ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

Махаршии Бхараваджа:

Я преклоняюсь перед Божественным Существом, прославленным в Ведах, которое суть источник вечного блаженства, и чья обитель достигаема виманами, или летательными аппаратами. Изучив в полную меру своих способностей Шастры, или науки, развитые учеными прошлого на благо человечества, я хочу рассказать о науке воздухоплавания, которая являет собой сущность Вед, и которая способна принести человечеству пользу и радость, а также помочь перемещаться в небе из одного мира в другой. Этой науке я посвящаю восемь глав, включающих в себя 100 тем из 500 сутр (сводов тайных высказываний).

Комментарий Бодхананды:

Я кланяюсь богу Махадеве и его супруге Сарасвати, являющейся Богиней знаний, Ганапати, помощнику в благих делах, своему достопочтенному учителю, а также Махариши Бхарадвадже. Вдобавок к собственным знаниям Логики, я пять раз проштудировал «Парибхашачандрику» и «Намартхакальпу», трактаты по математике, написанные Валмики, и чтобы облегчить понимание читателей, я, Свами Бодхананда, полагаясь на авторитетность этих трактатов, написал комментарий «Бодхананда Вритти», который проливает свет на немногословный текст Махариши Бхарадваджи, посвященный воздухоплаванию.

Свой текст Махариши Бхараваджа начинает с традиционного обращения к Богу с просьбой об успешном начинании, продолжении и завершении своего великого труда. В совершенстве овладев знанием Вед, дарованным ему Божественной Милостью, а также изучив труды своих предшественников, ачарь-ев, или наставников, он пахтал сливки ведических знаний и преподнес их человечеству в своем трактате «Янтрасарвасва», из которого можно извлечь несказанное благо. В сороковой главе «Янтрасарвасвы» он говорит о науке воздухоплавания, объясняя устройство и использование различных летательных аппаратов. Именно эти знания изложены в восьми главах «Вимани-кашастры», которые содержат 100 рубрик, освещенных в 500 сутрах, или мудрых изречений.

В первой строфе говорится, что символическая буква «ОМ», согласно учению, данному в священных текстах «Уттара-тапа-нья», «Шайбья-прасна», «Катака» и «Мандокья», ведет к знанию Бога и Пути Спасения. Бхарадваджа полагает, что вима-ны, или летательные аппараты, созданные в соответствии с Ви-маникашастрой, могут дать возможность человеку достигать Бога и наслаждаться благами Его Божественной обители.

Кроме того, Бхарадваджа упоминает об ачарьях прошлого: Нараяне, Шаунаке, Гарде, Вачаспатхи, Чакраяни и Дхунди-натхе - достойных почитания авторах, соответственно, «Вима-на-чандрики», «Вйомаяна-тантры», «Янтра-кальпы», «Яна-бинду», «Кхетаяна прадеши» и «Вйомаяна-прадипики».

Вот какое определение слову «вимана» дает Бхарадваджа: