рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методические указания преподавателю

Методические указания преподавателю - раздел Литература, История зарубежной литературы Курс «История Зарубежной Литературы (Хх Век)» Строится На Сочетании Двух Прин...

Курс «История зарубежной литературы (ХХ век)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем литературы ХХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей европейской и русской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая вносит изменения в последний вариант государственной программы по данному циклу. Предлагаемая программа многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, при изучении данного курса необходимо делать акцент на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

Основная сложность и специфика изучения зарубежной литературы этого периода заключается в большом объеме, многонациональном составе изучаемого материала, незаконченности, подвижности литературного процесса. В связи с этим предметом изучения должны являться в равной степени как факты и события, прошедшие этап эстетического осмысления, так и те, которые нуждаются в таковом.

В рамках данного курса историко-литературный процесс необходимо рассматривать в тесной связи с философскими, мировоззренческими концепциями, сформировавшими базу для осмысления ведущими зарубежными писателями современного состояния мира и места человека в нем, ключевых нравственно-этических категорий. Специфика художественных произведений, которые изучаются в рамках курса «История зарубежной литературы (XX век)» требует сочетания нескольких методологических подходов (филологического, культурологического, концептуального и поэтологического), позволяющих наиболее полно отразить сложную взаимосвязь социально-исторических и имманентных законов искусства.

Концепция курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» предполагает изучение узловых проблем литературной жизни в общем контексте общественно-духовной ситуации эпохи, раскрытие закономерностей существования и специфики развития различных эстетических систем в зарубежной литературе ХХ века, их взаимодействия в процессе углубленного анализа творчества писателей.

Знакомство с основными закономерностями литературно-эстетического развития стран Европы (Франция, Германия, Англия, Италия, Испания), США, Латинской Америки, Японии, литературных направлений следует сочетать с монографическим изучением творчества крупнейших зарубежных писателей (Ф. Кафка, А. Камю, Э. Хемингуэй, П. Зюскинд, Г. Гессе и др.). В рамках творческой парадигмы каждого писателя должна ставится задача выявить строй художественного сознания, определить особенности мировидения, пути формирования философских, эстетических и этических взглядов, степень включения его поэтики в общий культурологический контекст, в национальную и мировую традицию.

На практических занятиях студенты должны раскрыть реализацию творческих принципов писателя на уровне анализа отдельного произведения. В связи с этим одной из основных задач должно являться обучение студентов 3 курса навыкам целостного анализа художественных произведений. Темы предложенных семинарско-практических занятий строятся по принципу выборочного анализа и сосредоточены на наиболее важных компонентах текста и отдельных категориях поэтики (Приложение 2).

Для отработки, углубления и конкретизации отдельных теоретических понятий и категорий поэтики разработана система контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (Приложение 3). Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы студентам предлагается использовать подробные планы творческих работ и алгоритмы анализа художественных текстов (Приложение 4), методические указания к оформлению реферативных работ (Приложение 5).

Программа курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» построена с учетом общих требований, предъявляемых к студенту-филологу, который должен свободно владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, использовать современную методологию и методику анализа. В рамках курса предполагается знакомство студентов с программными документами изучаемого периода, отражающими сложные эстетические искания писателей различных стран и литературных направлений.

Индивидуальная работа, как и практические занятия, направлены на выработку навыков самостоятельного мышления, умение находить понятийно-логическую, оценочную аргументацию.

Необходимым элементом в изучении курса является просмотр и обсуждение художественных фильмов по мотивам произведений зарубежных писателей ХХ века («Парфюмер», «Прощай, оружие», «Имя Розы» и др.).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История зарубежной литературы

На сайте allrefs.net читайте: "История зарубежной литературы"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методические указания преподавателю

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ДПП.Ф.13 История зарубежной литературы
(ч.4)     1. Цели и задачи дисциплины «История зарубежной литературы XX века» является одним из фундаментальных пр

Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п Раздел дисциплины Лекции Практические занятия или семинары Лабораторные занятия 1. Ос

Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления
Кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. Научно-техническая революция и литература. Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи.

Сюрреализм
Сюрреализм и дадаизм. Роль Г. Аполлинера в формирования сюрреалистической эстетики и терминологии. Влияние философии бессознательного (А. Бергсон, З. Фрейд) на художественное творчество поэтов-сюрр

Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Ф. Кафки
Феномен немецкоязычной австрийской литературы.Творчество Ф. Кафки и «пражская школа». Субъективные и общественно-исторические истоки своеобразия кафкианского мироощущения. Значение дневников, письм

Творчество Джеймса Джойса как синтез культуры модернизма
Основные этапы жизненного и творческого пути Дж. Джойса. Эстетическое кредо писателя (статьи «Драма и жизнь», «День толпы», записные книжки 1903-1904 гг.). Эволюция художественного творчества Джойс

Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю
Экзистенциалистские идеи в культуре XX века как выражение кризисного состояния духа. Философские и общественно-исторические основы экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер). Ортега-и-Гассет и экзистен

Испанская поэзия. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки
Испанская поэзия, сюрреализм и традиция Гонгоры. Эволюция от модернизма к народности и гражданственности. Война и испанская литература. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки. Национальные истоки эс

Американская драматургия. Юджин О’Нил. Теория «Пластического театра» Т. Уильямса
О’Нил и европейская драма, эволюция драматурга от натурализма к экспрессионизму. Жанровое многообразие его пьес. Место пьесы «Страсть под вязами», отрицание фундаментальных ценностей американской к

Эстетика и поэтика «нового романа» («антироман»). Творчество А. Роб-Грийе. Творчество Н. Саррот
«Конец авангарда». «Антироман» и «антидрама» 1950-х годов как последняя волна классического модернизма. Теоретические основы «антиромана».«Антироман» и экзистенциализм. Отказ от идейности и реализм

Постмодернизм. У. Эко. Дж. Банрс. М. Павич
Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, отрицающий основополагающие принципы модернизма, – утверждение тотальн

Театр парадокса, «антидрама». Э. Ионеско. С. Беккет. Т. Стоппард
Культурные и литературные корни театра парадокса. Оппозиция классической «аристотелевской» драме. Эстетика «антитеатра», его теоретики, режиссеры-экспериментаторы. Новые принципы структурирования т

Ведущие литературные премии: Лауреаты, доминирующие тенденции, мнения литературных критиков.
Ведущие литературные премии: Пулитцеровская премия, премия им. Фолкнера (США), Гонкуровская, Гран-При по литературе, премия им. Клейста, Ф. Шиллера, Г. Манна (Германия), Акутагавы (Япония), «Европе

Художественные тексты
1.Элюар П. Стихи 2.Превер Ж. Стихи 3.Арагон Л.Стихи 4.Пруст М. В поисках утраченного времени (По направлению к Свану) 5.Кафка Ф. Процесс. Рассказы (Ночью. Про

Тема: Судьба сюрреализма. Творческая эволюция П. Элюара, Ж. Превера, Л. Арагона
1. Манифест сюрреализма Андре Бретона. Роль бессознательного в искусстве по Бретону. 2. Сюрреалисты о понятии «чудесное». 3. Автоматическое письмо, техника коллажа. 4. Об

Методические указания для преподавателей и студентов по организации и выполнению самостоятельной работы
Тема Объем в часах Формы работы Формы контроля Литература Особенности литературного процесса в запад

Семантический анализ
1. Выявить ключевые образы. Охарактеризовать способ их проявления в тексте: названы прямо, подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержани

Анализ изобразительных средств
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения основных (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т. д.). 2. Выявить «вс

Анализ стихотворения в контексте
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, обстоятельствами биографии,

Алгоритм анализа эпизода
1. Краткие сведения о произведении, его содержании, особенностях романа «потока сознания» (проблематика и поэтика); 2. Охарактеризовать место эпизода в композиции произведения, характер из

Методические указания по оформлению реферативных работ
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги; 2) доклад на определённую тему, включающий обз

Тематическая структура теста
  N ДЕ Наименование дидактической единицы (ДЕ) ГОС N задания Тема задания Модернизм. Основн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги