Особенности литературного процесса в западноевропейской литературе XX века. Модернизм. Основные течения и направления

Кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. Научно-техническая революция и литература. Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» – характерный признак современной эпохи. Феномен «массовой литературы» как отличительная черта «цивилизации потребления». Жанры массовой литературы (детектив, любовный роман и др.), их одномерность, конъюнктурность, конформизм. Эволюции мировой литературы в ХХ веке. Проблема художественного синтеза, поисков универсального художественного языка. Литература и философия, выработка синкретического стиля. Проблема личности в эстетике и поэтике литературных направлений XX века (личность как абсолютная ценность, как творческое начало и как объект изображения).

Периодизация курса. Общая характеристика двух основных периодов – «модернистского» (1910–1940-е гг.) и «постмодернистского» (1950–1990-е гг.). Типология литературных направлений, методов и стилей в их динамике, определяющей этапы литературной истории ХХ века.

Эпоха Модернизма в зарубежной литературе XX века. Типологические черты модернизма (формотворчество, авторское видение как центр и критерий оценки происходящего, воссоздание новой реальности в произведении через разорванный мир индивида, интровертные повествовательные формы и т.д.).

Основные течения и направления модернизма. Художественный авангард1910–1920 годов в литературе и изобразительном искусстве (футуризм, кубизм, дадаизм, ультраизм и др.), его отличительные особенности (разрыв с традицией, культ машинной цивилизации, отказ от художественности, замена образа «объектом», культ примитивизма, техника коллажа как ведущий прием создания текстов, эстетика «ячества», вседозволенности художника). Авангардизм и модернизм. Взаимодействие модернистского и немодернистского искусства в литературе ХХ века.

Дадаизм. Концепция творческого процесса. Идея бунта против норм цивилизации, отказ от значения слова, от эстетических категорий в искусстве. Трансформация представлений о мире: мир как хаос, набор несвязанных друг с другом фрагментов, мир как текст, лишенный смысла. Приемы создания текста: «автоматическое письмо», субъективный монтаж, техника коллажа, эстетизация обыденных вещей. Дадаизм и дальнейшее развитие «абсурдизма» в зарубежной литературе ХХ века (антидрама, антироман).