Андре Жид

Поэт-символист. Сборник стихов, симв. прозы. Примыкает к движению, кот. уже выдыхалось.

Ж - язычник, гедонист, ницшеанец. Внутренее яз-во. Резкое антихристианство. Языческий бог принадлежит и этому и тому миру. Соприродный человеку, с ним можно поговорить, вступить в контакт. Он телесен. Более личный.. Бог - некий идеал, ориентир. У христ. бог абстрактен, трансцедентен. У христиан он один, а у яз-в - много. => Яз. общество состоит из ярких индивид., т.к. у кажд. есть свой бог. У хр. земля оссакрализована. Бог => честь, разум. Стоит над миром, духовное над телесным. У яз.возвращение к чел. телу. У христ. тело табуируется.

«Имморалист»

Возвращение телу свободы, дух из тела. а не наоборот. Сверхчеловек постоянно выходит за пределы своего «я» (меняет свои интересы и т.д.). Отсутствие идеалов. Рассудок статичен. Только тело подлежит изменению. Мир Жида - мир, где чел. «возвращается» к своему телу. Гл. герой - ученый, заним. позитивист. наукой (мертвая наука). Реальность тела; ситуация игры - игра ради игры, ради удовольствия, ради самого процесса. В процессе игры мы выходим за пределы самого себя, освобождается воображение, тело. Перформанс. Альтернативный подход к жизни. Встает за пределы ситуации. Не ради выгоды. Несовпадение между философией и реальность. Слабого чел. нужно использовать в своих интересах, дурачить его, может тогда он поймет.

Гл. герой остановился в своем развитии, он не может выйти за пределы своего «я». . Нач. «выбалтывать» себя. Попытка проверить философ. идеи, кот. не соотв. реальности текста.

«Фальшивомонетчики»

Черновик. Обнажение внутренней структуры романа. Чтобы показать становление своего мира, герой (Эдуард) пишет роман. Рассказывает нам о том, как он его пишет, общаясь с читат. Целая глава = филол. анализ. Включает в свой роман его же интерпретацию. Стран. совпадения, кот. не происх. в реальн. жизни.

Литерат. конвенции. Читатель включ. в пространство романа и роман обнажает свою сделанность. Текст в своем развитии, в ситуац. становлении.

Определ. трагедия; игра с текстам, показ их условности. Антисемейн. роман.

Рассудок общий, семья - запреты на индив. личность. Семья - институт, репрессирующий чел. личность. Вкладывает в него то, что ему несвойственно. Вся дальнейшая жизнь - борьба чел. со своей семьей, с чужими, внедренными родителями. Жид пишет, что будущий мир простроят «бастарды», люди, не помнящие свою семью.

2 персонажа, ненавидят свою семью. Она отнимает силы.

Полемика с Прустом. Идея детства. Миф, что детство - это рай, радость. На самом деле - наоборот. Детство - самый тяж., травматический период. Дети - жестокие люди, естественная злоба, они такие по своей природе. Отсылки к Фрейду и его идеям.

Мотив неподлинной исповеди (из Достоевского - Бесы). Игра в лит-ру. Идея безличности лит-ры. Идея смерти автора. Масса цитат.