Говоря об этой сказке, мы вспоминаем А. С. Пушкина, который взял ее сюжет из русского фольклора, при этом сильно переработав, преследуя свою, литературную цель. Из-за этого сокровенный смысл сказки стал еще более скрыт, и читающий ее впервые, как правило, его не улавливает. Так, например, поп — это человеческий ум. Ум имеет какую-то проблему и стремится ее решить. Этот процесс показан как хождение попа по базару:
«Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару»... На базаре попу встречается Балда. Кто такой Балда — это особый разговор, который впереди. Вслушайтесь в слова сказки: «Балда идет, сам не зная куда», т. е. идти-то идет, но куда — сам не знает. Балда говорит попу (в переводе на современный язык): «У тебя проблемы? Давай я их все решу всего за три щелчка в лоб». Поп подумал-подумал и соблазнился, кто же не захочет решить все проблемы сразу всего за три щелчка? Дармовщина, «халява», то самое, что предлагают сегодня экстрасенсы и маги всех мастей — за три сеанса мы сделаем Вас здоровыми, избавим от проблем в семье, почистим карму... Начинается эпопея работы Балды у попа. Внешне все действия Балды очень привлекательны. Он и то сделает, и это, все у него получается быстро и хорошо, одним словом, мило-здорово. Но при всем этом симпатичному Балде никого не жаль. Он такое творит, что всем становится тошно, даже чертям в озере. «Так кто же такой Балда?» — не выдерживает дотошный Читатель. Ох, уж этот дотошный! Чтобы ему все объяснить, сделаю еще одно лирическое отступление, так сказать, отступление в отступлении. Держа в уме сказку о попе, перескочу на другую, расскажу миф о Прометее.