В любой философской и духовной школе мы найдем определенные методики для работы с умом. У нас в основном известны восточные техники. Почему-то сегодняшний россиянин отечественную духовную школу практически не знает или знает формально, на уровне бабушкиных рассказов или старинных ритуалов. Зато ему хорошо известны оккультные и восточные «ментальные молчания» и прочее. Вот с них тогда и начнем.
Восточная школа, йога,прежде чем начинать специальную работу с умом, отрабатывает:
1. Мировоззрение.
2. Решимость.
3. Речь.
4. Поведение.
5. Образ жизни.
6. Волю (для самовоспитания).
7. Внимание.
8. Сосредоточение (концентрацию). Отработка вышеуказанных качеств ведет, по мнению представителей Восточной школы, к гармонизации ума. Кроме того, йоги добиваются, прежде всего, успокоения ума, устранения его импульсивности, подчинения ума сознанию. Последователи Восточной школы считают, что священное находится рядом с человеком, но тот не может увидеть его, так как погружен в бренное и ложное. А вот как соединиться со священным, могут подсказать лишь выводы собственного ума... И еще: непосредственное восприятие священного должно предваряться подготовкой. Эту подготовку и дает йога, для чего она собственно и нужна.
Запомним, дорогой Читатель, это важное положение: в йоге все начинается и кончается человеком. Ни о какой Божьей помощи человеку здесь нет и речи. Практически в йоге нет и Бога, а есть великое Ничто, которому нет никакого дела до человека. По большому счету, это положение материализма, поэтому восточные учения так любят физики, например. Отмечу, что в йоге человек достигает цели лишь своим совершенствованием, в частности совершенствованием ума. Вообще, все, что начинается с «само-», выражает мысль о беспризорности человека в космосе. Поэтому в йоге представлены саморегуляция, самосовершенствование, самогармонизация... Я все делаю сам! И нет никаких светлых сил, которые помогают мне. И нет никаких темных сил, которые паразитируют на мне и мешают мне. Есть только я и великое Ничто!
В христианской школетоже есть понятие «само»: «Возлюби ближнего, как САМОго себя...» Но в христианстве еще говорят так: «Без Бога не до порога». Да, здесь тоже предусматривается «само», но в добровольных рамках подчинения Отцу Небесному, заботящемуся о нас.
Прежде чем говорить о совершенствовании ума с позиций христианской школы, нужно выяснить, какие его состояния различаются в христианстве.