало целоваться подлупой А у нас — тишь да гладь, Божья благодать.А у нас — светлых глаз Нет приказу поднимать.

Однако юной душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает, какова цена настоящему счастью, и смиренно готовится принести себя в жертву: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем. И она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные, Несытые взгляды твои! При этом выбор в пользу «великой земной любви» героиня лирики Ахматовой делает сознательно и вопреки духовным, нравственным предписаниям.

Ахматова в своей любовной лирике штрихами обрисовывает и судьбу женщины-поэта. Здесь она выносит на читательский суд собственный автопортрет. Одним из самых главных адресатов любовной лирики Ахматовой был поэт Николай Владимирович Недоброво, писавший ей:« С тобой в разлуке, от твоих стихов я не могу душою оторваться » Самые сильные и яркие любовные переживания застигали Ахматову в Петербурге-Петрограде-Ленинграде.Все эти факты находят отражение в стихах: В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались.

Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине — нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость По мере взросления Ахматовой нотки беспробудной тоски и бескрайней печали начинают преобладать в безупречной гармонии ее стихов.Мотивы безответной любви, жестокой душевной черствости, предчувствие разлуки - все это слилось воедино с ощущением витающей в воздухе обреченности: Столько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком замирает Но та сила любви, которая царила в душе у Ахматовой и которую поэтесса пронесла сквозь всю свою жизнь, не покидала лирическую героиню даже в самые трудные минуты ее жизни: Так дни идут, печали умножая.

Как за тебя мне Господа молить? Ты угадал: моя любовь такая, Что даже ты ее не мог убить.В своем более позднем творчестве Анна Ахматова уделяет большее внимание гражданской, патриотической лирике.

Однако обращения к теме любви присутствуют все равно. Теперь любовь не подчиняет себе весь окружающий мир, не является центром Вселенной, единственным светилом в холодной космической мгле. Она подчинена миру; все события, происходящие вокруг, вносят свой неповторимый колорит и вкус в возвышенное чувство любви.Но от этого любовь в стихах Ахматовой становится еще более изысканной и прекрасной.