Созерцание.

Некоторое время назад мы говорили о "принятии ответственности" за свой ум, тело и эмоции. "Как же я сделаю это?" — возможно, спросили Вы. Один из методов — созерцание.

Вы могли бы представить созерцание как медитацию принятия. Вы сидите и просто принимаете все, что происходит, как изнутри, так и вне вас. Заметьте: у вас появляется желание отреагировать на внешние события только тогда, когда внутри вас что-то требует этого.

Что такое внутреннее требование? Что это за голос (или голоса), который настаивает на том, чтобы Вы сделали то или избежали этого? Почему Вы иногда следуете тому, что говорят эти голоса, совершенно автоматически (даже бессознательно)? Ответы на эти вопросы совершенно индивидуальны, и лежат они в созерцании.

Чтобы созерцать, не делайте ничего, просто созерцайте внутренние процессы. Голоса могут подняться до крика. Ничего не делайте, продолжайте созерцать.

Поначалу созерцанием лучше заниматься в одиночестве. Установите таймер на нужный вам отрезок времени (начните, скажем, с пяти минут). Сядьте поудобнее, закройте глаза и скажите себе: "Я не позволю своему телу пошевелиться до истечения отведенного времени". После этого просто сидите и созерцайте.

Внутренние голоса сначала будут тихими, но когда они почувствуют, что их "игнорируют", они станут громче. Возможно, один из них захочет, чтобы Вы изменили позу. Не меняйте. Созерцайте голос, который требует, чтобы Вы пошевелились. Другой захочет, чтобы Вы немного почесали в том месте, где зудит. Не чешите. Созерцайте зуд; созерцайте эмоциональную реакцию на "нечесание" зуда. ("Это мое тело, и я могу чесать его, если хочу!")

Созерцайте все это. Если зазвонит телефон, созерцайте желание взять трубку.

Не берите. Созерцайте. Созерцайте свою внутреннюю реакцию на этот внешний звон.

На бумаге это может казаться легко. Внутренние голоса, которые не хотят терять свой контроль над вами, по этому поводу говорят: "Для нас это не проблема; нам нет необходимости делать это". Попробуйте — и тогда увидите.

Увеличив время, в течение которого мы можем созерцать сидя неподвижно, мы затем начнем созерцать и в процессе ходьбы.

А теперь настало время для контрольной!

СОЗЕРЦАНИЕ ПОКАЗЫВАЕТ НАМ:

(А) нашу внутреннюю реакцию на внешние переживания;

(Б) что именно наша реакция на то, что происходит вокруг нас, а не само происходящее вокруг, влияет на нас;

(В) требования, которые "выдвигают" голоса внутри нас;

(Г) что нам ничего не надо делать в связи с этими голосами;

(Д) что нам ничего не надо делать с большинством наших внешних ощущений;

(Е) все вышеперечисленное.

Созерцание ведет нас к точке нейтралитета — нам не нужно реагировать ни положительно, ни отрицательно ни на какую ситуацию. Нам надо просто быть.

Нейтралитет — это не нечто, подобное среднему роду или "нейтралке" в автомобиле. Мы можем задействовать наши рычаги и устремиться вперед и на нейтральной передаче. Фактически, когда мы не реагируем на то или на другое, действия становятся более эффективными. Мы можем достичь состояния внутреннего спокойствия и продолжать быть активно вовлеченными.

Еще один взгляд на эту проблему: созерцание отключает наши "кнопки". Мы знаем, что когда кто-либо нажимает на них, мы реагируем. Нажатие — реакция.

Нажатие — реакция. Нажатие — реакция. Мы уже не контролируем себя; нас контролирует человек или вещь, "нажимающая на кнопку".

В созерцании мы замечаем, что не нажатие на кнопку, а наша реакция на нажатие кнопки вызывает наш ответ. В конце концов, намеренное нереагирование и простое созерцание того, как их нажимают и как мы реагируем, позволяет разорвать связь нажатие — реакция. (В частях 4 и 5 мы обсудим способы восстановления связи "кнопки" с ответами, которые Вам нужны).