Дом — особенно «свой дом» — является схемой, символом, ограждающим человека от внешнего мира. Это своего рода скорлупа, внутри которой находится ядрышко жизни. Дом — материализованный мир семьи и ее начало. Недаром зародившаяся семья во всех царствах природы всегда начинает жизнь с создания своего дома, норы, гнезда, угла (даже если живет в общежитии). Дом имеет свое пространство, свое лицо, свою внутреннюю и внешнюю жизнь, свой воздух, голос, запах, звук и свою тайну... Дом — это не только сцена, где играется пьеса под названием «Жизнь», но самое главное — это храм семьи. Большую ошибку совершают градоначальники, проводя строительную политику многоэтажных домов, выделяя человеку квартиру, а не дом. Нравственное преступление совершают правительства, лишающие человека даже собственной квартиры, устраивая совместное проживание разных семей, разрушая этим само понятие «дом».
Дом состоит из материальных элементов, каждый из которых является символом: крыша, стены, особое пространство, окна, двери, ступени, угол, фундамент...
Крыша— материальный символ крова, покрова от злого воздействия мира духов и мира людей.
Крыша олицетворяет состояние Души и Духа хозяина дома (разумеется, все это верно лишь тогда, когда хозяин дома не отчужден от его строительства).
Крыша показывает связь материального с духовным, поэтому должна иметь определенную форму. Недаром в народе говорят: «Не так стройся, как кройся». Форма крыши должна отвечать наклонностям конкретного человека, а не только какому-то стилю или желанию архитектора, ведь через крышу идет в дом особая энергия.
Особое пространство.Когда мы входим в дом, то сразу замечаем, что в нем есть некое особое пространство, какой-то особенно привлекательный угол. Наши предки называли его «красным» и ставили в него иконы. Сегодня туда ставят телевизор или видеомагнитофон. Это место более энергетическое и благодатное для любой жизни.
Есть в доме и «худой» угол. Он выделяется своей непривлекательностью, в нем неуютно и грустно, его не любят цветы и животные.
Стены.Это символ ограды от мира людей и опора покрова, олицетворение крепости и защищенности дома, пресечения нежелаемого контакта с миром людей.
Стены олицетворяют отделенность семьи от мира и одновременно ее ограничения в мире. (У царя большой дом, у бедняка маленький, потому что у первого меньше ограничений, чем у второго. У праведника маленький дом, потому что его дом на Небесах, здесь он как бы на вокзале в ожидании поезда, идущего домой, т. е. срока смерти.)
Стены воплощают в себе духовную, родовую и социальную память. Поэтому на них вешают иконы, фотографии родственников, портреты вождей, любимые картины. В народе говорят: «Что на стене, то и в душе».
Окна— символ ограниченного общения и обменов с миром людей. Если стена — отсутствие общения, то окно — возможность. Пушкинское выражение «в Европу прорубить окно» означало наладить общение с Европой. Примечательно, что Петр I приказывал строить дома с окнами на улицу.
Окна — это возможность получения знания-света и любви-тепла от общения с внешним миром. Раз окна олицетворяют контакты с миром, то их наличие тщательно подчеркивается — выкрашенной рамой, резным орнаментом... Существуют еще щели для подсматривания, «это неправедные окна», их присутствие скрывается.
Двери— символ избирательного общения с миром. Помните у В. Высоцкого: «Петли дверные многим кричат, многим поют: кто вы такие, вас здесь не ждут!»
Через окно можно вести разговор с прохожим, но это не значит, что ему откроют дверь.
Порог— символ границы раздела двух сред — из которой приходит человек и начинающейся за дверью.
Сознательный человек преисполняется особым чувством, переступая любой порог. Ибо перешагивающий порог «преступает черту» и входит в иной мир, в котором должен принимать внешние условия его существования.
Издревле считалось, что люди, перепрыгивающие через порог, приходят в дом с недобрыми мыслями. В народных суевериях есть ряд запретов, связанных с порогом, например, на порог нельзя наступать ногой, а надо аккуратно его перешагивать, или нельзя подавать друг другу руку через порог... Во всех религиях и духовных школах чтится черта, называемая порогом. Так, в православии есть праздник Введения Божией Матери во храм.
Ступени— символ восхождения, если они ведут в дом. Дом, не имеющий ступеней, подвержен риску психофизической и духовной нестабильности, поскольку ступени символизируют еще и закон душевной подготовки ко входу в дом.
Ступени — символ иерархичности. Каждый из нас находится на своей ступени развития, каждый восходит на свою духовную гору. В жизни внешнего мира можно бежать, перескакивая через ступени, в духовной жизни — нельзя.
Ступени — символ терпения. Будем помнить, что они имеют еще начало (первую ступеньку) и конец (последнюю ступень). В начале лежит осознание того, что на каждый твой шаг смотрит Бог, в конце — истинная любовь ко всему на свете. Поднимающийся по ступеням должен помнить о необходимости терпения.
Угололицетворяет собой некий предел, схождение двух пространств, а также угол — символ тупика и безысходности. Недаром ребенка ставят в угол, наказывая его за плохое поведение. Хорошо известны выражения: «загнать в угол», «пятый угол». Угол имеет свою мистику, поэтому неженатого или не имеющего своей жилплощади не сажают за столом на угол. Угол — схождение двух энергетических потоков, поэтому нельзя долго сидеть на углу крыши (это вредно для здоровья).
Целесообразно в угол повесить иконы или хорошие картины, чтобы как-то нейтрализовать его негативное влияние.
Фундамент символизирует духовную ориентацию человека и незыблемость конкретных идей, основ бытия семьи и отдельного человека.
Дом — символ материально-духовной связи, поэтому если хозяева любят друг друга и свой дом, в нем царит уют и порядок. Если любви и взаимопонимания между членами семьи нет, какой бы дорогой ни была обстановка, уюта в доме не будет. Правда, есть еще и «печальный уют», говорящий о несбывшихся надеждах, о том, что хозяйка одна «тянет» дом. Существует холостяцкий уют, уют старой девы, уют девушки (помните, в сказках — девичьи светелки...). Таким образом, дом может многое рассказать о своем хозяине.