рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История зарубежной литературы

История зарубежной литературы - раздел Литература, Федеральное Агентство По Образованию   Государственное...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________________(декан)

«___»______________200__ г.

 

Программа дисциплины

 

ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы

    1. Цели и задачи дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления

Периодизация курса. Общая характеристика двух основных периодов – «модернистского» (1910–1940-е гг.) и «постмодернистского» (1950–1990-е гг.).… Эпоха Модернизма в зарубежной литературе XX века. Типологические черты… Основные течения и направления модернизма. Художественный авангард1910–1920 годов в литературе и изобразительном…

Сюрреализм

  3. Импрессионизм. М. Пруст «В поисках утраченного времени» Импрессионизм и жанр романа в ХХ веке. Философское обоснование импрессионизма интуитивизм Анри Бергсона. Эстетика…

Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Ф. Кафки

Творчество Джеймса Джойса как синтез культуры модернизма

 

Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю

Творчество Ж.-П. Сартра как художественный эквивалент его меняющихся идей.Истоки философии, решающее значение немецкой феноменологии (Гуссерль) и… «Романтический экзистенциализм» Камю. Камю и Достоевский. Сизиф как герой…  

Испанская поэзия. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки

 

Исторический роман в зарубежной литературе XX века. Жанр антиутопии в XX веке

Расцвет жанра исторического романа в XX веке. Основные приметы жанровой типологии (роман-биография, роман-«фэнтези», роман-расследование, эпистолярный роман и др.). Многоликость художественных концепций истории. Сущность тоталитарных режимов в романах Дж. Оруэлла «1984»: проблематика и поэтика (проблема неизжитого прошлого, концепция героя т.д.).

 

Немецкая литература XX века. Война и немецкий роман. Творчество Э.-М. Ремарка. Творчество Т. Манна. Творчество Г. Гессе. Теория «эпического театра» Б. Брехта. Современная немецкоязычная литература: П. Зюскинд «Парфюмер».

«Лирический» роман (произведения Ремарка, литература «вернувшихся»). «На западном фронте без перемен» Ремарка как произведение «потерянного поколения». Своеобразие хронотопа, перспективы повествования, слова автора и слово героя, выражение авторской интенции в жанрово-эволюционном ряду (от документальности к эпичности).

Творчество Томаса Манна. Глубина и широта художественного мира Манна: политическая, социальная, психологическая, этическая, философско-эстетическая проблематика. Влияние трудов К. Юнга на эстетическую концепцию писателя. Эволюция писателя в новых условиях (критическое осмысление современной эпохи, культуры). Формирование жанра «интеллектуального романа», «неромана». Философия и музыка в структуре романа. Влияние философии Ф. Ницше, Шопенгауэра на формирование уникального мирообраза произведений писателя, концепцию человека. Ницшеанство, «дионисийство» как элемент эстетики Т. Манна. Т. Манн и классическая литературная традиция, роль русской литературы (Толстой, Достоевский). «Лотта в Веймаре», трактовка образа Гёте. Эволюция Т. Манна от «Волшебной горы» к романам «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья». Приемы эпизации, универсализации смысла. Творческое переосмысление мифов, литературных образов в романах писателя. Жанровый синкретизм и универсальная проблематика романов Т. Манна. Формы авторского «Я», система рассказчиков в романном повествовании. «Волшебная гора» – первый философский роман Т. Манна, эволюция писателя от «житейски-повседневного» изображения действительности к «мифическому». Проблема времени. Отражение конкретно-исторических обстоятельств начала века и сути кризисной эпохи; «дух» и «плоть» в характеристике персонажей. Ставка писателя на миф и психологию, реализация этой задачи в тетралогии «Иосиф и его братья». Традиция воспитательного романа в творчестве Т. Манна. Роман «Доктор Фаустус» – квинтэссенция культуры модернизма. Драматизм коллизии – человек и история на трагическом изломе эпох, гуманистическое и инфернальное в творческом процессе. Архитектоника романа, музыка как персонаж (А. Леверкюн) и как формоорганизующий фактор. Прошлое и настоящее в романе, образ современной Германии и мифологема Фауста.

Творчество Германа Гессе. Своеобразие художественного мирообраза Гессе. Соотношение фантастического и реального в структуре произведений. Роман «Демиан», восприятие мировой войны как хаоса, автобиографизм произведения. Гессе о Достоевском. Восточные мотивы у Гессе. Жанр лирико-философской прозы. Роман «Игра в бисер», реальное содержание утопии, Касталия и Европа 30-х годов ХХ века. Антитеза как принцип построения романов Гессе. Противоречивое отношение к «игре» – символу самоценности культуры и отрыва ее от практики. Йозеф Кнехт и Плинио Дезиньори – воплощение различных позиций, относительность каждой из них. Трагическая судьба Кнехта как обобщенный образ трагизма эпохи. Ставка Гессе на самостоятельный выбор, на осознание личной ответственности. Роль творчества Гессе в мировой литературе. Гессе и русская литература.

Творчество Б. Брехта. Теория «эпического театра». Начало литературной деятельности: поэзия и драматургия 1920-х годов. Брехт и пролетарское литературное движение. Теория «эпического театра». Отличие от «аристотелевской» драмы. Исходная идея Брехта – «научить людей думать». Центральное понятие «эпического театра» – «очуждение». Различные уровни осуществления, от понимания действительности до форм ее воплощения, до театральных приемов (прямой авторский комментарий, система зонгов и др.). Брехт о динамке реализма, об исторической изменчивости способов познания жизни. Влияние экспрессионизма на реалистический социально-политический театр Брехта. Тематические циклы пьес Б. Брехта (драмы политические, публицистические, исторические, сатирический образ фашизма и общества и т.д.). Исторические драмы. Тема войны, способы «очуждения» в драме «Матушка Кураж и ее дети». Проблема личной ответственности в пьесе «Жизнь Галилея», образ ученого, парадоксальное освещение темы науки. Обращение Брехта к философской и нравственной проблематике, пьесы-притчи, трагическое столкновение добра и зла в «Добром человеке из Сычуани» и «Кавказском меловом круге». Осуществление принципов Брехта в деятельности театра «Берлинер ансамбль». Значение творчества Брехта для мировой драматургии.

Современная немецкоязычная литература. П. Зюскинд. «Парфюмер». Исторические, социальные и нравственные корни проблемы зла в литературе ХХ столетия. Многообразие аспектов проблемы зла и их синкретическое воплощение в художественном мире романа «Парфюмер». Принципы создания образа Ж.-Б. Гренуя (новый литературный тип «гения» и «злодея», «гениального чудовища»). Причины формирования монстра. Многозначность метафоры аромата (метафора бытия, метафора гениальности, метафора зла) и ее художественная реализация.

 

Американская литература ХХ века. Творчество У. Фолкнера. Творчество Э. Хемингуэя. Творчество Дж.Д. Сэлинджера.

Творчество У. Фолкнера – высшее выражение американского мифа.Фолкнер и южная традиция, миф Юга. Общественные, социально-исторические и нравственно-эстетические истоки мирообраза Фолкнера. Замысел «Саги о Йокнапатофе». Йокнапатоф – социально-конкретное, национальное и вечное, общечеловеческое в образе вымышленного округа; библейские мотивы. Принципы построения экспериментального романа «Шум и ярость»: структура «потока сознания», поэтика, формы выражения авторской интенции. Внутренние монологи у Фолкнера. Мотив «рока», его содержательная функция. Проблема времени и построение романов Фолкнера. Полифоническая композиция. Прошлое и настоящее, природа и цивилизация («Медведь»). Образ современности. Проблема гуманизма в творчестве Фолкнера. Роль творчества Фолкнера в мировой литературе. Фолкнер и русская литература.

Творчество Э. Хемингуэя. Особенности мироощущения писателя («потерянность», ощущение трагизма «бытия у предела», индивидуалистическая мораль стоицизма, комплекс «мужских» идеалов). Формирование творческих принципов, эстетические взгляды писателя. I Мировая война в новеллах и романах Хемингуэя. Содержательные аспекты принципа «айсберга», использование опыта живописи, «постимпрессионизм» Хемингуэя. Особенности диалога, авторского повествования, героя в произведениях писателя. Своеобразие поэтики и жанровой структуры романа «Прощай, оружие!». Война как константа абсурдного мира в романе; любовь и война, утверждение человеческого достоинства через утраты и поражения. Значение фиесты в романе «И восходит солнце»: коррида как сфера проявления героического и прекрасного. Антифашизм Хемингуэя в 1930-е годы. Хемингуэй и испанская война 1936 г. Роман «По ком звонит колокол», приобщение к другим людям, к политически целесообразному действию, новые черты героя Хемингуэя (конфликт политического и человеческого). Нравственно-философская проблематика, развитие гуманистических тенденций и особенности образной структуры в повести-притче «Старик и море». Глубочайший кризис писателя, утрата смысла и цели творчества. Роль творчества Хемингуэя в мировой литературе. Хемингуэй и русская литература.

Творчество Дж.Д. Сэлинджера. Интерес к восточной философии. «Над пропастью во ржи» – роман о бунтующей молодежи. Особенности проблематики и поэтики романа. Отчужденность героя романа Сэлинджера, поиски этических ориентиров, мотивы восточной философии. Способы выражения авторского начала в романе. Сэлинджер и молодежная «контркультура».

 

Американская драматургия. Юджин О’Нил. Теория «Пластического театра» Т. Уильямса

Теория «Пластического театра» Т. Уильямса, конфликт собственничества и романтического идеализма. Интерес к «глубинной» психологии. «Трамвай…  

Литература славянских стран. М. Кундера «Невыносимая легкость бытия».

Основные тенденции развития литературы славянских стран в ХХ веке. Проблематика и поэтика романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия». Философичность заглавия, принцип названия частей и особенности повествования. Концепция жизни в романе. Проблема единства человека, общества и истории Европы. Система оппозиций в романе (душа и тело, смысл и бессмысленность и т.д.). Концепция эскиза и кича в романе. Лейтмотивы, литературные реминисценции, метафизический смысл романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия».

Эстетика и поэтика «нового романа» («антироман»). Творчество А. Роб-Грийе. Творчество Н. Саррот

 

Постмодернизм. У. Эко. Дж. Банрс. М. Павич

Своеобразие постмодернизма У. Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о… Дж. Барнс «История мира в 10½ главах». Категории истории и мира в… «Текствой» роман. Сомнение, ирония и самоирония, игра знаками как основные принципы структурирования текста. Искания…

Театр парадокса, «антидрама». Э. Ионеско. С. Беккет. Т. Стоппард

Фарсы Э. Ионеско («Лысая певица»), драматургические средства воплощения абсурда. Пародирование социальной реальности в пьесах Ионеско, развитие… «Антидрамы» и «антироманы» С. Беккета, образ небытия, «бездействующие лица» в… Пьеса Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» как экзистенциалистская драма «маленького человека». Поэтика…

Латиноамериканская литература. Творчество Х.Л. Борхеса. Творчество Х. Кортасара. Творчество Г.Г. Маркеса

Национально-освободительное движение и литература «третьего мира». Запад и Восток в ХХ веке, постижение восточной философии, специфики восточного сознания в эпоху «заката Европы». Возрастание удельного веса художественного опыта «третьего мира» во всемирной литературе. Латиноамериканский бум в послевоенной Европе – социально-политические и эстетические предпосылки.

Творчество Х.Л. Борхеса. Философские рассказы Борхеса. «Все во всем», универсальность и интертекстуальность как основа его поэтики, пафос безграничного познания, культ книги. Прославление творческих возможностей и способностей человека. Культурные и мифологические образы в рассказах Борхеса. Национальные корни творчества Борхеса. Многослойность структуры произведений, сложность пространственно-временной организации. Европейский постмодернизм и борхесуанская традиция, сходства и различия.

Творчество Х. Кортасара. Экспериментальная проза Х. Кортасара («Модель для сборки», «Игра в классики»). Особенности поэтики, сквозные мифопоэтические образы и мотивы.

Творчество Г.Г. Маркеса. Открытость миру «постмодернистского» искусства Маркеса, интертекстуальность в его прозе – средство создания всеобъемлющей картины бытия, «тотального» романа. «Реальное фантастическое» в романе «Сто лет одиночества», мифотворчество Маркеса. Маркес и движение европейской литературы к синтезу, поиски универсального современного стиля. «Хроника объявленной смерти» как повесть-притча.

 

Японская литература. Своеобразие японского экзистенциализма. Творчество Р. Акутагава. Творчество Ю. Мисима. Творчество К. Абэ. Творчество К. Оэ

Своеобразие развития японской литературы (культурно-исторические, философские особенности). Ключевые понятия дзэн-буддизма как фундаментальной этико-эстетической системы. Национальные традиции в литературе.

Диалог Востока и Запада в в новеллистике Р. Акутагавы.

Творчество Ю. Мисима.Роман Ю. Мисима «Золотой храм»как воплощение важнейших эстетико-философских принципов дзэн-буддизма. Диалог романа с западно-европейской литературной традицией (проблематика, поэтика).

Своеобразие японского экзистенциализма. Творчество К. Абэ, К. Оэ. Особенности поэтики романа К. Абэ «Женщина в песках». Природные образы в контексте японской культурно-философской традиции. Мотив круга, лабиринта. Экзистенциалистская трактовка образа героя (проблема свободы, ответственности человека и др.). Особенности авторской позиции. Роман К. Оэ «И объяли меня воды до души моей». Диалог восточной и западной моделей мира. Образы подростков в романе (проблема жестокости, страха). Современное японское общество в свете идей экзистенциализма. Человечество перед лицом глобальных угроз «атомной эры», реальной перспективы гибели цивилизации и самой природы. Ослабление социально-классовых противоречий и возрастание удельного веса общечеловеческих ценностей. Распространение неоромантического мироощущения как реакции на действительность «атомной эры».

Ведущие литературные премии: Лауреаты, доминирующие тенденции, мнения литературных критиков.

  5. Лабораторный практикум Не предусмотрен

Процесс» (The Trial). Великобритания — Чехия, 1992. Режиссер: Дейвид Джонс. В ролях: Кайл Маклоклен, Энтони Хопкинс, Джейсон Робардс, Джульетт Стивенсон, Полли Уокер, Альфред Молина.

Кафка» (Kafka). США, 1991. Режиссер: Стивен Содерберг. В ролях: Джереми Айронс, Тереза Рассел, Иэн Холм, Армин Мюллер-Шталь.

Замок» (The Castle). Швейцария — Германия, 1968. Режиссер и сценарист: Рудольф Нольте.

Процесс» (The Trial). Германия-Италия-Франция, 1963. Режиссер: Орсон Уэллс. В ролях: Энтони Перкинс, Жанна Моро, Роми Шнайдер, Орсон Уэллс, Аким Тамирофф.

В исправительной колонии» (La Colonia Penal). Франция, 1971. Режиссер: Рауль Руис.

Эта замечательная жизнь Франца Кафки» (Franz Kafka's «It's a Wonderful Life»). Великобритания, 1993г. Режиссер: Питер Кальди. В ролях: Кен Стотт, Ричард Е. Грант, Филлис Логан, Криспин Леттс.

Милена» (Мilena). Канада, Франция, Германия, 1991. Режиссер: Вера Бельмонт. В ролях: Ник Манкузо, Гадран Лангребе, Стаси Кич, Валери Каприски, Филип Англим.

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические указания преподавателю

Курс читается по авторской программе, которая вносит изменения в последний вариант государственной программы по данному циклу. Предлагаемая… Программа курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» предусматривает… В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, при изучении данного курса необходимо…

Методические указания для студентов

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Чтение художественных текстов, эстетических манифестов по курсу (Приложение 1);

2. Конспектирование рекомендованной литературы к практическим занятиям и консультациям (Приложение 2, Приложение 3);

3. Написание творческих работ (Приложение 4):

а. Сюрреализм. Проанализировать стихотворение П. Элюара («К стеклу прильнув лицом…»), уделив особое внимание принципам сюрреалистической поэтики («автоматическое письмо», образ как «сближение удаленных реальностей», субъективный монтаж, техника коллажа, образный параллелизм и т.д.).

б. Роман «потока сознания». Проанализировать эпизод из романа Дж. Джойса «Улисс».

в. Постмодернизм как художественно-эстетический феномен в культуре XX века. (На материале романа У. Эко «Имя Розы» и «Заметок на полях «Имени Розы»»).

г. Своеобразие японского экзистенциализма (К. Абэ «Женщина в песках», К. Оэ «И объяли меня воды до души моей» (на выбор));

4. Написание и защита рефератов (Приложение 5).

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Общая характеристика философских учений, повлиявших на развитие современной литературы.

2. А. Ахматова и В. Набоков о проблемной сути романа Дж. Джойса «Улисс».

3. М. Мамардашвили о цикле романов М. Пруста «В поисках утраченного времени».

4. Проблема отчуждения личности в творчестве Ф. Кафки («Превращение»).

5. Библейские аллюзии в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».

6. «Интеллектуальный роман» как жанр философской прозы ХХ века в творчестве Т. Манна и Г. Гессе: особенности художественной формы.

7. Тема болезни и мифология в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».

8. Проблема выбора пути и идея служения в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

9. Тема «потерянного поколения» в современной западноверопейской литературе (Э. Хемингуэй, Э.-М. Ремарк).

10. «Моцарт и бессмертие» как основная тема романа Г. Гессе «Степной волк».

11. Мотив «ледяного смеха» в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

12. Европейские и американские литературные традиции в прозе Г. Гарсиа Маркеса (сюрреализм, философско-интеллектуальный роман, экзистенциализм и др.).

13.Немецкая литературная традиция проблемы зла и своеобразие ее воплощения в «Парфюмере» П. Зюскинда (И.В. Гете «Фауст» – Т. Манн «Доктор Фаустус» – П. Зюскинд «Парфюмер»).

14. Человек в литературе ХХ века и приемы его изображения в зарубежном романе (на материале романа…).

15. Проблема художественного времени и пространства в романной прозе ХХ столетия.

16. Роль автора в современном зарубежном романе как художественная проблема.

17. Многообразие форм воплощения авторского «я» в современной прозе.

18. Форма притчи в соврменном зарубежном романе.

19. Форма мифа в современном романе как доминирующее свойство художественного языка ХХ столетия.

20. Роман-метафора и проблема синкретизма художественной формы (на материале романов Г. Гарсиа Маркеса, К. Абэ, Х. Котасара, П. Зюскинда, на выбор).

21. Лирический роман и многообразие его форм в западной прозе.

22. Драматизация романа и изменение его структуры в современной прозе.

23. Роман и эссе. Синтез повествовательно-изобразительных и эссеистических форм в современном романе.

24. Роль внежанровых и внелитературных форм в обновлении структуры современного романа (на материале романа М. Павича «Хазарский словарь»).

25. «Постмодернистские» приемы творчества и новоструктурные образования в западной прозе ХХ века.

26. Структура романа-метафоры и становление ее жанровой формы в ХХ столетии (Э.Т.А. Гофман – Ф. Кафка).

27. Проблема бунта в творчестве А. Камю.

28. Диалог Востока и Запада в в новеллистике Р. Акутагавы.

29. Автобиографические мотивы в прозе Ф. Кафки.

30. «Фауст» как одна из основныз тем творчества Т. Манна: реальные и литературные прототипы главного героя романа «Доктор Фаустус».

31. Особенности стилистики «потока сознания» в прозе У. Фолкнера.

32. Подтекст как форма воплощения «состояния души» и «больного» сознания в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие».

33. Своеобразие жанра интеллектуальной драмы в театре ХХ века и ее эволюция от драмы-дискуссии (Б. Шоу) до пьес Ж.-П. Сартра, Б. Брехта.

34. Интертекстуальность как способ создания картины мира в постмодернистком романе (на материале романа У. Эко «Имя Розы», «Заметок на полях «Имени Розы»»)

Примерный перечень вопросов экзамену

1.Социально-исторические истоки актуальной проблематики в литературе XX века. Феномен массовой литературы. Основные направления художественно-исторической полемики в культуре XX века. Параметры противостояния реализм – модернизм.

2.Дадаизм. Сюрреализм.

3.Французская поэзия ХХ века. Творческая эволюция П. Элюара, Ж. Превера, Л. Арагона (на выбор).

4.М. Пруст как реформатор жанра романа. «В поисках утраченного времени» как «субъективная эпопея». Импрессионизм М. Пруста.

5.Поэтика романа М. Пруста «В поисках утраченного времени». Концепция художественного времени, особенности характерологии у М. Пруста.

6.Субъективные и общественно-исторические истоки своеобразия кафкианского мироощущения. Ф. Кафка и экспрессионизм.

7.Основополагающие принципы поэтики романа Ф. Кафки «Процесс».

8.Новеллы Ф. Кафки, их философская насыщенность.

9.Экспериментальный характер романа Дж. Джойса «Улисс».

10. «Улисс» Дж. Джойса как «каталог способов описания» действительности. Исторический, национальный, политический, религиозный и литературный контекст в романе.

11. Поэтика романа Дж. Джойса «Улисс». «Улисс» и герои «Одиссеи».

12. Социально-исторические и философско-гносеологические истоки экзистенциализма. Понятие «абсурда», концепция личности и проблема действия в литературе экзистенциализма.

13. Своеобразие философского романа Ж.-П. Сартра «Тошнота». Сосуществование и борьба экзистансов: Рокантен и Самоучка, Рокантен и Анни.

14. Пьесы Ж.-П. Сартра.

15. Роман А. Камю «Чума» как экзистенциалистский роман.

16. «Посторонний» А. Камю, метафизический и социальный смысл романа. Категория «абсурда» у Камю.

17. Драматургия Ф.Г. Лорки. Лирико-поэтическая организация текста. «Кровавая свадьба».

18. Поэзия Ф.Г. Лорки. Сборники «Поэма о канте хондо» и «Цыганское романсеро», традиционная мифология и современный миф, жанры народного искусства, их творческая переработка. Лорка и сюрреализм.

19. «Доктор Фаустус» Т. Манна как квинтэссенция культуры модернизма. Жанровое своеобразие романа.

20. Поэтика романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Драматизм коллизии романа, гуманистическое и инфернальное в творческом процессе. Трагедия А. Леверкюна.

21. Роман Г. Гессе «Степной волк», его жанрово-стилевое многообразие.

22. Своеобразие романа Г. Гессе «Игра в бисер». Многослойная композиционная структура романа.

23. «Игра в бисер» Г. Гессе как роман-притча о судьбах Духа. Своеобразие характерологии. Нравственно-философская проблематика романа.

24. «На Западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка как метароман. Проблематика и поэтика.

25. Теория «эпического театра», эстетика Б. Брехта. Тематические циклы его пьес.

26. Целостный анализ одной из пьес Б. Брехта (на выбор).

27. Современная немецкая литература. Проблематика и поэтика романа П. Зюскинда «Парфюмер».

28. Принципы создания образа Ж.-Б. Гренуя в романе П. Зюскинда «Парфюмер» (новый литературный тип «гения» и «злодея», «гениального чудовища»).

29. Жанр антиутопии в XX веке. Исследование сущности тоталитарных режимов в романе Дж. Оруэлла «1984».

30. Своеобразие поэтики и жанровой структуры романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие».

31. Целостный анализ притчи Э. Хемингуэя «Старик и море».

32. Экспериментальный роман У. Фолкнера «Шум и ярость». Особенности повествовательной техники и структуры романа.

33. «Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджера. Влияние эстетики дзэн-буддизма на поэтику повести.

34. Американская драматургия. Своеобразие пьес Ю. О`Нила. Целостный анализ пьесы «Страсть под вязами».

35. Теория «Пластического театра» Т. Уильямса. Своеобразие пьес «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»».

36. Основные тенденции развития литературы славянских стран в ХХ веке. Проблематика и поэтика романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия».

37. Эстетика и поэтика «нового» романа.

38. Роман А. Роб-Грийе «В лабиринте» как «новый» роман.

39. Эксперименты французского «нового» романа. «Вы слышите их?» Н. Саррот.

40. Постмодернизм. Социально-исторические и философско-гносеологические истоки, эстетика и поэтика.

41. Своеобразие жанра романа У. Эко «Имя Розы».

42. Современное и средневековое сознание в романе У. Эко «Имя Розы».

43. «Новый новый» роман. Жанровый синкретизм. «История мира в 10½ главах» Дж. Барнса.

44. Эксперименты «гиперромана». Особенности постмодернистского романа М. Павича «Хазарский словарь».

45. Эстетика и поэтика «театра абсурда».

46. Эволюция тематики и проблематики пьес Э. Ионеско («Носороги», «Лысая певица»).

47. Своеобразие пьес С. Беккета. «В ожидании Годо» как манифест «театра абсурда».

48. «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда как «драма абсурда».

49. Поэтика рассказов Х.Л. Борхеса. Литературные мистификации Борхеса.

50. Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества». Жанровый синкретизм романа.

51. Структура и проблематика романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

52. Структура романа Х. Кортасара «Игра в классики». Постмодернистская поэтика романа.

53. Своеобразие развития японской литературы. Ключевые понятия дзэн-буддизма как фундаментальной этико-эстетической системы. Национальные традиции в литературе.

54. Диалог Востока и Запада в в новеллистике Р. Акутагавы.

55. Творчество Ю. Мисима. Роман «Золотой храм» как воплощение важнейших эстетико-философских принципов дзэн-буддизма. Проблематика и поэтика романа.

56. Своеобразие японского экзистенциализма. Особенности поэтики романа К. Абэ «Женщина в песках».

57. Проблематика и поэтика романа К. Оэ «И объяли меня воды до души моей». Диалог восточной и западной моделей мира.

58. Престижные премии в области мировой литературы, лауреаты последних лет.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 032900 (050301.65) «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы).

 

 

Программу составила кандидат филол. наук, доцент_______________________ А.Н. Кошечко

 

 

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

 

Протокол №__1_ от «_29__»_________августа_________2008__ г.

 

 

Зав. кафедрой ____________________________ М.А. Хатямова

 

 

Программа дисциплины одобрена метод. Комиссией филологического факультета ТГПУ

 

Протокол №___ от «___»______________________200__ г.

 

 

Председатель метод. комиссии филологического факультета________________А.В. Курьянович

 

Согласовано:

Декан филологического факультета_____________________________А.В. Гузеева
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Художественные тексты

1.Элюар П. Стихи 2.Превер Ж. Стихи 3.Арагон Л.Стихи

Практическое занятие №1

Тема: Судьба сюрреализма. Творческая эволюция П. Элюара, Ж. Превера, Л. Арагона

2. Сюрреалисты о понятии «чудесное». 3. Автоматическое письмо, техника коллажа. 4. Образ как «сближение удаленных реальностей».

Практическое занятие №2

Тема: Импрессионизм. М. Пруст «В поисках утраченного времени»

(«По направлению к Свану»)

1. Философская концепция импрессионизма А. Бергсона.

2 Творческая история цикла романов «В поисках утраченного времени».

3. Место романа «По направлению к Свану» в романистике М. Пруста.

4. Жанровое своеобразие романа «По направлению к Свану» (роман «потока сознания», роман-воспоминание, «субъективная» эпопея и т.д.). М. Пруст как реформатор жанра романа.

5. Структура романа «По направлению к Свану»:

а) воспоминания о Комбре как «поле памяти», образ Свана в детских воспоминаниях Марселя;

б) образы-прототипы и их значение в первой и во второй частях романа (герцогиня Германтская, Одетта де Креси, Жильберта);

в) сознание «культуры» и проблема памяти в третьей части романа

6. Функция памяти и категория времени в романе М. Пруста.

5. Новые формы пространственно-временной организации, характерологии в романе «По направлению к Свану».

7. Авторское «я» в повествовании, его значение. Повествователь и автор.Субъективность как основной конструктивный принцип романа.

 

Литература:

1. Андреев, Л. Г. Импрессионизм / Л. Г. Андреев. – М., 1980.

2. Андреев, Л. Г. Марсель Пруст / Л. Г. Андреев. – М., 1968.

3. Балашова, Т. В. Автор, герой, рассказчик в цикле Пруста // Вопросы филологии. – 1999. – № 1.

4. Горбовская, С. Г. В поисках Марселя Пруста // Вопросы филологии. – СПб., 2000. – Вып. 6.

5. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л. Г. Андреева, А. В. Карельского, Н. С. Павловой и др. - М., 2000.

6. Таганов, А. Н. Марсель Пруст и французский литературный авангард 1920-х годов // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. – Иваново, 1999.

7. Толмачев, М. В. Перечитывая Пруста // Иностранная литература. –1988. – № 6.

 

Практическое занятие №3

Тема: Романистика Франца Кафки («Процесс»)

1. Субъективные и общественно-исторические истоки своеобразия кафкианского мироощущения.

2. Творчество Ф. Кафки и немецкий экспрессионизм.

3. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: прием кодирования имени героя, значение прототипов.

4. Философско-символическое «выражение» сути действительности в романистике писателя: условность характеристики пространства, прием «развернутой метафоры», «логика сна».

5. Основополагающие принципы поэтики романа «Процесс» (фантасмагоричность, струтура сновидений, лабиринта).

4. Тема «вины», «суда», «приговора» в творчестве Кафки («Письмо к отцу», «В исправительной колонии», «Приговор», «Процесс»). Анализ притчи о вратах Закона.

5. Категории выбора и личной ответственности в романе «Процесс» и новеллистике Ф. Кафки.

6. Интерпретация текстов Ф. Кафки: религиозная, экзистенциальная, сновидческая.

 

Литература:

1. Днепров, В. Д. Метафорический роман Франца Кафки // Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. – М., 1980. – С. 432-485.

2. Дудова, Л. В. Модернизм в зарубежной литературе / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. – М., 1998.

3. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л. Г. Андреева, А. В. Карельского, Н. С. Павловой и др. - М., 2000.

4. Затонский, Д. Ф. Австрийская литература в ХХ столетии / Д. Ф. Затонский. – М., 1985.

5. Затонский, Д.Франц Кафка и проблемы модернизма / Д. Затонский. – М. : Высшая школа, 1972.

6. Зусман, В. Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза / В. Г. Зусман. – Нижний Новгород, 1996.

7. Карельский, А. Лекция о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. – 1995. – №8. – С. 241-248.

8. Подорога, В. Ф. Кафка. Конструкция сновидений // Логос. – 1994. – №5.

Практическое занятие №4

Тема: Джеймс Джойс. «Улисс»

1. Основные этапы жизненного и творческого пути Дж. Джойса.

2. Эстетическое кредо писателя (анализ статей Дж. Джойса «Драма и жизнь», «День толпы», записных книжек 1903-1904 гг.).

3. Творческая история романа Дж. Джойса «Улисс».

4. История публикации романа, отзывы современников (В. Вульф, Т.С. Элиот, Р. Олдингтон и др.).

5. Новаторство Дж. Джойса – проблема повествования в романе:

а) стиль «потока сознания»;

б) повествователь, автор и герой в модернистском тексте;

в) прием умолчания в тексте Дж. Джойса (9-й, 14-й эпизоды).

6. Структура романа: разделение на эпизоды, три основные части романа

7. Многоплановая смысловая и символическая соотнесенность эпизодов романа:

а) реальный план;

б) сюжетный план;

в) тематический план;

г) «гомеровский» план;

д) дополнительные планы (орган тела, искусство, цвет, символ).

8. «Улисс» как «каталог способов описания» действительности. Историчский, национальный, политический, религиозный и литературный контекст в романе. Структура мифологического подтекста.

9. Система персонажей, мифологические прототипы, код имени, его этимология, символика: Стивен Дедал (1 эпизод), Леопольд Блум (4, 5 эпизоды), Молли Блум (18 эпизод). Проблема «взаимной интерпретации»: Блум и Молли, Блум и Стивен, Блум и Герти и т.д.

10. Время и пространство в романе Дж. Джойса, их функции и значение как организующих категорий текста.

11. Основная тема романа: отец и сын, проблема «встречи» как завершение «духовной одиссеи».

12. Роман Дж. Джойса «Улисс» и современная литература. Джойс и русская литература.

 

Литература:

1. Гениева, Е. Перечитывая Джойса // Джойс Дж. Избранное: Сб. ст. – М., 2000.

2. Дудова, Л. В. Модернизм в зарубежной литературе / Л. В. Дудова, Н. П. Михальская, В. П. Трыков. – М., 1998.

3. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Л. Г. Андреева, А. В. Карельского, Н. С. Павловой и др. - М., 2000.

4. Литературный мир об «Улиссе» / Вступ. и сост. Гениева Е. // Иностранная литература. –1989. – № 11.

5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

6. Хоружий, С. С. Принципы сознания и восприятия в художественной системе Джойса // Психоанализ и наука о человеке. – М., 1995.

7. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы XX века (первая половина) / И. В. Шабловская. – Минск: Экономпресс, 1998.

 

Практическое занятие №5

Тема: Альбер Камю. «Посторонний»

1. Роман «Посторонний», метафизический и социальный смысл романа.

2. Ж.-П. Сартр о «Постороннем».

3. Категория «абсурда» в творчестве А. Камю.

4. Особенности композиции романа «Посторонний». Принцип «зеркального взаимодействия» между первой и второй частями повествования.

5. Особенности стиля Камю, опыт жизни «естественного» человека в обществе.

6. Мерсо – герой романтически-экзистенциалистской утопии Камю.

7. Элементы утопии, проанализируйте эпизоды, связанные со следствием и судом над Мерсо.

8. Сравните: Мерсо и Йозеф К. (Ф. Кафка «Процесс») В ожидании казни.

Литература:

1. Великовский, С. В поисках утраченного смысла / С. Выготский. – М., 1979.

2. Днепров, В. Литература и нравственный опыт человека / В. Днепров. – Л., 1970.

3. Кирнозе, З. И. Французский роман ХХ века / З. И. Кирнозе. – Горький, 1977.

4. Пушкарев, А. А. Эволюция «неклассического» трагизма в современных эпических жанрах (Достоевский, Камю, Музиль) / А. А. Пушкарев. – Кемерово, 1989.

5. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами. – М., 1986. – С. 92-108.

6. Тавризян, Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме / Г. М. Тавризян – М., 1977.

7. Фокин, С. Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь / С. Л. Фокин. – СПб. : Издательство «Алетейя», 1999

8. Человек и его мир в философской мысли А. Камю и Ж.-П. Сартра / Рос. акад. гос. служба при През. Рос. Федерации. Каф. философии. – М., 1994.

9. Шервашидзе, В. В. Альбер Камю. Путь к роману «Посторонний» / В. В. Шервашидзе. – Сухуми, 1988.

Практическое занятие №6

Тема: Герман Гессе. «Игра в бисер»

1. Мировоззренческие истоки творчества Германа Гессе.

2. Место романа «Игра в бисер» в творчестве писателя.

3. Жанровое своеобразие романа «Игра в бисер» (роман-утопия, роман-притча).

4. Многослойная композиционная структура романа. «Жизнеописания» Кнехта, их функции в романе. Стихотворения Йозефа Кнехта и их функции в структуре романа.

5. Особенности пространственно-временной организации романа «Игра в бисер».

6. Биполярность структуры романа: Касталия – мир, Кнехт – Дезиньори и т.д.

7. Постижение Кнехтом сути игры в бисер и места Касталии в мире как один из главных сюжетно-фабульных мотивов.

8. Игра в бисер» как роман-притча о судьбах Духа. Своеобразие характерологии. Позиция Кнехта в диспутах и беседах с другими персонажами.

9. Нравственно-философская проблематика романа. Тема сомнения и поиска истины в романе. Мотив служения, тема учителя и ученичества в романе.

Литература:

1. Березина, А. Г. Герман Гессе / А. Г. Березина. – М., 1976.

2. История немецкой литературы. Т. V. 1918–1945. – М., 1976.

3. Каралашвили, Р. Мир романа Г. Гессе / Р. Каларашвили. – Тбилиси, 1984.

4. Павлова, Н. С. Типология немецкого романа. 1900-1945 / Н. С. Павлова. – М., 1982.

5. Седельник, В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература / В. Д. Седельник. – М., 1970.

6. Сулейманов, А. А. «Игра в бисер» Г. Гессе в свете традиции немецкого романа классико-романтической эпохи // Проблемы немецкой литературы конца XVIII – начала XIX века. Научные труды. – Т. 137. – Вып. II. – Куйбышев, 1974. – С. 92-113.

7. Хильмер, Э. Поэтические картины мира Генриха Манна, Томаса Манна, Германа Гессе, Роберта Музиля, Леона Фейхтвангера / Э. Хильмер. – М., 1979.

Практическое занятие №7

Тема: Патрик Зюскинд. «Парфюмер»

1. Современная немецкая литература. Роман П. Зюскинда «Парфюмер».

2. История парфюмерии и особенности професии парфюмера («нюхача»). В какаие исторические эпохи и с какой целью использовались следующие парфюмерные средства: благовонные мази, ароматные масла, ароматы, парфюмированные перчатки, отдушки, духи, бальзамы, парфюмированные масла, туалетный уксус, одеколон. Какую роль в развитии парфюмерной промышленности играет упоминаемый в романе город Грасс? Какие качества необходимы для того, чтобы стать парфюмером? Как создаются новые дхи?

3. Принципы создания образа Ж.-Б. Гренуя (новый литературный тип «гения» и «злодея», «гениального чудовища»).

А) Прочтите описание рождения главног героя. Чем отличается это описание от началабольшинства классическихроманов? Как вводит автор своего героя в ткань повествования?

Б)Какими стилистическими средствами пользуется автор при описании матери главного героя?

В) Почему кормилица отказаласьот главного героя, распознав в нем «дьявола»? В чем, по ее мнению, заключалась особенность этого младенца? Как П. Зюскинд описывает гамму запахов, свойственных обычным подопечным кормилицы?

Г) Найдите в тексте романа то место, где описывается, как главный герой впервые понимает свое предназначение и становится парфюмером?

Д) Причины формирования монстра.

4. Нравственно-философская проблематика романа. Многообразие аспектов проблемы «зла» в «Парфюмере» П. Зюскинда и их синкретическое воплощение в художественном мире романа («метафизическое зло» и демонизм; душевно-духовное зло и «патетика скверны»; «я» — «другие»: отчуждение и антагонизм; «воля к власти», насилие и «деяние зла»; «зло» как личный выбор «сатанинского»). Немецкая литературная традиция проблемы «зла» и своеобразие ее воплощения в «Парфюмере»: И.В. Гете («Фауст») — Т. Манн («Доктор Фаустус») — П. Зюскинд («Парфюмер»).

5. Какие приемы использует П. Зюскинд при описании запахов (см. в словаре – метафора, сравнение, гипербола)? Многозначность «метафоры аромата» («метафора бытия », «метафора гениальности» и «метафора зла») и ее художественная реализация.

Литература:

1. Батай, Ж. Литература и зло / Ж. Батай. — М., 1994.

2. Венгерова, Э. От переводчика // Иностранная литература. — 1991. — № 8. — С. 123–124.

3. Дарк, О. Художник и его натурщицы: Заметки о романах Д. Фаулза «Коллекционер» и П. Зюскинда «Парфюмер» // Литературное обозрение. — 1993. — № 7—8. — С. 70—74.

4. Кургинян, М. Романы Томаса Манна: формы и метод / М. Кургинян. — М., 1975. — С. 275—303.

5. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. — М., 1994. — С. 344—361.

6. Пестерев, В. А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия / В. А. Пестерев. — Волгоград, 1999. — С. 73—89.

7. Скрипник, А. П. Моральное зло / А. П. Скрипник. — М., 1992.

8. Якимович, А. Пансион мадам Гайар, или Безумие разума (Проблема тоталитаризма в конце ХХ века) // Иностранная литература. — 1992. — № 4. — С. 226—236.

Практическое занятие №8

Тема: Уильям Фолкнер. «Шум и ярость»

1. Творчество У. Фолкнера и американская литературная традиция.

2. История создания романа «Шум и ярость» и его мество в творчестве писателя.

3. Особенности повествовательной техники и структуры романа.

4. Проблема времени в романе, значение мифологичесокго подтекста.

5. Особенности стилистики «потока сознания» в прозе У. Фолкнера.

Литература:

1. Анастасьев, Н. А. Фолкнер / Н. А. Анастасьев. – М., 1976.

2. Затонский, Д. В. Искусство романа и ХХ век / Д. В. Затонский. – М., 1973.

3. Зверев, А. Американский роман 20-30-х годов / А. Зверев. – М., 1982.

4. Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т. 3. – М., 1979.

5. Палиевская, Ю. В. Уильям Фолкнер / Ю. В. Палиевская. – М., 1970.

6. Савуренок, А. Романы Фолкнера 1920-30-х годов / А. Савуренок. – М., 1979.

7. Сартр, Ж.-П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера // Сартр Ж.-П. Ситуации. – М., 1997.

 

Практическое занятие №9

Тема: Умберто Эко. «Имя Розы»

 

1. Определение постмодернизма по Эко («Заметки на полях...»).

2. Какова функция нарративных инстанций в романе?

3. «Имя розы» как исторический, политический роман, детектив, роман-диспут, игра-центон.

4. Интертекстуальность как основа повествовательной структуры.

5. «Имя розы»: диалог культурных эпох.

6. Смех как залог развития культуры.

 

Литература:

1. Арсено, М. Интервью с Умберто Эко // Иностранная литература. – 1996. – №11.

2. Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. Ильин. – М., 1996.

3. Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. Ильин. – М., 1998.

4. Лотман, Ю. Выход из лабиринта // Эко У. Имя Розы: Исторический роман. – М., 1989. – С. 468-481.

5. Мерцалова, Е. А. К вопросу о времени и пространстве в романе Умберто Эко // Вопросы взаимовлияния литератур. – Н.Новгород, 1997. – С. 20-33.

6. Пестерев, В. А. Постмодернизм и поэтика романа: Историко-литературные и теоретические аспекты / В. А. Пестерев. – Волгоград, 2001.

7. Рейнгольд, С. «Отравить монаха», или Человеческие ценности по Умберто Эко // Иностранная литература. -1994. - №4.

8. Эко, У. Заметки на полях «Имени Розы» // Иностранная литература. – 1998. – №10.

9. Эко, У. Средние века уже начались // Иностранная литература. – 1994. – №4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методические указания для преподавателей и студентов по организации и выполнению самостоятельной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Сюрреализм. Проанализировать стихотворение П. Элюара («К стеклу прильнув лицом… »), уделив особое внимание принципам сюрреалистической поэтики («автоматическое письмо», образ как «сближение удаленных реальностей», субъективный монтаж, техника коллажа, образный параллелизм и т.д.).

 

Алгоритм анализа поэтического текста

Семантический анализ

2. Выписать лексические цепочки, соотносимык с каждым из этих ключевых образов; 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или… 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, позволяющие увидеть разнгые уровни и оттенки смысла;

Анализ изобразительных средств

2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие особенности звучания стиха (строфика, рифмовка или ее отстутствие, ритм… 3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и сове к…

Анализ стихотворения в контексте

2. В контексте национального литературного процесса: выявить у других поэтов-сюрреалистов аналогичные по содержанию или образному воплощению… 3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения…  

Роман «потока сознания». Проанализировать эпизод из романа Дж. Джойса «Улисс».

Алгоритм анализа эпизода

2. Охарактеризовать место эпизода в композиции произведения, характер изображенного события, действующих лиц; 3. Выявить смысловые и структурные связи эпизода с предыдущим развитием… 4. Проанализировать микротемы эпизода:

Постмодернизм как художественно-эстетический феномен в культуре XX века. (На материале романа У. Эко «Имя Розы» и «Заметок на полях «Имени Розы»»).

Алгоритм анализа

Теоретическая часть

1. Прочитать работу У. Эко «Заметки на полях «Имени Розы»»;

2. Выписать определение ключевых понятий Постмодернизма (Постмодернизм, автор, текст, интертекстуальность, ирония и др.).

3. На основе анализа «Заметок на полях… » охарактеризовать особенности постмодернисткого романа.

Практическая часть

1. История создания романа У. Эко «Имя Розы». Место произведения в творчестве писателя и в истории мировой литературы;

2. Анализ «сильных позиций» текста (название, эпиграф, начало и конец произведения);

3. Тематика и проблематика романа;

4. Жанровое своеобразие;

5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях;

6. Центральные персонажи;

7. Сюжет и особенности строения конфликта;

8. Пейзаж, потрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. Природные образы в контексте японской культурно-философской традиции;

9. Речевой строй произведения (авторские описания, особенности повествовательной техники и т.д.);

10. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведения;

11. Реализация эстетических принципов Постмодернизма в проблематике и поэтике романа У. Эко «Имя Розы».

Своеобразие японского экзистенциализма (К. Абэ «Женщина в песках», К. Оэ «И объяли меня вроды до души моей» (на выбор)).

Алгоритм анализа

Теоретическая часть

1. Эстетика Экзистенциализма. Анализ основных понятий (личность, абсурд, истина и др.);

2. Своеобразие японского экзистенциализма по сравнению с западноевропейским (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Что нового приносит японская философия и культура в понимание фундаментальных понятий и эстетических принципов данного литературного направления.

Практическая часть

1. История создания романа. Место произведения в творчестве писателя и в истории мировой литературы. Национальные традиции в японской литературе;

2. Анализ «сильных позиций» текста (название, эпиграф, начало и конец произведения);

3. Тематика и проблематика романа;

4. Жанровое своеобразие;

5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях;

6. Центральные персонажи. Экзистенциалистская трактовка образа героя (проблема свободы, ответственности человека и т.д.);

7. Сюжет и особенности строения конфликта;

8. Пейзаж, потрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия;

9. Речевой строй произведения (авторские описания, особенности повествовательной техники и т.д.);

10. Композиция сюжета и отдельных образов, общая архитектоника произведения;

11. Особенности авторской позиции;

12. Реализация эстетических принципов Экзистенциализма в проблематике и поэтике романа. Диалог восточной и западной моделей мира.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Методические указания по оформлению реферативных работ

В вузе реферативная работа (реферат)является полноценной формой теоретической контрольной работы, в рамках которой студент проводит самостоятельное… Реферат позволяет проверить не только знания студентов, но и их умения…

Контрольно-измерительные материалы

Тест разработан для студентов очного и заочного отделений филологического факультета, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 032900 (050301.65) «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы). Цель теста – оценка остаточных знаний. Критерий освоения дисциплины – 65 % правильно выполненных заданий.

Тематическая структура теста

  Тест по дисциплине «История зарубежной литературы (ХХ век)» …

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Примерные вопросы к олимпиаде ТГПУ по «Истории зарубежной литературы (ХХ век)»

1. Кому принадлежит следующее высказывание: «Всякий социальный слой по-своему любопытен, и художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи»?

2. Как называлась первая опубликованная книга М. Пруста?

3. Какое из авангардистских течений начала 20 века провозглашало культ науки, НТР, прославляло достижения прогресса как залога счастливого будущего?

4. Работы какого писателя и теоретика искусства переводил Пруст в период работы над романом «Жан Сантей»?

5. Каким словом заканчивается роман Пруста «В поисках утраченного времени»?

6. Метод какого писателя «представляет собой трансформацию реалистической традиции на уровне импрессионизма»?

7. Какой образ называют «завоеванием экспрессионистической лирики»?

8. О каком писателе следующее высказывание Милены Есенской: «Для него жизнь вообще – нечто решительно иное, чем для других людей, и прежде всего деньги, биржа, валютный банк, пишущая машинка для него совершенно мистические вещи…Для него служба – в том числе и его собственная – нечто столь же загадочное и удивительное, как локомотив для ребенка…Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища и приюта. Он как голый среди одетых…»?

9. Кто после смерти Ф. Кафки опубликовал его произведения?

10. Назовите автора и произведение: «Остались необъяснимые скалы... Предание пытается объяснить необъяснимое. Имея своей основой правду, предание поневоле возвращается к необъяснимому».

11. Какое произведение называют «библией модернизма»?

12. Работа над каким справочником позволила Джойсу создать в романе «Улисс» детальное описание города Дублина?

13. Почему Дж. Джойс выбирает временем действия романа «Улисс» 16 июня 1904 года?

14. Какое литературное направление характеризует следующий эстетический принцип: «Не падающий камень, а закон тяготения!»?

15. Кому посвящается роман Ж.-П. Сартра «Тошнота»?

16. Назовите фамилию одного из героев Сартра, которого характеризует следующее высказывание Натали Саррот: «существо без контуров, неопределимое, неуловимое и невидимое, анонимное «Я», которое является всем и ничем, которое чаще всего есть лишь отражение самого автора»?

17. Как называлась последняя пьеса Сартра?

18. Какой награды за достижения в области литературы был удостоен А. Камю в 1957 году?

19. Назовите фамилию автора, который сформулировал закон своей жизни и творчества следующим образом: «Пусть установится между людьми любовное общение, пусть свяжет их чудесная цепь духовного единения - ведь это к нему стремятся слово, кисть, резец и все искусства»?

20. Назовите первую трагедию Лорки?

21. Какому зарубежному писателю ХХ века может быть дана следующая характеристика: «индивидуалист, ощущающий собственную уязвимость»?

22. Какому литературному направлению дается следующая характеристика: «не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние, если угодно, Kunstwollen - подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный …, так же как у любой эпохи есть собственный маньеризм»?

23. Какой писатель учился в семинарии в Маульбронне?

24. Назовите фамилию писателя, которому принадлежит следующее высказывание: «…у меня впрямь отсутствует почтение к действительности<…>действительность есть то, о чем надо меньше всего хлопотать<…>действительность являет собой случайное, то есть отброс жизни. Ее нельзя изменить никаким иным способом, кроме как отрицая ее и показывая ей, что мы сильнее, чем она».

25. В какой пьесе Б. Брехта действуют следующие персонажи: Андреа Сарти, Людовико Марсили, Приули, Сагредо, Вирджиния, Федерцони, Козимо Медичи?

26. Какой год был назван ЮНЕСКО годом Дж. Оруэлла?

27. Имя главной героини пьесы Т. Уильямса «Трамвай «Желание» Бланш Дюбуа означает…

28. Назовите настоящую фамилию французской писательницы Натали Саррот?

29. Назовите автора и произведение: «Вечером происходили странные вещи: двадцать семей становились одной семьей, дети – общими детьми. Потеря родного угла становилась общей потерей, счастливая жизнь там, на Западе, - общей мечтой. И бывало так, что из-за болезни одного ребенка отчаяние охватывало двадцать семей или сто человек. И сто человек соблюдали тишину всю ночь и благоговели, зная, что вон в той палатке рожает женщина, а утром сто человек радовались появлению новой человеческой жизни. Семья, которую еще накануне мучило чувство одиночества и страха, ворошила свой скарб в поисках подарка для новорожденного. Вечером у костра двадцать семей сливались в одну. И эта одна семья была ячейкой, которая существовала один вечер, одну ночь».

30. Назовите роман, за который Г. Гессе был удостоен Нобелевской премии?

31. Писателей какой литературной школы характеризует следующее высказывание: «Мы очень быстро вошли в моду, оттого что образовали группу романистов с репутацией нечитаемых. Мы писали трудные для понимания тексты, в них почва словно бы уходила из-под ног»?

32. Что означает название романа У. Эко «Имя Розы»?


 

– Конец работы –

Используемые теги: История, зарубежной, литературы0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История зарубежной литературы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История зарубежной литературы
На сайте allrefs.net читайте: "История зарубежной литературы"

Предмет, метод и периодизация истории государства зарубежных стран ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Санкт Петербургский университет Государственной противопожарной службы...

История зарубежной литературы
Данные методические рекомендации охватывают все периоды истории зарубежной литературы от Древней Греции до современности. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что даёт… Кроме этого, студентам предлагаются темы, не охваченные системой вопросов и заданий, рассчитанные на самостоятельную…

История зарубежной литературы
На сайте allrefs.net читайте: "История зарубежной литературы"

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

История зарубежной литературы
Культура Древней Греции создание ее мыслителей, поэтов, ваятелей и зодчих необходимая часть великого наследия, на которое опираемся мы, строители… Литература испокон веку играла весомую роль в развитии общества, находясь на… Именно эти страны явились лоном классицизма с его героичностью, гуманизма со вспыхнувшей внезапно любовью к человеку,…

Агрессия в отечественной и зарубежной литературе
Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление.Но все они подпадают под… I. Теория влечения психоаналитический подход. Основоположником этой теории… Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена…

История русской литературы
Хотя возраст первых попыток по-новому осмыслить культурное и литературное пространство ХХ столетия уже переваливает через рубеж десяти лет (Акимов… Единодушны исследователи в утверждении, что «разомкнувшееся в конце ХХ века… Но солидарны они только в отрицании прежних вульгаризированных схем (Освобождение от догм. История русской…

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
я неделя... Л Введение Общая характеристика символизма с с... Пз Творчество К Д Бальмонта и русский символизм с...

Краткая история СПО «Альтернатива». История студенческих отрядов Свердловской области. Компетенция и должностные обязанности вожатого
На сайте allrefs.net читайте: Личность вожатого...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • История государства и права зарубежных стран (вар. III) Надо отметить, что в круг частныхправонарушений римское право включает и такие, которые, с современной точкизрения, являются уголовными… Виды частных деликтов Iuiuria неправомерное действие вспециальном смысле… Ещ по законам XII таблиц были известныотдельные виды личных обид. Таблица VIII Если причинит членовредительство ине…
  • Состояние и совершенствование зарубежных связей Москвы с зарубежными странами И в самом деле, интересы такого мегаполиса, каким является Москва, объективно требуют поддержания и постоянного развития активных связей с… На сегодняшний день столица сотрудничает с городами, регионами и государствами… Сделано действительно очень много. Кардинальные изменения произошли во всех сферах жизни города.Не обошли они стороной…
  • Литература 50 х -80 х годов. Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Алексей Николаевич Арбузов “Иркутская история” Эти особенности, позволяющие драматургу последить становление характера героя, особенно последовательно выражены в одной из лучших его пьес… После окончания войны студия закрылась. В 1947 году Арбузов написал легкую… Будучи до конца верным лирико-романтическому направлению, А. Арбузов выступает как художник, обладающий своей темой,…
  • Контрольная по зарубежной литературе Зимняя сказка . 00. Флобера Госпожа Бовари . 00. Уитмена Листья травы проблематика и художественное своеобразие. 00. Идейно-художественное… Традиции просветительской сатиры в романе. 00. Роллана Кола Брюньен . 00.… Поэзия Байрона еще при жизни автора сделалась достоянием эпохи привлекла внимание и вызвала ожесточенные споры среди…
  • ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ... УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...