РАЗУМ СЕРДЦА

Священное писание приписывает сердцу те функции, которые психология приписывает уму, сердце считается в нем органом высшего позна­ния. «Исходящее из уст — из сердца исходит... ибо из сердца исходят злые помыслы... прелюбо­деяния... кражи... хуления». (Мф. 15, 18—19.)

Находим в Священном писании и такие слова: «Для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24, 38). А почему в сердца, а не в мозг? Писа­ние не отрицает роли мозга в мышлении. Более того, оно поясняет, что из мозга мысль передает­ся в сердце. Но этим процесс познания на кончает­ся. Сердце само обладает важнейшей способнос­тью получать из мира духовного ощущения самого высшего порядка. Эти ощущения поступают в ум и определяют все психические процессы в чело­веке. Поэтому православие кардиоцентрично, т. е. сердцу в нем уделяется особая, основная роль. Но поскольку сердце у большинства людей «за­темнено», а ум «замутнен» (веселые перспекти­вы!), то человек и делает то, что подсказывают ему «нечистые» сердце и ум. Все реакции не осо­знаны, главное спутано с второстепенным... Глу­пый человек не так слышит и видит, он практически не в состоянии усвоить предлагаемые ему жизнью знания. Жестокосердный человек так же не понимает простейших вещей. Искаженно ви­дит и слышит. Глупый и жестокий говорят с людь­ми на разных языках и абсолютно искренне не понимают их. Человек с ясным умом и добрым сердцем — мудрец и провидец, счастливый и не­победимый, несмотря на несчастья, насылаемые на него глупцами и злодеями.