Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления
Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления - раздел Литература, История зарубежной литературы Кризис Основополагающих Ценностей Западной Цивилизации. Научно-Техническая Ре...
Кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. Научно-техническая революция и литература. Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи. Феномен «массовой литературы» как отличительная черта «цивилизации потребления». Жанры массовой литературы (детектив, любовный роман и др.), их одномерность, конъюнктурность, конформизм. Эволюции мировой литературы в ХХ веке. Проблема художественного синтеза, поисков универсального художественного языка. Литература и философия, выработка синкретического стиля. Проблема личности в эстетике и поэтике литературных направлений XX века (личность как абсолютная ценность, как творческое начало и как объект изображения).
Периодизация курса. Общая характеристика двух основных периодов – «модернистского» (1910–1940-е гг.) и «постмодернистского» (1950–1990-е гг.). Типология литературных направлений, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы литературной истории ХХ века.
Эпоха Модернизма в зарубежной литературе XX века. Типологические черты модернизма (формотворчество, авторское видение как центр и критерий оценки происходящего, воссоздание новой реальности в произведении через разорванный мир индивида, интровертные повествовательные формы и т.д.).
Основные течения и направления модернизма. Художественный авангард1910–1920 годов в литературе и изобразительном искусстве (футуризм, кубизм, дадаизм, ультраизм и др.), его отличительные особенности (разрыв с традицией, культ машинной цивилизации, отказ от художественности, замена образа «объектом», культ примитивизма, техника коллажа как ведущий прием создания текстов, эстетика «ячества», вседозволенности художника). Авангардизм и модернизм. Взаимодействие модернистского и немодернистского искусства в литературе ХХ века.
Дадаизм. Концепция творческого процесса. Идея бунта против норм цивилизации, отказ от значения слова, от эстетических категорий в искусстве. Трансформация представлений о мире: мир как хаос, набор несвязанных друг с другом фрагментов, мир как текст, лишенный смысла. Приемы создания текста: «автоматическое письмо», субъективный монтаж, техника коллажа, эстетизация обыденных вещей. Дадаизм и дальнейшее развитие «абсурдизма» в зарубежной литературе ХХ века (антидрама, антироман).
Сюрреализм
Сюрреализм и дадаизм. Роль Г. Аполлинера в формирования сюрреалистической эстетики и терминологии. Влияние философии бессознательного (А. Бергсон, З. Фрейд) на художественное творчество поэтов-сюрр
Творчество Джеймса Джойса как синтез культуры модернизма
Основные этапы жизненного и творческого пути Дж. Джойса. Эстетическое кредо писателя (статьи «Драма и жизнь», «День толпы», записные книжки 1903-1904 гг.). Эволюция художественного творчества Джойс
Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю
Экзистенциалистские идеи в культуре XX века как выражение кризисного состояния духа. Философские и общественно-исторические основы экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер). Ортега-и-Гассет и экзистен
Испанская поэзия. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки
Испанская поэзия, сюрреализм и традиция Гонгоры. Эволюция от модернизма к народности и гражданственности. Война и испанская литература. Творческий путь Федерико Гарсиа Лорки. Национальные истоки эс
Постмодернизм. У. Эко. Дж. Банрс. М. Павич
Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, отрицающий основополагающие принципы модернизма, – утверждение тотальн
Театр парадокса, «антидрама». Э. Ионеско. С. Беккет. Т. Стоппард
Культурные и литературные корни театра парадокса. Оппозиция классической «аристотелевской» драме. Эстетика «антитеатра», его теоретики, режиссеры-экспериментаторы. Новые принципы структурирования т
Методические указания преподавателю
Курс «История зарубежной литературы (ХХ век)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жан
Художественные тексты
1.Элюар П. Стихи
2.Превер Ж. Стихи
3.Арагон Л.Стихи
4.Пруст М. В поисках утраченного времени (По направлению к Свану)
5.Кафка Ф. Процесс. Рассказы (Ночью. Про
Семантический анализ
1. Выявить ключевые образы. Охарактеризовать способ их проявления в тексте: названы прямо, подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержани
Анализ изобразительных средств
1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения основных (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т. д.).
2. Выявить «вс
Анализ стихотворения в контексте
1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, обстоятельствами биографии,
Алгоритм анализа эпизода
1. Краткие сведения о произведении, его содержании, особенностях романа «потока сознания» (проблематика и поэтика);
2. Охарактеризовать место эпизода в композиции произведения, характер из
Методические указания по оформлению реферативных работ
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги; 2) доклад на определённую тему, включающий обз
Тематическая структура теста
N ДЕ
Наименование дидактической единицы (ДЕ) ГОС
N задания
Тема задания
Модернизм. Основн
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов