рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Патриции и плебеи

Патриции и плебеи - раздел Литература, Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД   Все Римляне, Входящие В Родовую Организацию, Представляли Соб...

 

Все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, то есть людей имеющих свой совет отцов (patres). В свою очередь, плебеи — это те самые переселенцы, о которых уже было сказано (потом к ним стали добавляться и те, кто добровольно переселился сюда).

При этом римские плебеи первоначально совсем не мелкие крестьяне, не знающие чем прокормить свою семью. Многие из них составляли собой довольно зажиточный класс землевладельцев, ибо были способны носить (приобретаемое поначалу за свой счет) оружие. Больше того, значительная их часть проживала в городе. Хроники республиканского времени изобилуют сведениями о борьбе римских сословий (и мы еще будем говорить об этом в следующем параграфе), но политическое влияние нельзя было обрести живя вне его. Словом, все это свидетельствует о том, что борющемуся за участие во власти римскому плебею было кого оставить обрабатывать свой надел. Это, конечно, не значит, что Рим не знал бедноты, но неимущая часть стояла вне политической жизни, и вообще не принималась в расчет никем.

Впрочем, даже имеющие достаточные средства к существованию люди только в самом начале включались в состав трех римских триб, со временем доступ в нее был прекращен, поэтому новые поселенцы оказались на положении неполноправных граждан, ибо были лишены права участия в куриатных комициях и в Сенате. Число их быстро увеличивалось, тогда-то их и стали называть плебсом (от plebe — наполнять). Но в силу того, что семьи переселенцев не входили в римские трибы, они не подлежали наделению землей, за исключением небольшого участка при доме; кроме того, у них не было прав и на пользование общинной землей. Поэтому на долю плебса, как правило, доставались ремесло и торговля. Здесь, конечно, существовала возможность разбогатеть, но, как и во всяком бизнесе, гораздо легче было скатиться на самое дно. Развивающаяся среди этого сословия имущественная несостоятельность, проще сказать нищета, и сопровождающее последнюю политическое бесправие делали римских плебеев мало обязанными не ставшему родным полису. В свою очередь политическая неблагонадежность не позволяла вооружить это сословие (а значит, обеспечить ключевые позиции в военной структуре государства и тем обосновать его претензии на участие во власти), поэтому они получают право формировать только 30, к тому же легковооруженных, вспомогательных центурий. Вследствие всего этого здесь возникает некий замкнутый круг: обезземеленное, плебейство (за вычетом, может быть, тех, кому выпала удача) не испытывает никаких патриотических чувств и часто проявляет склонность к уклонению от воинского долга, а то и просто к откровенному дезертирству. В свою очередь, отсутствие преданности идеалам города, готовности разделить с патрициями все жертвы, на которые их обрекает военное ремесло, и, как следствие, лишь вспомогательная, второстепенная роль в армии, не дает им права претендовать на землю. Вернее сказать не дает Риму основания удовлетворить их претензии. Неудовлетворенные же претензии лишь усиливают политическую неблагонадежность… Поэтому, точно так же, как и греческие низы, они оказываются на самой периферии имущественной иерархии, военной структуры, а значит,— и вне политической власти. А вместе с ними вне политической власти оказывается и вполне состоятельная часть плебейства.

Можно было бы утверждать, что отличия систем государственного управления в большой мере обусловлены объективными факторами и мало зависят от воли и сознания народных масс, от идеалов общественного устройства. Но вряд ли это было бы правильно: гражданская ответственность, готовность служить в армии и уважение к закону со временем прочно укоренились в римском обществе; Рим поры судьбоносного для него противостояния патрициев и плебеев уже не то разбойное гнездо, каким он был в начале своей истории. Поэтому аксиоматика того далекого времени, которая запрещает вооружать (а значит, и учитывать при разделе трофеев) сословие, не выражающее беспрекословной готовности пожертвовать собой ради защиты отечества,— это ведь тоже властная воля народа, который защищает какой-то свой идеал общественной справедливости. И потом не следует забывать, что явное отсутствие патриотизма, нежелание разделить римские ценности, неспособность плебейства к той — тотальной — мобилизации, которая с давних пор отличает римского патриция, точно так же, как и греческий гоплит, вручавшего отечеству не только собственную жизнь, но собственную душу, не может остаться незамеченной общиной. А ведь она в конечном счете стремится утвердить какой-то свой идеал справедливости. Поэтому вряд ли было бы честным по отношению к ней требовать принятия во власть тех, кто не готов без рассуждений пожертвовать собой за процветание родного города.

Меж тем мы можем говорить не только об отсутствии патриотизма, нам известны случаи прямой измены плебеев (о них в своей «Истории Рима» говорит еще Тит Ливий. Так, в 484 г. римлянам пришлось воевать на два фронта. Один из консулов, Фурий, действовал против эквов, другой, Фабий, — против вейентов, которые вторглись в римскую область и уже подступали к самому городу. Фабий сумел с помощью аристократической конницы оттеснить врагов, но плебейская пехота отказалась их преследовать вопреки увещеваниям и приказам полководца и, подвергнув Рим опасности, покинула поле боя: «Когда консул, уже показав себя превосходным полководцем в подготовке и ведении войны, так выстроил свое войско, что одною конницей рассеял вражеский строй, пехотинцы не захотели преследовать бегущих; ни призывы ненавистного им вождя, ни даже собственное бесчестье и позор перед лицом сограждан, ни даже опасность, что враг вновь воспрянет духом, не могли заставить их не только ускорить шаг, но хотя бы оставаться в строю: нет, они самовольно поворачивают…».[162]

Правда, центурия — это, кроме всего прочего, еще и голосующая единица, и именно от числа центурий зависело, сколько голосов получит тот или иной закон. Поэтому есть основание считать, что центурия «первого» класса могла быть менее ста человек, в то время как центурии низшего разряда насчитывали значительно больше (перепись 241 г. до н.э. показала, что в 373 центуриях было 260 000 мужчин, то есть примерно по 700 человек в центурии). Но это тоже не противоречит общей линии ограничения доступа к власти плебеев.

На первый взгляд, здесь явное противоречие. Мы ведь сказали, что рождение новой формы государственного устройства, становление начал народоправства в Греции имеет в своей основе преобразованный по уникальному в мировой истории образцу институт рабства. В то же время становление демократической республики в Риме опирается на какие-то иные устои, ибо этот институт практически чужд ему, во всяком случае более четырех столетий он не играет сколько-нибудь серьезной (и уж тем более ключевой) роли в жизни постепенно набирающего силу города. Однако в действительности и здесь мы имеем все ту же логику. Просто и Греция и Рим демонстрируют нам разные этапы становления, развития и совершенствования одного и того же начала — механизма принудительного вовлечения все больших и больших масс чужого труда в ту чудовищную своими размерами мясорубку, которая выдавливала из себя все новые и новые ресурсы для обеспечения еще большей экспансии. А будет ли это труд рабов или формально свободных, но при этом существенно пораженных в правах, людей,— совершенно неважно. Все это объясняется тем, что сумма отъятых прав всегда имеет свой экономический эквивалент,— поражение в правах в конечном счете как раз и проявляется в том, что какая-то часть живого труда (нам еще придется говорить об этом в гл. 7) отчуждается от человека. Поэтому по большому счету не столь важно, из чего сложится общий объем — из полностью отчуждаемых прав десятков тысяч невольников или из ограниченной части прав на порядок большей массы тех, кто насильственно включается в число союзников римского народа.

Больше того, второй путь открывает неведомые ранее возможности. Рим — это уже новый, более широкий, виток глобальной спирали военной экспансии; движение по нему требует мобилизации гораздо больших средств, чем те, которые сообщали импульс греческому полису. Между тем масштаб любых завоеваний в конечном счете определяется только одним фактором — какое количество живого труда может быть привлечено для его обеспечения. Так было во все времена, и уж в особенности в те, когда научно-техническое превосходство Запада еще и не начинало складываться. Бесконечное накопление рабов невозможно, ибо это слишком взрывоопасная материя, и мы помним, что уже Спарта была озабочена тем, чтобы поставить предел их максимальной численности. А значит, и предел своему собственному господству. Относиться к этому как к одной из легенд, нельзя, ибо превышение какого-то критического предела общей численности рабов, постоянно соприкасающихся с миром свободных, и в самом деле способно поставить под угрозу существование полиса. Ведь залог его военных побед, а значит, и залог самого существования как суверенного государственного образования — в единстве государственной веры, но именно этот-то монолит патриотического сознания и размывается неконтролируемой инфильтрацией иноплеменного элемента, которому к тому же глубоко враждебно все, чему поклоняется поработивший его город.

Словом, накопление рабов не может продолжаться до бесконечности не только потому, что возрастающие массы не поддаются управлению. Поэтому более масштабные завоевания нуждаются в принципиально ином ресурсе, а им может быть только труд свободных. Именно это интуитивно понимает Рим, ибо и после накопления критических масс невольников, которые создают первичный потенциал военной экспансии, он — пусть и не брезгуя обращением в рабство жителей покоренных земель — не спешит форсировать этот процесс. Более чем трехсотлетняя война, предшествовавшая выходу на общеиталийскую арену, учит его многому, и в этом своем триумфальном шествии он демонстрирует не только дисциплину и выучку своих войск, не только торжество своей тщательно выверенной стратегии, но и высшую мудрость, которая только может быть доступна государству.

Но как бы то ни было, крутить рукоять гигантской безжалостной государственной мясорубки — не так, как это делает безразличный ко всему холоп, а с самоотвержением и инициативой — могли только причастные к власти свободные граждане свободной от всякой тирании республики…

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД

На сайте allrefs.net читайте: "Е.Д. Елизаров. АНТИЧНЫЙ ГОРОД"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Патриции и плебеи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение понятий
  Истекшие тысячелетия — это всегда хороший повод для подведения каких-то итогов. Уроки — вот, возможно, самое главное, что дарит нам уходящее время. Но эти уроки еще нужно осмыслить…

Участие народа во власти; Восток—Запад
  Есть некое неписаное правило: когда начала вещей сокрыты от нас, нужно обращаться к античной Греции. В конечном счете все в европейской культуре восходит именно к ней. Не будет ошиб

Формы государственного устройства
  И все же в какой-то мере Запад прав, ибо отличия форм народовластия в действительности носят здесь вовсе не косметический, а фундаментальный характер, и, поминая демократию западног

Демократия и тирания
  Проще всего возразить тем, что каждое слово имеет какую-то свою сферу распространения, его смысл способен объять собою лишь немногое из того, что окружает человека — для всего же ос

Институт рабства
  Ко времени расцвета греческих государств несвободные, или рабы, происходили в основном из пленников. Предание говорит, что со времени Солона, отменившего долговое рабство, грек уже

Свободные и рабы; количественные оценки
  А кстати, сколько всего рабов было в древнем мире? Источники расходятся в оценках, минимальные величины составляют двадцать пять процентов от общей численности населения, м

Спарта и Афины
  Существование рабства как развитого института, на котором зиждется экономика всего государства, легко объяснимо там, где исправно функционируют министерства Любви и Правды, где Боль

Обеспечение покорности
  Так что же все-таки обеспечивало повиновение? А вот именно такая организация древнего общества, где даже те, кто не мог и мечтать о содержании своих собственных невольников

Долговое и экзогенное рабство
  Мы сказали, что демократия — это просто наиболее рациональная форма политической самоорганизации древнего полиса. Меж тем, слово «рациональное», хоть и содержит в себе латинский кор

Жизнь раба в античном городе
  Разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII-VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы

Портрет победителя
  Людям спокойного времени, знающим о бунтах, мятежах и переворотах только понаслышке, конечно же, трудно понять тех, кому пришлось жить в совершенно других условиях,— в условиях пост

Истоки побед
  Соединим вместе все эти достоинства и мы получим совершенно поразительный, невиданный никогда и никем ранее букет человеческих качеств. Вот и попробуем представить себе их властных

Греческая фаланга
  Разумеется, нельзя видеть во всем этом становление и в самом деле совершенно особой породы героев, породнившихся с бессмертными обитателями Олимпа, победительных сверхчеловеков, «бе

Люди и стены
  Но ведь все то, что выплескивал из себя бешеный ли натиск фаланги или механический напор взаимодействующих друг с другом, как хорошо подогнанные части единого часового механизма, ри

Война как способ существования
  История греческих городов-государств, как, кстати, и всех европейских городов единой Средиземноморской ойкумены,— это долгая хроника практически непрерываемой войны всех против всех

Тотальная мобилизация
  Однако всеобщая мобилизация ресурсов античной общины не сводится к одному только накоплению невольников и усилению степени их эксплуатации. Если бы дело ограничивалось одним только

Природа патриотизма
  Как же должен был относиться греческий полис к тем, кто подрывал сложившуюся в нем систему государственного воспитания? Ведь с нею подрывались и мобилизационные возможности его до п

Мечта о прекрасном
  Максимальная мобилизация античным городом своего гражданина достигается там, где личный интерес человека всецело отходит на какой-то задний план или полностью сливается с интересом

Пробуждение камня; богоизбрание народа
  Вообще говоря, настоящая родина греческой культуры — это Ближний Восток. Зачатки своего искусства Греция получила непосредственно, или при содействии финикиян из Египта и Азии; как

Вознаграждение Прометея
  Однако, прежде чем настанет торжество, город и его демос еще должны были расплатиться по каким-то своим старым долгам. Далекие отголоски того, что всемогущие боги за что-то

Первенство среди равных
  Большая избранность афинского демоса видна даже невооруженным глазом еще и сегодня, спустя два с лишним тысячелетия. Величайшие памятники мировой культуры были собраны именно в этом

Два сердца Эллады
  В какой-то мере чувство первенства и превосходства присуще, наверное, любым народам, вопрос лишь в том, в какой мере они страдают этим. Но в редком народе это чувство доходило до не

Общее дело как основание права
  Итак, видеть в политическом устройстве древнегреческого полиса свершившийся впервые в истории стихийный прорыв гордого человеческого духа к добру и свету никак нельзя. Правда, и осо

Эллины и варвары
  Понятно, что никакая прибыль от эксплуатации чего бы то ни было не может делиться до бесконечности; любой, кто знаком с организацией управления, знает, что всегда существует некий м

Эволюция взглядов: варвар — носитель иной культуры
  Обратимся к общеизвестному. Удел поверженных греками троянцев предопределен — оставшихся в живых могло ожидать только рабство; так уж был устроен мир, так существовало всегда, сколь

Эволюция взглядов: варвар — недочеловек
  Масштаб личности Аристотеля таков, что его взгляд на мир уже не может оставаться взглядом частного человека; выводы философа становятся чуть ли не официальной доктриной, идеологией

Эволюция взглядов: варвар — носитель второсортной культуры
  Впрочем, знакомство с Востоком очень быстро отрезвит греческий шовинизм, теория Аристотеля так и не найдет там своего подтверждения, станет совершенно очевидным, что народы завоеван

Свобода как возможность суда
  Итак, весь мир в умосозерцании тех, кому надлежит заложить основы европейской цивилизации, с становлением классического античного полиса окончательно разделился на «своих» и «чужих»

Рабство как условие свободы
  Правда, кроме свободы государства, есть еще и личный аспект свободы. Но ничто личное в рабовладельческом полисе не имеет права на самостоятельное существование; все частное в нем по

Оружие как средство достижения свободы
  Можно утверждать, что вовсе не позиция, занимаемая в имущественной дифференциации, а место в военном строю, роль в тех победах, которые и обеспечили благоденствие полиса, определяли

Конфликт между свободой и ресурсами ее обеспечения
  А впрочем, и сплошная цепь триумфов не может спасти от застоя, не в состоянии застраховать город от утраты его собственной свободы. В конечном счете сила любого претендующе

Начало пути
  В своем развитии Рим проходит те же этапы, что и греческий полис: ограничение власти родовой знати, отмену долгового рабства, замену родового деления территориальным, установление и

Исходный базис войны
  В самом начале своего более чем тысячелетнего пути — это ничем не примечательное поселение, совершенно микроскопических размеров по сравнению не только с тем, чем предстоит ему стат

История завоеваний
  Лишь к IV в. до н. э. он заканчивает накопление критической массы всех требуемых для этого ресурсов. Где-то к этому времени относится и политическая реформа, которая перестроит всю

Стратегия победы
  Но вернемся в Италию. Расширение Римских владений в цифрах выглядит так: к началу Латинской войны они составляют около 3 тысяч кв. км; во время войны с Ганнибалом он опирае

Инфраструктура подавления
  Таким образом, вся инфраструктура римского владычества дробит Италию, изолируя друг от друга отдельные ее части и не давая ждущим своего часа городам возможности координировать свое

Структура государственной власти
  Но повторим общеизвестное: крепость любой тюрьмы определяется вовсе не стенами; их прочность производна не от качества кладки, но от качеств людей. Железное племя ветеранов, воспита

Рим и Греция — причины отличий
  Словом, к фактической власти, несмотря на номинальные ее основания (источником власти считался народ Рима), допускались далеко не все. Это обусловлено действием многих факторов, час

Борьба плебеев за свои права
  В конечном счете в исповедующем рационализм городе достойное место у этой незримой рукояти находилось всем, даже самым последним плебеям. Больше того, не столько прикосновенность к

Причины победы
  Конечно, сбрасывать со счетов ни энергию самих плебеев, ни самоотверженность их вождей в борьбе за свои права никак нельзя, однако во всем этом есть некоторое противоречие, ибо толь

Римское право
  Так что полноту своей правоспособности, свою свободу низшее сословие получало не только (а может, и не столько) за подвиги, свершаемые полях сражений, но и за усердие в обеспечении

Право как инструмент мобилизации
  В связи с этим, как бы в порядке отступления, необходимо заметить следующее. Античная демократия, в отличие от современных ее форм, представляет собой демократию непосредст

Всеобщий эквивалент» правоспособности
  Но вернемся к эфиру свободы. Мы сказали, что в Риме свобода — это в первую очередь право, и ее определение уже не складывается из простого противопоставления антиподу свободы — рабс

Клиентела
  Может быть, самым кричащим свидетельством тому, что дефицит правоспособности — это эквивалент, как сказали бы сегодня, «утраченной выгоды», и его компенсация действительно стоит бол

Основная функция римского закона
  Но есть и другие, столь же очевидные, сколь и клиентела, свидетельства отчуждения Римом чужого труда и таланта. Мы знаем египетские пирамиды, вавилонские стены и зиккураты, сложенны

Эксплуатация провинций; действующие лица
  Распространением прав римского гражданства на всех жителей Апеннинского полуострова процесс социального устройства государства, которое и не думает останавливать свою экспансию, не

Свобода и правоспособность
  Дело усугубляется тем, что долгое время римская провинция фактически не знает закона, властвующего в метрополии; поначалу она получает от победителя лишь его усеченный суррогат — та

Идеологическое обеспечение завоеваний
  Раздвинувшиеся горизонты подвластной Риму вселенной рождают не только опыт, но еще и глубокую политическую мудрость, новое понимание тайны мировой власти, подлинного смысла государс

Государственный миф как оружие
  Заметим еще одно обстоятельство, которое с особой наглядностью проявляется в наши дни,— любая война — это противостояние не только вооруженных контингентов, арсеналов и экономически

Раса свободных и мечта об Апокалипсисе
  Впрочем, ни генезис, ни функция государственного мифа не ограничиваются тем немногим, что было сказано про него. Весьма симптоматичен тот факт, что миф окончательно оформля

Война как способ существования; исчерпание ресурсов
  К тому времени, когда Рутилий со слезами на глазах прощался с Вечным городом, Рим давно уже не был тем, что в прошлом давало ему основание стать предметом величественного мифа. Он м

Распад общины
  Разорение производителя не может не сказаться на нем: во все времена неспособный обеспечить себя и свою собственную семью мужчина терял не только устойчивость в жизни, но и самоуваж

Месть рабов
  Таким образом, город-Левиафан пожинает то, что он сам же и посеял. Все покоренное им и пропитанное (часто бессознательной, но от этого еще более страшной, ибо она становится органич

Движущие силы агрессии
  Война, которую ведет античный город — это совсем не то кратковременное вооруженное противостояние на поле боя, которое знакомо любой другой цивилизации. Только демократически устрое

Источники развития
  В какой-то степени было бы справедливым сказать, что историческое поражение Спарты состоит в том, что она не смогла запустить эти саморегулирующиеся процессы, которые придают ускоре

Исторические границы
  Античный полис в своем развитии проходит две критические точки. Одна из них знаменует собой начало его восхождения, вторая — закат. Начальный пункт восхождения — это накопл

Свобода и оружие
  Свобода, равенство, братство. Именно античный полис впервые рождает понятие свободы, больше того, придает ей закрепленную законом форму, определяет ее границы, устанавливает конкрет

Свобода и право
  Расширение правоспособности на одном полюсе общества может быть компенсировано только соразмерным поражением в правах на противоположном. И наоборот: сокращение спектра возможного д

Раса свободных
  Атрибутивным, то есть обязательным, неотъемлемым, внутренне присущим, свойством античной свободы оказывается не только возможность беспрепятственного развития таланта целого народа

Миссия великой расы
  Впервые в истории античный город рождает возвышенный миф о самом себе, ставит себе на службу идеологию. Миф нужен городу. Объективное, то есть независящее от сознания и воли города

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги