Три особенности эротической любви

Человек любит другого определенной глуби­ной своего естества, своей тайной и постигает в другом тайну такой же глубины.

В эротической любви познание любимого может идти только вглубь, а не поверхностно, поэтому пре­бывание с любимым всегда ново и всегда есть воз­можность наслаждения новизной отношений.

В этом виде любви мы любим настолько, на­сколько мы сами стоим любви.

Но есть два аспекта, разрушающие эроти­ческую любовь: это неприятие, когда любимого не принимают таким, каков он есть, и требуют измениться, и сравнение, когда любимого начина­ют сравнивать с другими.

ЛЮБОВЬ КСЕБЕ

Очень запутанное сегодня понятие. Так хоро­шо любить себя или плохо? Мы знаем из личного опыта и из литературных источников, что когда любишь себя очень сильно, становишься эгоис­том, когда очень мало — несчастным. Давайте раз­бираться.

Известно, что человек не может любить дру­гого, не любя себя, так как невозможно дать то, чего не имеешь, можно только сделать вид, что даешь, и спрятать свое неумение за умными и красивыми словами. Поэтому и наука, и религия говорят об одном и том же — о необходимости любви к себе.

В науке необходимость любви к себе под­тверждается простым наблюдением — тот, кто любит себя, мало болеет и долго живет. В право­славной религии любовь к себе начинается через любовь к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и все разу­мением твоим». После этой заповеди следует вто­рая, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Но есть кардинальное отличие понимания люб­ви к себе в науке и в религии. В первом случае предполагается любовь к себе как к сознательно­му биологическому объекту, во втором — к своей бессмертной Душе. Итак, в науке любить себя надо для поддержания собственного здоровья, в рели­гии — для духовного совершенства и умения быть благородным, т. е. умения любить других. Но если мы говорим о любви к себе, причем же здесь лю­бовь к другому? А при том, что если действи­тельно есть любовь к другому, то, значит, есть любовь и к себе. Встречаются люди, утверждаю­щие, что никого не любят, и очень гордятся этим. Они в заблуждении, поскольку не других они не любят, а прежде всего себя. Сегодня можно встре­тить чудаков, так глубоко ушедших в духовность, что могут любить, по их словам, только других, не любя себя. Это фанатики, которые компроме­тируют основные положения всех духовных те­чений, ибо если есть любовь только к другому, значит, человек не может любить вообще.