Прежде всего отметим — у каждого он свой. Но самое главное — человек, не имеющий благодатногоопыта, никогда не будет совершенен. Можно всю жизнь говорить о Боге и космосе, но не сделать никаких практических шагов к Богу; можно всю жизнь гоняться за женщинами или деньгами, или вообще ничего не делать и приобрести соответствующий опыт ловеласа, удачливого бизнесмена или бездельника, но вряд ли он приведет человека к совершенству, потому что усилия шли на достижение ложных или никчемных целей. Из таких поступков не сделать выводов важной значимости, и опыта реальной жизни они дают никакого, т. е. дают ложный. Если же человек делал добрые дела, даже совершенно тривиальные: давал взаймы, помогал с ремонтом соседу, не был равнодушен к чужому горю, не лгал и т. п. или делал добрые дела с иным, высоким осознанием своих целей, например строил дома не потому, что это оплачиваемая работа, а для того, чтобы людям было где жить, и притом жить в добротном, удобном доме, — он приобретает другой — благодатный опыт реальной жизни. Как видите, дорогой Читатель, опыт бывает двух видов — истинный и ложный — и целиком зависит от шести умений.
Шесть умений:
умение чувствовать внутренний мир;
умение чувствовать внешний мир;
умение понимать, что происходит во внутреннем мире;
умение понимать происходящее в мире внешнем;
умение видеть связь между внутренним и внешним миром;
умение делать выводы.
Опыт без выводов — не опыт, а «прожитое время», которое ошибочно именуется опытом.
Опыт подчиняется закону накопления. (Помните, он гласит: все поддается накоплению.) Если человек сознательно копит его, он увеличивается, с ним вместе усиливается, кстати, и память. Если не копит, то как бы стар ни был человек, опыта у него все равно мало, память слабеет, причинные связи не прослеживаются. Таковы многие старики, живущие памятью о случайно запомнившихся событиях или опытом без собственных выводов.
На опыт влияет закон выбора и отбора. Человек копит один опыт, другой нет. Например, копит опыт строительства дома, но не опыт установления связей со строителями, хотя второе в стратегическом плане важнее первого.