Процесса рубежа XIX-ХХ веков

Приступая к изучению специфики развития зарубежных литератур рубежа веков, студентам необходимо понять, что, несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П.Флоренский). Перечень трудов вышеуказанных философов студент найдет в прилагаемой библиографии. Студенты, желающие получить более широкое представление о специфике эпохи , могут дополнительно ознакомиться с этими трудами.

Работая над курсом зарубежных литератур данного периода, студентам будет небесполезно возобновить в памяти основные положения поистине эпохального труда А.Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказавшего влияние на мировоззрение многих писателей (Т.Манн, Т.Гарди). При этом студенты должны учитывать, что в своих воззрениях А.Шопенгауэр шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом. Здесь студенту можно вновь обратиться к кантовской «Критике способности суждения», исследующей категории «прекрасного» и «возвышенного», а также проблемы «гения» (художника).

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф.Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф.Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф.Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р.Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т.Манна, Р.Роллана). Работы Ф.Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886) наложат отпечаток на творчество Дж. Лондона. Более подробные указания студент найдет в соответствующих разделах пособия.

Для наиболее полного постижения специфики литературно-художественного мира рубежа веков студентам нужно познакомиться с учением об интуиции А.Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Студентам нужно заострить внимание именно на таком определении декаданса, уяснить, что это не направление, не метод, не стиль, а определенное мировосприятие. Главную причину «декаданса», в частности, Ницше усматривает в христианстве («Веселая наука», 1882).

В работе над курсом студенту необходимо четко разграничивать понятия «декаданс» и «модернизм». Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство». (Э.Ховардсхолм. Модернизм: исследование понятия в историко-философском плане //Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. М., 1986. С. 460).

Для более глубокого восприятия специфики эпохи, для уяснения соответствия понятий «декаданс» и «модернизм» студентам рекомендуется обратиться к следующим материалам: