Андре Жид - Конспект Лекций, раздел Литература, Конспект по зарубежной литературе XX века Поэт-Символист. Сборник Стихов, Симв. Прозы. Примыкает К Движению, Кот. Уже В...
Поэт-символист. Сборник стихов, симв. прозы. Примыкает к движению, кот. уже выдыхалось.
Ж - язычник, гедонист, ницшеанец. Внутренее яз-во. Резкое антихристианство. Языческий бог принадлежит и этому и тому миру. Соприродный человеку, с ним можно поговорить, вступить в контакт. Он телесен. Более личный.. Бог - некий идеал, ориентир. У христ. бог абстрактен, трансцедентен. У христиан он один, а у яз-в - много. => Яз. общество состоит из ярких индивид., т.к. у кажд. есть свой бог. У хр. земля оссакрализована. Бог => честь, разум. Стоит над миром, духовное над телесным. У яз.возвращение к чел. телу. У христ. тело табуируется.
«Имморалист»
Возвращение телу свободы, дух из тела. а не наоборот. Сверхчеловек постоянно выходит за пределы своего «я» (меняет свои интересы и т.д.). Отсутствие идеалов. Рассудок статичен. Только тело подлежит изменению. Мир Жида - мир, где чел. «возвращается» к своему телу. Гл. герой - ученый, заним. позитивист. наукой (мертвая наука). Реальность тела; ситуация игры - игра ради игры, ради удовольствия, ради самого процесса. В процессе игры мы выходим за пределы самого себя, освобождается воображение, тело. Перформанс. Альтернативный подход к жизни. Встает за пределы ситуации. Не ради выгоды. Несовпадение между философией и реальность. Слабого чел. нужно использовать в своих интересах, дурачить его, может тогда он поймет.
Гл. герой остановился в своем развитии, он не может выйти за пределы своего «я». . Нач. «выбалтывать» себя. Попытка проверить философ. идеи, кот. не соотв. реальности текста.
«Фальшивомонетчики»
Черновик. Обнажение внутренней структуры романа. Чтобы показать становление своего мира, герой (Эдуард) пишет роман. Рассказывает нам о том, как он его пишет, общаясь с читат. Целая глава = филол. анализ. Включает в свой роман его же интерпретацию. Стран. совпадения, кот. не происх. в реальн. жизни.
Литерат. конвенции. Читатель включ. в пространство романа и роман обнажает свою сделанность. Текст в своем развитии, в ситуац. становлении.
Определ. трагедия; игра с текстам, показ их условности. Антисемейн. роман.
Рассудок общий, семья - запреты на индив. личность. Семья - институт, репрессирующий чел. личность. Вкладывает в него то, что ему несвойственно. Вся дальнейшая жизнь - борьба чел. со своей семьей, с чужими, внедренными родителями. Жид пишет, что будущий мир простроят «бастарды», люди, не помнящие свою семью.
2 персонажа, ненавидят свою семью. Она отнимает силы.
Полемика с Прустом. Идея детства. Миф, что детство - это рай, радость. На самом деле - наоборот. Детство - самый тяж., травматический период. Дети - жестокие люди, естественная злоба, они такие по своей природе. Отсылки к Фрейду и его идеям.
Мотив неподлинной исповеди (из Достоевского - Бесы). Игра в лит-ру. Идея безличности лит-ры. Идея смерти автора. Масса цитат.
Человек в культуре 20 века
В лит. общ-ве власть распределена на всех.
самоконтроль
мир реальн.
мир брэндов, стереотипов. Постиндустриальному миру характерна виртуальность. Индус
Сюрреализм и авангард
Сюрреализм
(М. Эрнст)
Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя».
Луи Арагон
метод соц. реализма
Поль Элюар
Антонэн Арто «Театр и ег
Луи Фердинанд Селин (1894-1961)
Наст. имя: Луи Детуш.
Род. в бедн. семье, воевал, герой Первой МВ, надсмотрщик на плантациях в Африке. США, Детройт, завод Форда. Высш. мед. школа в Европе (врач-гинеколог). Соц. гигиена.
Й враг - коммунисты, 2й - евреи.
39-40 - война во Фр. Записывается в армию. Прав-во Петжа., п-н Пьер Лаваль. Нац. позор. Слабость демократии - переговоры и компромиссы. Коллаборационист. Признает легитимность правительства предате
Джозеф Конрад
Поляк. Род. в Зап. Украине. Отец - польск. революционер, дворянин. Некоторое время живет в Кракове. Становится мореплав. (тема приключений, странствий). В Марселе вербуется в матросы. Делает карьер
Марсель Пруст (1871-1922)
Род. в обесп. семье. Мать - евр. фрю бурж. => С детства жизнь в салонах. Светск. общ-во. Престижн. лицей. Не был прилежным студентом. Особо учиться не любил. Через полгода уходит из Сарбонна. Ст
Умирает.
Пока П. пишет, он живет. Лит-ра - это здоровый жест. Пр. говорит, что лит-ра = борьба с нездоровым. Он ставит точку в конце последнего романа и умирает.
Берксон - психолог, философ. Особо
Вирджиния Вульф (1882-1941)
Отец - Лесли Стивен, лит. критик. Сестра Ванесса - художница. С детства питала настроения англ. салона. Салонное сознание - сознание 19 в. Худ. группа (общ-во) на кв. в дор. районе Лондона, Блерисб
Уильям Фолкнер
20е гг. - литературная игра. Лит. обращается к себе, как она работает, ее законы. Ф. по своей структуре очень европейский писатель, американский по содержанию. Европейские традиции
Жизненный путь и мировидение Джойса. 1882-1941
Самый сложный писатель 20 в. Самый масштабный персонаж. Предложил все возможные варианты литературы. Истощил лит-ру.
Род. в Ирландии. Аристокр., обедневш. семья, славная своими традициями
Джойс «Портрет художника в юности»
Худ-к Стивен Дедал. Игровой роман. Имеет видимость психолог. романа. Напоминает стр-ру романом Толстого. Понравился всем. Но это лишь видимость, на самом деле - модернистск. роман. Каждая глава - с
Джойс. Миф в «Улиссе» 1922
Задача в самом заглавии - «Улисс», вновь написать «Одиссею» => надо понять «Одиссею», проинтерпретировать.
Юнг + культуролог Дж. Баттисто Вико «Основание новой науки о
Джойс. Поэтика романа «Улисс»
Напоминает Бож. Ком. Данте (если мы знаем прошлое, то мы знаем настоящее и будущее). Дж. развернут и в прошл., и в будущ. (как и Данте).
Действие р. - 18 часов, 1 день. М
Томас Манн
Сборник рассказов. Философия. Заблудившийся в лит-ре мыслитель. Влияние 2х философов: Ницше, Шопенгауэр. Любил Толстого и Достоевского => психологизм, умение сделать героя носителем какой-то иде
Франс Кафка. Притчи.
Род. в Праге. Нем. община. Дома говорили по-чешски, писал по-немецки. На стыке культур, диалог культур, стран, эпох.
Вокруг безразл. предметы, воспр. себя как постороннее
Франс Кафка. Романы.
«Замок»
Незаконченный текст. Реальность условна. Гл. герой - К.
Деревня, кот. выполняет все распоряжения Замка. Мир Замка неясен. К. пост. стать
Эрнест Хемингуэй.
НП - н. 50х. Мифы: расск. о потерян. поколении, явл. его голосом (Гертруда Стайн). Послевоенное поколение не может реализоваться. «Певец п. п.» Некий романтич. флёр. Ощущение роков
Сартр 1905-1980
Учился в Герм «Бытие и ничто». Экзистенциализм. Крайне левый. Литературовед. НП. Драматург («Мухи»). Рассказы «Стена», «Слова». Понятие абсурда. Мир абсурден, непознаваем. Вне чел. нет ничего, он н
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов