Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю
Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю - раздел Литература, История зарубежной литературы Экзистенциалистские Идеи В Культуре Xx Века Как Выражение Кризисного Состояни...
Экзистенциалистские идеи в культуре XX века как выражение кризисного состояния духа. Философские и общественно-исторические основы экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер). Ортега-и-Гассет и экзистенциализм («Восстание масс»). Эстетика экзистенциализма. Культ «Я» как основа мироощущения. Изображение судьбы индивидуума в мире хаоса, абсурда («Тошнота» Сартра, «Путешествие на край ночи» Селина). Проблема отчуждения, ангажированности, действия, свободы выбора и др. Концепция личности. Острота нравственно-этической проблематики. Полемика с З. Фрейдом.
Творчество Ж.-П. Сартра как художественный эквивалент его меняющихся идей.Истоки философии, решающее значение немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). «Интенциональность» как средство преодоления односторонности идеализма и материализма, восстановления в правах реальности («освободиться от Пруста»). «Бытие и ничто» – главный философский труд Сартра. Своеобразие философского романа «Тошнота». Тошнота – состояние героя, обнаружившего существование «неоправданной», лишенной смысла реальности и своего отличия от «вещей», своей абсолютной свободы. Рокантен – герой абсурдного мира. Ранняя новеллистика («Стена»). Война и возникновение «новой морали», осознание детерминизма и ответственности. «Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Трилогия «Дороги свободы. Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма» («Экзистенциализм – это гуманизм», «Что такое литература?»). Реализация эстетики «конкретной универсальности» в драматургии – обретение свободы («Мухи»), осознание необходимости и нравственной оправданности политического действия («Грязные руки», «Дьявол и Господь Бог»), проблема обусловленности и ответственности («Затворники Альтоны»). «Гадкий утенок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.» – поиски синтеза, универсального человеческого знания, объединяющего литературу и философию.
«Романтический экзистенциализм» Камю. Камю и Достоевский. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Роман «Посторонний», метафизический и социальный смысл романа. Мерсо – герой романтически-экзистенциалистской утопии Камю. «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью. Искусство как способ одолеть судьбу. Камю и классическая литературная традиция. Мировая война и фашизм – факторы изменения позиции писателя, поиски социально-нравственного противовеса практике вседозволенности. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Жанр романа – хроника-притча. Идея ответственности, солидарности с судьбами других людей. Система персонажей, осуществляющих выбор относительно реальности абсурда. Драматургия Камю: от мифа абсолютной свободы («Калигула») к идее нравственной ответственности («Праведные»). Камю – критик и «чистого», и политизированного искусства, тоталитаризма и политической революции («Бунтующий человек»). Последние произведения Камю (повесть «Падение», новеллы), нарастание романтических мотивов в пессимистической картине современного мира.
Сюрреализм
Сюрреализм и дадаизм. Роль Г. Аполлинера в формирования сюрреалистической эстетики и терминологии. Влияние философии бессознательного (А. Бергсон, З. Фрейд) на художественное творчество поэтов-сюрр
Феномен немецкоязычной австрийской литературы. Творчество Ф. Кафки
Феномен немецкоязычной австрийской литературы.Творчество Ф. Кафки и «пражская школа». Субъективные и общественно-исторические истоки своеобразия кафкианского мироощущения. Значение дневников, письм
Творчество Джеймса Джойса как синтез культуры модернизма
Основные этапы жизненного и творческого пути Дж. Джойса. Эстетическое кредо писателя (статьи «Драма и жизнь», «День толпы», записные книжки 1903-1904 гг.). Эволюция художественного творчества Джойс
Испанская поэзия. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки
Испанская поэзия, сюрреализм и традиция Гонгоры. Эволюция от модернизма к народности и гражданственности. Война и испанская литература. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки. Национальные истоки эс
Постмодернизм. У. Эко. Дж. Банрс. М. Павич
Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, отрицающий основополагающие принципы модернизма, – утверждение тотальн
Театр парадокса, «антидрама». Э. Ионеско. С. Беккет. Т. Стоппард
Культурные и литературные корни театра парадокса. Оппозиция классической «аристотелевской» драме. Эстетика «антитеатра», его теоретики, режиссеры-экспериментаторы. Новые принципы структурирования т
Методические указания преподавателю
Курс «История зарубежной литературы (ХХ век)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жан
Художественные тексты
1.Элюар П. Стихи
2.Превер Ж. Стихи
3.Арагон Л.Стихи
4.Пруст М. В поисках утраченного времени (По направлению к Свану)
5.Кафка Ф. Процесс. Рассказы (Ночью. Про
Семантический анализ
1. Выявить ключевые образы. Охарактеризовать способ их проявления в тексте: названы прямо, подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержани
Анализ изобразительных средств
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения основных (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т. д.).
2. Выявить «вс
Анализ стихотворения в контексте
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, обстоятельствами биографии,
Алгоритм анализа эпизода
1. Краткие сведения о произведении, его содержании, особенностях романа «потока сознания» (проблематика и поэтика);
2. Охарактеризовать место эпизода в композиции произведения, характер из
Методические указания по оформлению реферативных работ
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги; 2) доклад на определённую тему, включающий обз
Тематическая структура теста
N ДЕ
Наименование дидактической единицы (ДЕ) ГОС
N задания
Тема задания
Модернизм. Основн
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов