рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ

XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ - раздел Литература, Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство Если Мы Теперь Проследим "с Холодным Вниманием" Жизнь И Произведенияте...

Если мы теперь проследим "с холодным вниманием" жизнь и произведениятех великих, но душевнобольных гениев, имена которых превознесены в историиразличных народов, то скоро убедимся, что они во многом отличались от своихсобратьев по гениальности, ни разу не впадавших в умопомешательство втечение своей славной жизни. 1) Прежде всего следует заметить, что у этих поврежденных гениев почтисовсем нет характера, того цельного, настоящего характера, никогда неизменяющегося по прихоти ветра, который составляет удел лишь немногихизбранных гениев, вроде Кавура, Данте, Спинозы и Колумба. Так, например,Тассо постоянно бранил высокопоставленных лиц, а сам всю жизнь пресмыкалсяперед ними и жил при дворе. Кардано сам обвинял себя во лжи, злословии истрасти к игре. Руссо, щеголявший своими возвышенными чувствами, выказалполную неблагодарность к осыпавшей его благодеяниями женщине, бросал напроизвол судьбы своих детей, часто клеветал на других и на самого себя итрижды сделался вероотступником, отрекшись сначала от католицизма, потом отпротестантства и, наконец, -- что всего хуже -- от религии философов. Свифт, будучи духовным лицом, издевается над религией и пишет циничнуюпоэму о любовных похождениях Страфона и Хлои; считаясь демагогом, предлагаетпростолюдинам отдавать своих детей на убой для приготовления из их мясалакомых блюд аристократам и, несмотря на свою гордость, доходившую до бреда,охотно проводит время в тавернах среди подонков общества. Ленау, дофанатизма увлекавшийся учением Савонаролы, является циническим скептиком всвоих "Aibigesi" и, сознаваясь в этой непоследовательности, сам же смеетсянад ним. Шопенгауэр восставал против женщин и в то же время был их горячимпоклонником; проповедовал блаженство небытия, нирваны, а себе предсказалболее ста лет жизни; требовал справедливости к себе и радовался, когдаМолешотт подвергся преследованиям. 2) Здоровый гениальный человек сознает свою силу, знает себе цену ипотому не унижается до полного равенства со всеми; но зато у него не бываети тени того болезненного тщеславия, той чудовищной гордости, которая снедаетпсихически ненормальных гениев и делает их способными на всякие абсурды. Тассо и Кардано часто намекали на то, что их вдохновляет сам Бог, аМагомет высказывал это открыто, вследствие чего малейшую критику своихмнений они считали чуть не преступлением. Кардано писал о себе: "Природа моявыше обыкновенной человеческой субстанции и приближается к бессмертнымдухам". О Ньютоне говорили, что он способен был убить каждого, ктокритиковал его произведения. Руссо полагал, что не только все люди, но дажевсе стихии в заговоре против него. Может быть, именно гордость заставлялаэтих злополучных гениев избегать общения с людьми. Свифт, издевавшийся надминистрами в своих катирах, писал одной герцогине, изъявившей желание с нимпознакомиться, что чем выше положение лиц, его окружающих, тем более онидолжны унижаться перед ним. Ленау унаследовал от матери гордость патриция иво время бреда воображал себя королем Венгрии. Везелий, потерявший рассудокна 39-м году жизни, сначала собирался устроить банк и сам фабриковал длянего билеты, но потом вообразил себя Богом и даже свои сочинения печатал подзаглавием "Opera Dei Vezelii" ("Произведения Бога Везелия"). Шопенгауэр не раз упоминает в своих письмах о чьем-то намерениипоставить его портрет в особо устроенной часовне, точно святую икону. 3) Некоторые из этих несчастных обнаруживали неестественное, слишкомраннее развитие гениальных способностей. Так, например, Тассо началговорить, когда ему было только 6 месяцев, а в 7 лет уже знал латинскийязык. Ленау, будучи ребенком, импровизировал потрясавшие слушателейпроповеди и прекрасно играл на флейте и на скрипке. Восьмилетнему Карданоявлялся гений и вдохновлял его. Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком.Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках,производимых тарелками, когда их расставляют на столе, а в 15 лет написалзнаменитый трактат о конических сечениях. Четырехлетний Галлер ужепроповедовал, и с 5 лет со страстью читал книги. 4) Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами испиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а Руссо-- кофе; Тассо был известный пьяница, подобно современным поэтам: Клейсту,Жерар де Нервалю, Мюссе, Мюрже, Майлату, Прага, Ро-вани и оригинальнейшемукитайскому поэту Ло Тай Ке, даже получившему название "поэта-пьяницы", таккак он почерпал свое вдохновение только в алкоголе и умер вследствиезлоупотребления им. Асне писал не иначе, как со стаканом вина перед собою, идопился до белой горячки, которая свела его в могилу. Ленау в последние годыжизни тоже употреблял слишком много вина, кофе и табаку. Бодлер прибегал копьянению опием, вином и табаком. Кардано сам сознавался в злоупотребленииспиртными напитками, а Свифт был ревностным посетителем лондонских таверн.По, Ленау, Соути и Гофман страдали запоем. 5) Почти у всех этих великих людей были какие-нибудь ненормальности вотправлениях половой системы. Тассо вел чрезвычайно развратную жизнь до 38лет, а потом совершенно целомудренную. Кардано, напротив, смолоду страдалбессилием, но в 35 лет начал развратничать. Паскаль в молодости давал полную волю своей чувственности, но потомсчитал безнравственным даже поцелуй матери. Руссо страдал гипоспадией исперматореей. Ньютон и Карл XII, как говорят, никогда не приносили жертвВенере Афродите. Ленау писал о себе: "У меня есть печальная уверенность, чтоя неспособен к супружеской жизни". 6) Они не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своегокабинета, а, напротив, как будто не могли усидеть на одном месте и должныбыли путешествовать постоянно. Ленау переезжает из Вены в Штокерау, оттуда вГмунден и, наконец, эмигрирует в Америку. "Я чувствую необходимость какможно чаще переменять место жительства, -- пишет он, -- это мне освежаеткровь". Тассо странствовал постоянно; из Феррары он отправлялся то в Урбино, тов Мантую, Неаполь, Париж, Бергамо, Рим или Турин. По приводил в отчаяниерепортеров тем, что переезжал то и дело из Бостона в Нью-Йорк, из Ричмонда вФиладельфию, Балтимор и пр. Руссо, Кардано и Челлини жили то в Турине, то в Болонье, то в Париже,то во Флоренции или в Риме. "Перемена места составляет для меня потребность,-- говорил Руссо, -- весною и летом я не могу пробыть в одной и той жеместности более двух или трех дней, а если мне нельзя уехать, то я делаюсьболен". 7) Не менее часто меняли они также свои профессий и специальности,точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой ивполне в ней выразиться*. Свифт кроме сатир, писал еще о мануфактурах вИрландии, занимался теологией, политикой и составил исторический очеркцарствования королевы Анны. Кардано был в одно и то же время математиком,врачом, теологом и беллетристом. Руссо брался за всевозможные профессии.Гофман служил в судебном ведомстве, рисовал карикатуры, занимался музыкой,был драматургом и писал романы. Тассо, а также впоследствии Гогольперепробовал все роды поэзии эпической, драматической и дидактической;первый писал еще статьи по истории, философии и политике. Ампер, с детствавладевший и кистью и смычком, был в то же время лингвистом, натуралистом,физиком и метафизиком. Ньютон и Паскаль в периоды умопомрачения оставлялисвою специальность (физику) и занимались теологией. Галлер писал о поэзии,теологии, ботанике, практической медицине, физиологии, нумизматике,восточных языках, патологической анатомии и хирургии и даже изучалматематику под руководством Бернулли. Ленау занимался медициной,земледелием, юридическими науками, поэзией и теологией. Вальт Витман,современный англо-американский поэт, несомненно, принадлежащий к числупомешанных гениев, был типографщиком, учителем, солдатом, плотником инекоторое время даже чиновником -- занятие, совсем уже не подходящее дляпоэта. Американец же По занимался физикой и математикой. [Из45 сумасшедших писателей, цитируемых Филомнестом,15 человек занимались поэзией,12 - теологией,5 - писали пророчества,3 - автобиографии,2 - занимались математикой,2 - психиатрией,2 - политикой. Причина преобладания поэтического творчества указана нами выше;напомним, кстати, что маттоиды отдают, напротив, предпочтение теологии,философии и др. отвлеченным наукам.] 8) Подобные сильные, увлекающиеся умы являются настоящими пионераминауки; они страстно предаются ей и с жадностью берутся за разрешениетруднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненновозбужденной энергии; в каждой науке они умеют уловить новые выдающиесячерты и на основании их строят нелепые иногда выводы, отчасти приближаясьтаким образом к рассмотренному уже нами типу поэтов и художников домаумалишенных, характерную особенность которых составляет оригинальность,доведенная до абсурда. Так, Ампер всегда брался в математике за разрешениетруднейших задач, "отыскивал пропасти", по выражению Араго. Руссо в "Devindu Village" ("Деревенский колдун") пытался создать "музыку будущего",воплощенную потом в своих композициях другим гениальным безумцем -- Шуманом.Свифт говорил обыкновенно, что чувствует себя в хорошем настроении толькотогда, когда ему приходится рассуждать о самых трудных и наиболее чуждых егоспециальности вопросах. И действительно, читая его письмо "О прислуге",можно подумать, что оно написано именно слугой, а уж никак не теологом ипублицистом. Точно так же в "Исповеди вора" он до того правдиво изобразилпохождения одного из них, что товарищи его сочли нужным сознаться всделанных ими преступлениях, думая, что глава их шайки выдал все свои тайны.А когда Свифт вздумал прикинуться католиком, то своими проповедями обманулдаже римских инквизиторов, этих завзятых мошенников. Вальт Витман создал свое особое стихосложение без рифмы и размера,которое англосаксонцы считают "поэзией будущего". В настоящем же она кажетсянелепой и странной при всей своей оригинальности. Произведения По, по словам одного из его поклонников (Бодлера), какбудто и созданы лишь с целью доказать, что странность составляетсущественную часть прекрасного; они собраны им под общим заглавием "Арабескии гротески" на том основании, что в них нет человеческих типов, онисоставляют как бы внечеловеческий род литературных произведений. Напомнимздесь кстати, что сумасшедшие артисты тоже обнаруживают склонность карабескам, но только у них в арабески входят и человеческие лица. Сам Бодлер тоже придумал немало курьезов, например поклонениеискусственной красоте, поэтические аналогии для различных ароматическихвеществ, и создал так называемые поэмы в прозе. 9) У всех этих поврежденных гениев есть свой особый стиль -- страстный,трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей исвойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается только подвлиянием психоза. Предположение это подтверждается и собственным признаниемтаких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не толькосочинять, но даже мыслить. Тассо говорит в одном из своих писем: "Янесчастлив и недоволен всегда, но в особенности, когда сочиняю". "Мысли уменя родятся с трудом, -- сознавался Руссо, -- развитие их идет медленно,туго, и я могу быть красноречивым только в минуты страсти". Живые, пламенныевступления к статьям Кардано, столь не похожие на обычный крайне монотонныйязык его сочинений, наглядно подтверждают громадную разницу в мышлении егопри начале и в конце экстаза. Галлер, один из наиболее счастливых поэтов,говорил, что вся сущность поэтического искусства заключается в еготрудности. Восемнадцатое из своих "Провинциальных писем" Паскаль переделывалтринадцать раз. Может быть, именно это сходство в натуре и в стиле влекло Свифта иРуссо к произведениям Тассо, а Галлеру, суровому Галлеру, внушало симпатию кфантастическим и в высшей степени безнравственным сочинениям Свифта. По тойже причине Ампер восторгался странностями Руссо, а Бодлер подражал По,сочинения которого даже перевел на французский язык, и боготворил Гофмана. 10) Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которыеневольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть и больноесердце заставляли считать такие сомнения преступлениями. Тассо, например,мучился от одного только опасения, что он еретик. Ампер часто говорил, чтосомнения -- самая ужасная пытка для человека. Галлер писал в своем дневнике:"Боже мой! пошли мне хотя одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердцене разделяет этой веры -- вот в чем мое преступление". Ленау жаловался впоследние годы своей жизни: "В те часы, когда у меня особенно сильноразвивается болезнь сердца, мысль о Боге оставляет меня". По мнениюкритиков, он воплотил мучившие его сомнения в герое своей поэмы"Савонарола". 11) Затем все психически больные гении без исключения чрезвычайно многозанимаются своим собственным я и с намерением выставляют на вид своененормальное состояние, как будто стараясь этим признанием оправдать своинелепые поступки. Очень естественно, что при своем громадном уме и замечательнойнаблюдательности они наконец убеждались в своей ненормальности и глубокострадали от этого. Все люди охотно говорят о себе, но в особенности --помешанные, которые в этом случае делаются положительно красноречивыми(подобный пример мы увидим в приложении -- автобиография помешанного); нокакой же силы должно достигать это красноречие, когда к безумиюприсоединяется гениальность! Жгучие, пламенные страницы выливаются у такихписателей, едва только они заговорят г своих страданиях; настоящие перлыфренопатической поэзии выходят иногда из-под их пера, но зачастую крупнаяличность злополучного автора выставляется при этом в далеко не выгодномсвете. Кардано написал, кроме своей автобиографии, несколько поэм, сюжетомкоторых служат его несчастия, и статью "О сновидениях", почти исключительнонаполненную только описаниями виденных им снов и представлявшихся емугаллюцинаций. Поэмы Витмана -- не что иное, как его собственная биография,изложенная стихами, что он и сам подтвердил отчасти, сказав: "Тема для гимнавзята маленькая, но она же и самая большая... я сам". В этом гимнеописывается ребенок, которому достаточно было увидеть что-нибудь -- облако,овцу, камень, пьяных, стариков, чтобы тотчас же вообразить и себя самогооблаком, камнем и пр. Этот ребенок и есть сам Витман. Руссо в своей"Исповеди", "Диалогах" и "Rêveries", как Мюссе в "Признаниях", а Гофманв своем "Крейслере"*, в сущности только описывали самих себя и свое безумие. [Подобно Гофману, Крейслер поглощен какими-то сумасбродными идеалами,вечно враждует с действительностью и кончает сумасшествием.] То же самое говорит Бодлер и о рассказах По: "Темой для них он бралвсегда исключительные случаи в жизни человека, например галлюцинации,сначала смутные, неопределенные, но мало-помалу принимающие характернесомненных фактов: нелепые понятия, овладевшие умом и сообщившие мышлениюсвою дикую логику; припадки истерии, совершенно поработившие волю,противоречия между настроением и рассудком, доходящие до того, что страданиевыражается смехом". Паскаль, утверждавший, что христианство уничтожает личность, не всостоянии был написать своей автобиографии вследствие своей преувеличенной,болезненной скромности; однако он описал свои галлюцинации в "Амулете"', а в"Мыслях" выразил чисто субъективные взгляды и убеждения, несмотря на всестарание быть объективным... Так, он, конечно, намекает на самого себя,когда говорит, что "великая гениальность близко граничит с сумасшествием иумопомешательство до такой степени распространено между людьми, чтозамешавшийся среди них здравомыслящий человек представлял бы своего роданенормальное явление". Или два следующих его изречения: "Болезни всегдаизвращают наши суждения и чувства, не только серьезные, оказывающие болеезаметное действие, но и самые ничтожные, влияющие лишь в слабой степени"."Хотя у гениальных людей голова находится выше, чем у простых смертных,однако ноги у них ниже, поэтому те и другие находятся на одном уровне: гениитак же ищут точки опоры на земной коре, как и все мы, не исключая детей идаже бессловесных животных". Галлер, тщательно записывавший в дневнике свой религиозный бред,признавался в том, что он по временам считает себя "глупым, сумасшедшим,гонимым Богом и не возбуждающим в людях ничего, кроме насмешек и презрения"и что ему не раз случалось менять свои убеждения в течение суток. Свифт подробно, день за днем, описывал свою жизнь в сочинении,озаглавленном "Письма к очень молоденькой леди", и указывает на своеумопомешательство в таких весьма недвусмысленных выражениях: "От всегочеловеческого тела поднимаются испарения, идущие к мозгу: если они неслишком обильны, человек остается здравомыслящим; если же их слишком много,то они вызывают в нем экзальтацию и превращают его в философа, политика илиоснователя новой религии, т.е. в помешанного. Поэтому я нахожунесправедливым заключать всех сумасшедших в Бедлам. Следовало бы назначитькомиссию, которая сортировала бы их для того, чтобы эти гении, изнывающиетеперь в больнице, могли быть полезны обществу: например тех, кто страдаетэротическим помешательством, следовало бы помещать в дома терпимости,бешеных -- отдавать в солдаты и пр. Я сам принадлежу также к числупомешанных: фантазия у меня часто разыгрывается до такой степени, что разумуже не в состоянии сдерживать ее; вот почему друзья мои оставляют меняодного лишь в том случае, если я обещаю им дать своим мыслям иноенаправление". Летцман, выбросившийся потом из окна, написал знаменитый "Дневникмеланхолика", а Майлат изобразил свои страдания в романе "Самоубийца" ивслед затем утопился вместе со своей сестрой, которой был посвящен этотроман. Тассо очень верно описывал свое умопомешательство в письме к герцогуУрбино в приведенной выше октаве. Впрочем, он, еще и не будучи маньяком,высказывал о себе такого рода странные суждения. "Я не отрицаю в себесумасшествия, -- писал он, -- но утешаю себя тем, что оно вызвано пьянствоми любовью, так как действительно я пью жестоко"... и т.д. Вообще очень многие беллетристы избирали душевнобольных героями своихпроизведений или занимались подробным анализом ненормальных проявленийпсихической деятельности. Барбара написал роман "Поврежденные". Бустонописал свои галлюцинации. Алликс, не будучи медиком, сочинил трактат олечении сумасшедших. Ленау, за 12 лет до полного развития своей душевнойболезни, предчувствовал, что будет страдать ею, и описывал ее припадки. Вовсех его поэмах постоянно звучат страдальческие ноты мрачногоумопомешательства, о чем можно судить уже по заглавиям его лирическихпроизведений: "К меланхолику", "К ипохондрику", "Сумасшедший","Душевнобольные", "Сила сновидений", "Луна меланхолика" и пр. Вряд ли даже в самых мрачных местах произведений Ортиса найдутся такиепотрясающие картины мучительного состояния самоубийц, как в этом отрывке изпоэмы "Душевнобольные": "У меня в сердце зияет глубокая рана, и я безмолвнобуду переносить свои страдания до самой смерти -- жизнь моя уходит с каждымчасом. Только одна женщина могла бы облегчить мои муки, только на ее груди ямог найти отраду. Но эта женщина покоится в могиле... О, мать моя! сжальсянад моими страданиями! Если твоя любовь бодрствует надо мною и после твоейсмерти, если ты еще в состоянии заботиться о твоем сыне... о, помоги мнепоскорее расстаться с этой жизнью! Я так жажду смерти! Постарайся, чтобытвой измученный страданиями сын избавился наконец от них", В "Силесновидений", как мы уже говорили, с потрясающей правдивостью изображеныгаллюцинации, сопровождающие первые приступы той формы помешательства, прикоторой всегда развивается страсть к самоубийству; читатель как бы слышитбессвязный, отрывочный лепет, переходящий затем в бред и служащийпредвестником наступления паралича. Вот отрывок из этого сочинения: "Видениебыло до того ужасно, дико, страшно, что хотелось бы считать его толькосном... но я продолжал плакать и чувствовал биение своего сердца, а когдапроснулся, то увидел, что простыня и подушка моя смочены слезами... Можетбыть, я во сне схватил простыню и вытер ею лицо?.. Не знаю... Пока я спал,враги мои пировали здесь... Теперь эти дикари удалились, их нет, но следы ихпосещения я нахожу в моих слезах. Они убежали и оставили на столе вино".Впрочем, еще гораздо раньше, в Albigesi, Ленау высказывал свой взгляд на сныкак на что-то ужасное. "Страшной мощью обладают иногда сновидения, --говорит он, -- они волнуют, мучат, потрясают, грозят и, если спящий непроснется вовремя... в одно мгновение ока превращают его в труп". 12) Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже всамом строении их устной и письменной речи, в нелогических выводах, внелепых противоречиях и в уродливой фантастичности. Разве Сократ, гениальныймыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не былсумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниямисвоего воображаемого гения или даже просто чиханием? А что сказать оКардано, о том самом, который предупредил Ньютона в открытии законовтяготения, затем в своей книге "De Subtilitate" сам приписывал галлюцинациямдикие выходки бесноватых и прорицания некоторых монахов-отшельников и в тоже время объяснял участием какого-то Духа не только свои научные открытия,но даже треск доски у письменного стола и дрожание пера в своих руках!Далее, чему, кроме помешательства, можно приписать его собственноепризнание, что он несколько раз бывал одержим бесом, и написанную им книгу"О сновидениях", несомненно свидетельствующую о ненормальном состоянииумственных способностей ее автора? Сначала он высказывает в ней довольноверные наблюдения . относительно того, что сильные физические страданияоказывают менее энергичное влияние на сновидения, чем легкие, -- факт,подтвержденный в последнее время психиатрами, заметившими, что у сумасшедшихособенно развивается способность видеть сны; далее он указывает на то, чтово сне, точно на театральной сцене, в короткий промежуток времениразвивается целая масса событий, и делает совершенно верное замечание, чтопредметом сновидений бывают случаи или аналогичные обычным представлениямчеловека, или же совершенно противоположные им. Но после стольких чистогениальных черт Кардано вдруг начинает развивать самую нелепую теориюсновидений, высказывает взгляды, как будто заимствованные у невежественныхпростолюдинов, вроде того, например, что сны всегда служат предсказаниямиотносительно будущего, более или менее отдаленного, а потом с полнымубеждением составляет курьезнейший словарь снов, -- совершенное подобие тех"снотолкователей", которыми утешается в часы досуга простой народ,эксплуатируемый разными невеждами. В этом чисто патологическом произведениивсе, что человек видит или слышит во сне, приведено в известное соотношениес явлениями действительной жизни и на каждый случай дано особое толкование.Так, приснившийся отец означает встречу с сыном, мужем или начальником; ногислужат символом фундамента рабочих; лошадь означает бегство, богатство, женуи т.д. Чаще всего аналогия обусловливается не понятиями (например, чтообщего между врачом и башмачником, а между тем видеть во сне первогопредвещает свидание со вторым, и наоборот!), а просто даже созвучием слов:напр. Orior (рождаться) и Morior (умирать) должны означать одно и то же,потому что "una tantum litera cum differantur, vicissim, unum in aliumtransit"*. Об одном господине, страдавшем каменной болезнью, Карданоговорит, что когда ему снились кушанья, то это предвещало облегчениеболезни; если же вещества несъедобные, то -- усиление страданий, и объясняетэто тем, что "cibos enim ас dolores degustare diclmus", т. е. вкусовоеощущение может смягчить ощущение боли, как будто природа в самом делезанимается игрою слов на латинском языке! Когда подумаешь, что такие абсурдывысказывал врач, пользовавшийся известностью и сделавший немало важныхнаучных открытий, то невольно проникаешься состраданием к бедномучеловеческому разуму! ["Они различаются только на одну букву и потому близко подходят одно кдругому".] А Ньютон, великий Ньютон, взвесивший все миры во вселенной посредствомодного только вычисления, разве не находился в состоянии невменяемости,когда вздумал сочинять толкования на Апокалипсис или когда писал Бентлею:"Закон тяготения отлично объясняет удлиненную орбиту комет; что же касаетсяпочти круговой орбиты планет, то нет никакой возможности уяснить себеудлинение ее в одну сторону, и потому она могла быть произведена толькосамим Богом". Араго совершенно справедливо находит такой способдоказательства научных истин по меньшей мере странным! И однако же в своем сочинении "Оптика" Ньютон сам восстает против техисследователей, которые, по примеру последователей Аристотеля, допускаютсуществование в материи каких-то таинственных свойств и через это без всякойпользы для науки задерживают изыскания исследователей природы. Идействительно, только сто лет спустя Лаплас нашел верное решение задачи, недававшейся Ньютону, и тем наглядно доказал нелогичность сделанного импредположения. Ампер был глубоко убежден в том, что ему удалось найти квадратурукруга. Паскаль, изучавший некогда законы теории вероятностей, верил, чтоприкосновение к реликвиям излечивает слезную фистулу, и заявил об этом водном из своих сочинений. Вследствие своей мании ко всему первобытному Руссодошел наконец до того, что видел идеал человека в дикаре и считал безвреднымвсе естественные произведения, приятные для глаз и вкуса, так что мышьяк, поего мнению, должен был считаться совершенно неядовитым. Жизнь Руссопредставляет целый ряд противоречий и непоследовательностей: он любилдеревенские поля, а жил преимущественно в городе; написал трактат овоспитании, а своих или почти своих детей отдавал в воспитательный дом; сразумным скептицизмом относился к религиям и прибегал к гаданию, чтобыузнать будущее; писал самому Богу и письма клал под алтари церквей, какбудто предполагая, что именно там и есть исключительное местопребываниеБожества! Бодлер, находивший высокое в искусственности, сравнивал ее с "румянамии белилами, придающими особую прелесть красавице", и конечно в припадкенастоящего бреда описал свой геологический пейзаж, без воды ирастительности. "Все в нем сурово, гладко, блестяще, -- говорит он, -- всехолодно и мрачно; и посреди этого вечного безмолвия сапфир лежал взолотоносной жиле, точно античное зеркало в золотой оправе". Он же считаллатинский язык времен упадка Рима своим идеалом, как единственный язык,хорошо выражающий страсть, и до того обожал кошек, что даже посвятил им триоды. Гайм назвал философию Шопенгауэра "чрезвычайно живым и умнорассказанным сновидением", а характер его -- олицетворениемнепоследовательности. Вальт Витман, без сомнения, был в ненормальномсостоянии, когда писал, что одинаково относится к обвиняемым и обвинителям,к судьям и преступникам; когда в своих поэмах высказывал, что считаетдобродетельной только одну женщину... куртизанку, а также когда выражал своиматериалистические воззрения на местопребывание души... " Ленау в своей "Луне меланхолика" приписывает самые ужасные свойстваэтому безобидному спутнику земли. Наперекор всем поэтам, он называет луну"холодной, лишенной воздуха и воды" и уподобляет ее "могильщику планет". Поего мнению, "она серебристой нитью опутывает спящих и уводит их к смерти, асвоим лучом очаровывает сомнамбул и дает указания ворам". Кроме того, Ленау,в молодости не раз писавший, что "мистицизм есть признак сумасшествия", самочень часто являлся мистиком, особенно в своих последних песнях. В Коране нет ни одной главы, которая не противоречила бы всемостальным, -- даже в одной и той же суре высказываются мысли, исключающиеодна другую. О Свифте Аддисон сказал, что он является настоящим помешанным внекоторых из своих произведений, не говоря уже о его ненормальномпристрастии к абсурдам; так, например, когда он описывает математика,заставляющего ученика своего глотать задачи, или экономиста, дистиллирующегоэкскременты, или когда делает предложение народу питаться мясом маленькихдетей. Относительно великих писателей-алкоголиков я заметил, что у них естьсвой особый стиль, характерным отличием которого служит холодный эротизм,обилие резкостей и неровность тона вследствие полной разнузданностифантазии, слишком уж быстро переходящей от самой мрачной меланхолии к самойнеприличной веселости. Кроме того, они обнаруживают большую склонностьописывать сумасшедших, пьяниц и самые мрачные сцены смерти. Бодлер пишет оПо: "Он любит выставлять свои фигуры на зеленоватом или синеватом фоне прифосфорическом свете гниющих веществ, под шум оргий и завываний бури; онописывает смешное и ужасное из любви к тому и другому". О самом Бодлере можно сказать, что у него тоже заметно пристрастие кподобным сюжетам и к описанию действий алкоголя и опия. Несчастный Прага, умерший вследствие хронического отравления алкоголем,часто воспевал вино, пьяниц и пр. Живописец Стен, страдавший запоем, постоянно рисовал пьяниц. У Гофманарисунки переходили обыкновенно в карикатуры, повести -- в описаниенеестественных эксцентричностей, а музыкальные композиции -- в какофонию. Мюссе прибегал к вычурным уподоблениям, как, например, в описаниимадридских красавиц: "Sous un col de eigne Un sein vierge et doré comme la jeune vigne". (Под лебединой шеей девственная золотистая грудь, точно молодая виноградная лоза.) Мюрже воспевал женщин с зелеными губами и желтыми щеками, хотя у негоэто было, вероятно, следствием своего рода дальтонизма, вызванногопьянством, что, как мы видели, особенно резко выражается у живописцев. 13) Почти все поврежденные гении придавали большое значение своимсновидениям, которые у них отличались такой живостью и определенностью,какой никогда не имеют сны здоровых людей. Это особенно заметно у Кардано,Ле-нау, Тассо, Сократа и Паскаля. 14) Многие из них обладали чрезвычайно большим черепом, но неправильнойформы; кроме того, у них, как и у сумасшедших, вскрытие часто обнаруживалосерьезные повреждения нервных центров. У Паскаля мозговое вещество оказалосьтверже нормального и нагноение в левой доле. При вскрытии черепа Руссо былаконстатирована водянка желудочков. Череп Вилльмена представлял такоененормальное устройство (крайне удлиненный, сплющенный спереди, с сильнымразвитием лобных пазух), что когда я увидел его в первый раз в парижскоминституте, то невольно обратил на него внимание и сказал своему спутнику,что человек с такой головой непременно должен страдать душевной болезнью. УБайрона, Фосколо и вообще у гениальных, но отличавшихся большимистранностями людей замечено преждевременное отвердение черепных швов. Шуманумер от воспаления мозговой оболочки (менингита) и атрофии мозга. 15) Но самым выдающимся признаком ненормальности рассматриваемых намигениев служит, как мне кажется, крайне преувеличенное проявление тех двухперемежающихся состояний -- экстаза и атонии, возбуждения и упадкаумственных сил, которые до известной степени заметны почти у всех великихмыслителей, даже у совершенно здоровых, и составляют, в сущности, чистофизиологическое явление. Но здесь оно принимало уже патологический характер,вследствие чего "поврежденные" гении истолковывали его вкривь и вкось,приписывая то благодетельному, то враждебному влиянию посторонних, чащевсего сверхъестественных сил. Руссо так описывает себя в состоянии атонии:"Ленивый, приходящий в ужас от всякого труда ум и желчный, раздражительный,живо чувствующий каждую неприятность темперамент, -- казалось бы, что дветакие противоположности не могут совместиться в одном субъекте, а между темони составляют основу моего характера". При таком мрачном взгляде на своиспособности период возбуждения, подъем духа казался Руссо чем-то чуждым егособственной природе, подобно тому как люди невежественные всегда объясняютпосторонним влиянием каждое изменение своего я. Тассо даже анализируетсвойство своего вдохновителя -- духа, демона или гения. "Это не может бытьдьявол, -- говорит он, -- потому что он не внушает мне отвращения ксвященным предметам; но это также и не простой смертный, так как он вызываету меня идеи, прежде никогда не приходившие мне в голову". Дух сообщалКардано сведения о невозможном мире, давал советы и вдохновлял его; точнотак же дух помог Тартини написать сонату, а Магомету диктовал целые страницыКорана. Ван Гельмонт уверял, что дух являлся ему во всех важных случаяхжизни и один раз, в 1633 году, он увидел даже свою собственную душу в формеблестящего кристалла. Скульптор Блэк часто удалялся на берег моря, чтобывести там беседы с Моисеем, Гомером, Виргилием и Мильтоном, своимистаринными знакомыми, итак описывал их внешность: "Это тени, величественные,суровые, но светлые и ростом гораздо выше обыкновенных людей". Сократу вовсех его делах тоже помогал гений, которого он считал для себя полезнеедесяти тысяч учителей и часто пользовался его указаниями, чтобыпредупреждать друзей своих, как им следует поступить в том или другомслучае. Палестрина пытался выразить в своих композициях те песни, которыепел ему невидимый ангел. Вообще, яркий, образный слог и полная уверенность, с какою описывалисьразные фантастические случаи и нелепые бредни, вроде академии лилипутов илиужасов тартара, заставляют предполагать, что авторы видели перед собою всетакие картины вполне отчетливо, ясно, как в припадке галлюцинаций, и что,следовательно, вдохновение и безумный бред сливались у них в однонераздельное целое. Для некоторых из них, как, например, для Лютера, Магомета, Савонаролы,Молиноса, а в наше время для главы восставших тайпинов, это ложноеистолкование причины своего экстаза было чрезвычайно полезно в томотношении, что придавало их речам и предсказаниям ту нераздельную с глубокойверой в истинность своего учения убедительность, которая так обаятельнодействует на простой народ, увлекая и потрясая его до глубины души. В этомотношении между помешанными гениями и самыми дюжинными маттоидами нетсущественной разницы. С другой стороны, когда веселость и вдохновенный экстаз сменялисьмрачным, меланхолическим настроением, то эти несчастные великие людиприбегали к еще более странным измышлениям, чтобы объяснить свое тяжелоесостояние: одни из них приписывали его отраве, как, например, Кардано;другие, подобно Галлеру и Амперу, считали себя обреченными на вечные мукиили преследуемыми целым сонмом озлобленных врагов, в чем были убежденыНьютон, Свифт, Бартец, Кардано и Руссо. Далее, все они признавалирелигиозное сомнение, западающее в ум совершенно против воли и наперекорчувству, таким ужасным преступлением, что опасение подвергнутьсяответственности за него являлось для них источником новых величайшихстраданий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство

На сайте allrefs.net читайте: Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: XI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАВШИХ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВОМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чезаре Ломброзо. Гениальность и помешательство
--------------------------------------------------------------- Минск-2000, ООО "Попурри". ISBN 985-438-163-3 OCR: Тарас Семенюк--------------------------------------------------------------

II. СХОДСТВО ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМЕШАННЫМИ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ
Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его снаучной точки зрения, мы найдем, что в некоторых отношениях он вполнеоснователен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. Многие и

III. ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И НА ПОМЕШАННЫХ
На основании целого ряда тщательных наблюдений, производившихсянепрерывно в продолжение трех лет в моей клинике, я вполне убедился, чтопсихическое состояние помешанных изменяется под влиянием колебани

IV. ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ НА РОЖДЕНИЕ ГЕНИАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
Убедившись в громадном влиянии метеорологических явлений на творческуюдеятельность гениальных людей, мы легко поймем, что и на рождение их климати строение почвы должны также оказывать могущественное

V. ВЛИЯНИЕ РАСЫ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ПОМЕШАТЕЛЬСТВО
Аналогичность влияния атмосферных явлений на те-ниальных людей и напомешанных будет еще заметнее, если мы рассмотрим ее вместе с влиянием расы.Прекрасный пример в этом отношении представляют нам евреи

VIII. СУМАСШЕДШИЕ АРТИСТЫ И ХУДОЖНИКИ
Хотя артистические наклонности весьма резко и почти всегда проявляютсяпри некоторых формах умопомешательства, но лишь немногие из психиатровобратили должное внимание на это обстоятельство. Насколько м

IX. МАТТОИДЫ-ГРАФОМАНЫ, ИЛИ ПСИХОПАТЫ
Маттоидами-графоманами я предложил бы назвать разновидность,составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальнымибезумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными. Разновидн

X. "ПРОРОКИ" И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ. САВОНАРОЛА. ЛАЗАРЕТТИ
В этой главе я постараюсь разъяснить, каким образом великие успехи вобласти политики и религии народов нередко бывали вызываемы или, по крайнеймере, намечались благодаря помешанным или полупомешанным.

Наблюдения над окружающими
Я провел почти всю зиму среди помешанных и потому имел возможностьсделать несколько наблюдений над привычками и поведением некоторых из них.Полагая доставить этим удовольствие нашему начальств

Семья увеличилась
Новый жилец наш, прибывший сюда месяца два тому назад, -- премилыйоригинал, лет 40, большой говорун, весельчак, носит волосы спущенными наглаза, одевается в длинное пальто и ходит в туфлях, та

V. АНОМАЛИИ ЧЕРЕПА У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
(к XI главе) Я уже говорил раньше о таких аномалиях и теперь прибавлю лишь нескольконовейших наблюдений в том же роде, заимствованных у Канестрини, Мантегацца,Фох-та и др. Кроме того, я сам по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги