Первая особенность — зациклешюсть на самом себе.Человек с таким умом может напряженно обдумывать весь день десятки дел и не сделать при этом ни одного. Все его размышления в основном будут случайны и обрывочны, несерьезны и незначительны. Он может даже устать от дум, как уставал от них гоголевский Манилов. Не думать такой ум не может. Он подобен радиоприемнику, воспроизводящему случайно пойманные на разных волнах мелодии. Увы, подобные свойства есть у каждого из нас. Что ж, есть над чем работать...
Вторая особенность — логическое завершение деятельности.Отсутствие логики может быть нелепостью, а может быть прорывом на более высокий уровень познания. Для рассудка второе даже страшнее первого. Если нет тривиальной логики, например в научном открытии, его могут «зарубить» на корню. В рассудочном обществе установились рассудочные отношения, например, в сфере той же науки. Если научная работа делается ради удовлетворения честолюбия или материальной выгоды, тогда ее автору все равно, к какому именно результату она приведет. Пусть этим результатом будут хоть газовые камеры для людей, лишь бы за результатом следовало «справедливое» вознаграждение. Таковы правила игры в рассудочном мире. А вот ум очищенный, напротив, прежде чем начать дело, задает сам себе вопрос: «А для чего оно нужно?» Если только для признания или обогащения, то очищенный ум не станет и время тратить, т. е. главным становится мотив любого дела.
Третья особенность — рассудок познает мир формально,по готовым стереотипам, изучая его чисто внешнюю сторону, и практически никогда не вникает в смысл явления. Так, современная оккультная литература пытается объяснить тайны мироздания через рассудочный ум. Но глобальность — не удел рассудка. Он может лишь красиво фантазировать на эту тему, но к истине это не будет иметь никакого отношения.