рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Немецкий романтизм в литературе

Немецкий романтизм в литературе - Лекция, раздел Литература, Лекция. Немецкая живопись и литература Немецкий Романтизм В Литературе Делиться На Ранний (Йенский) Период И Поздний...

Немецкий романтизм в литературе делиться на ранний (йенский) период и поздний периоды.Ранние:представители(Новалис Людвиг Тик)

Крупнейшими представителями раннего романтизма в Германии были Новалис(фото1) и Людвиг Тик(фото2). В творчестве Новалиса(фото3) с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.

Неустойчивость социального бытия своей группы Новалис(Фото4) пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира. В его «Гимнах к ночи» (1800) смерть вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма.

Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном роман«Гейнрих фон Офтердинген» (1797—1800).

В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис от бренности в поисках абсолюта.

Людвиг Тик – один из известнейших немецких писателей-романтиков, представитель йенского литературного кружка. Тик был мало расположен к теоретическим исканиям, но имел яркое творческое дарование, наиболее полно проявившееся именно в годы его йенской молодости. Лирика, романы, драмы, новеллы – роды и жанры, разрабатываемые молодым писателем. Как автор замечательных романтических новелл, романа о художника «Странствования Франца Штернбальда», Тик и поныне сохранил своего читателя.

Творческая задача, которую поставили перед собой ранние немецкие романтики в изображении человека - творить непроизвольно, иметь перед собой цель, которая может быть и недостижимой, а путь к ней бесконечным. И в этом смысле «Странствия Франца Штернбальда» Л. Тика являются поистине первым опытом в создании романтического романа, в котором художественное познание человека растянулось на многие страницы.

В своем романе Тик приковывает внимание к отдельной личности, к ее развитию и становлению, он интересуется внутренним миром отдельного человека; приэтом он достаточно смутно описывает историческую обстановку, в которой развивается действие романа, не дает точных хронологических рамок происходящего. В предисловии романа он пишет: «Прошу не судить меня слишком строго за мелкие хронологические неточности и не подходить к этой книжечке как к историческому труду».8 У Тика, как и у многих других писателей-романтиков, было особое отношение ко времени и пространству. Это является характерной чертой всего романтического направления.

«Странствования Франца Штернбальда» интересны также с точки зрения композиции и стиля. Сюжет романа не линеен, в нем присутствует множество вставок (истории, рассказанные Рудольфом, рыцарем Родериго, графиней, песни), что придает роману в некоторой степени народный колорит. Главный герой произведения часто пишет письма своему другу и учителю, в которых высказывает свои чувства, переживания, волнующие его мысли, что делает повествование эмоциональным, сентиментальным.

Поздние: крупнейшие представители Гофман и Клейст.

http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=yvO8xDLl8mI -видео-биография

(в видео перечислены некоторые сказки)

Как художник и мыслитель Гофман(фото5) преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.

Творчество Гофмана(фото6) в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. В. Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана:

Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. …В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области.[3]

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

Не менее важным представителем позднего романтизма является Клейст.

Замечательный немецкий писатель Генрих фон Клейст(фото7) (1777-1811) родился в старинной прусской юнкерской семье во Франкфурте-на-Одере. . Рано осиротев, шестнадцатилетний Генрих поступил в гвардию прусского короля в Потсдаме. Совсем юношей он участвовал в военном походе против революционной Франции (1793-1799). Однако военная служба не пришлась по душе будущему писателю. Уволившись из армии в 1799 году, Клейст поступает в университет, поселившись в доме своей старшей сестры Ульрики во Франкфурте-на-Майне. В это время он много размышляет, читает, увлекается идеями Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) и особенно И.Канта (1724-1804), оказавшего впоследствии огромное влияние на его мировоззрение и творчество.

Генрих Клейст (фото8)– крупнейший драматург Германии эпохи романтизма. Из кризиса феодально-монархической государственной системы он сделал универсальные обобщения, которые сложились впоследствии в концепцию исторического пессимизма. В своей работе «Размышления о ходе вещей» он излагает парадоксальный взгляд на историю: «Есть люди, весьма странно представляющие себе последовательность эпох, через которые проходит образование нации. Они мнят, что сначала народ пребывает в животной грубости и дикости; что по прошествии какого-то времени возникает потребность в исправлении нравов и потому складывается наука о добродетели; что необходимость распространить это учение наводит на мысль придать ему наглядность прекрасными примерами и потому изобретается эстетика, по предписаниям которой изготавливаются отныне прекрасные наглядные образцы, благодаря чему и возникает само искусство, а с помощью искусства народ, наконец, поднимается на высшую ступень человеческой культуры. К сведению этих людей, все, по крайней мере у греков и римлян, происходило как раз в обратном порядке. Эти народы начали с героической эпохи, из всех достижений, несомненно, самой высокой; когда же у них ни по каким человеческим и гражданским добродетелям не стало героев, они таковых сочиняли; когда и сочинить уже не могли, придумали взамен правила, когда запутались в правилах, мысленно вывели саму философию, а уже когда управились с этим, стали никчемны» [2, 119-120].

Мировоззрение Клейста и его творчество отмечены печатью трагизма. Его герои – люди больших и сильных страстей, оказывающиеся в неразрешимых, трагических ситуациях. Трагическая напряженность конфликтов, необычайная сила переживаний героев придают творчеству Клейста черты глубокого, иногда болезненного психологизма. «Nosce te ipsum» («Познай самого себя») – это девиз многих необычных героев и самого писателя. Трагизм творчества Клейста был обусловлен очень многими факторами как объективного, так и субъективного характера. Одной из причин было рано проявившееся психическое расстройство, которое под влиянием внешних обстоятельств с каждым годом усугублялось. Юношей Клейст мечтал о героическом подвиге во славу Германии, но эта мечта рухнула – ему не довелось дожить до освобождения страны от французского ига. Надежда на литературный успех также не оправдалась: творчество Клейста было слишком своеобразно и непонятно для его современников, не укладываясь ни в рамки традиций Веймарского классицизма, ни в систему эстетических принципов гейдельбергских или йенских романтиков. У него не было литературных предшественников. Последователями Клейста объявили себя немецкие экспрессионисты спустя сто лет после его безвременной смерти. Его произведения были изданы посмертно (в 1821 году), стараниями Людвига Тика, собиравшего материалы по истории немецкого романтизма. Лишь немногие его произведения были изданы при жизни, вызвав негативные отзывы современников. Так, например, выдающийся немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) резко отрицательно высказался о лучших драмах писателя: «Генрих фон Клейст в своих произведениях «Кетхен из Гельбронна» и «Принц Гомбургский» изображает характеры, в которых наивысшим считается магнетическая одержимость, сомнамбулизм, лунатизм […] Принц Гомбургский очень жалкий генерал. Располагая войска, он рассеян, плохо пишет приказы, в ночь перед сражением занимается глупостями, свидетельствующими о его болезненном состоянии, а днем, во время сражения, вытворяет нелепости. И при такой раздвоенности, разорванности и внутреннем разладе характера эти авторы думают, что следуют Шекспиру». Клейст, болезненно переживая такого рода рецензии, чувствовал себя одиноким и непонятым. Кроме того, личная жизнь писателя также не сложилась. Его возлюбленная, Генриэтта Фогель, единственный близкий и понимающий его человек, тяжело заболела и умерла, повергнув писателя в глубокое горе. Все эти обстоятельства привели к тому, что Клейст начал все более ощущать taedium vitae – отвращение к жизни, которое достигло апогея в ноябре 1811 года. В свое время Тацит писал: «Bella est res sua morte mori» («Приятно принять смерть от своей руки»). Именно такое решение принял Генрих Клейст и в возрасте 34 лет добровольно ушел из жизни. «Abit non obit» – «Он ушел, но память о нем осталась». Его личность и творчество в настоящее время привлекают внимание исследователей и вызывают большой интерес читателей как в Германии, так и за ее пределами. В Германии в прошлом веке появились фундаментальные работы, в которых исследовалось творчество Клейста, особенно его драматургия.

 

Немецкий романтизм так же нашел отражение в живописи многих художников, в том числе и немецких.

 

Каспар Давид Фридрих(фото9) представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи

« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.

В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (Die Lebensstufen)(фото10) Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.

Другая из наиболее популярных его картин, известная как «Крушение надежды»(фото11) создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Среди других известных картин мастера — "Могила Гуттена" (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), "На паруснике" (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Странник над облаками" (1818, Кунстхалле, Гамбург), "Двое созерцающих луну" (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна" (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), "Замерзшее море" (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков "Французский стрелок в еловом лесу", 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера ("Отдых в день нового урожая", 1823, не сохранилась).

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

 

 

Следующий представитель немецкого романтизма-Антон Йозеф Кох.

Й. А. Кох(фото12) родился в семье тирольского торговца. В детстве был пастушонком. При поддержке епископа Аугсбурга вначале был принят вдиллингерскую семинарию, а затем учился живописи в Штутгарте, в Карловской школе. Как и в своё время Фридрих Шиллер, молодой художник не выдерживает строгой дисциплины училища. Он покидает школу и отправляется в Страсбург, а затем — в Швейцарию. В то время как во время пребывания в Страсбурге Кох вступает в местный якобинский клуб, швейцарская природа даёт ему возможность воплотить на полотне свой идеал свободы, не занимаясь активно политикой.

Горные зарисовки и эскизы, сделанные художником во время его многочисленных путешествий по Швейцарии, стали основой для его более поздних больших композиций, таких как Водопад Шмадрибах, Бернское нагорье (1817), Инссбрук или Хоспис у глетчера Гримзельвальд (сгорела, ранее — в лейпцигском Музее изобразительного искусства). Эти работы появились после поездки Коха в Рим на рубеже столетий, где он изучал современную ему пейзажную живопись и вследствие этого создал свой собственный «альпийский стиль»[1]. За исключением пребывания в Вене в 1812—1815 годах, Й. А. Кох, начиная с 1795 года постоянно живёт в Риме, где помимо занятий творчеством занимается преподаванием; Среди его учеников был, в частности, Соломон Корроди[2].

Особенно часто рисовал он Альбанские горы и местность близ Олевано. В своих работах художник соединил принципы пейзажа Пуссена с непосредственными своими наблюдениями за природой, запечатлёнными в многочисленных рисунках и акварелях.

2)

2)Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийскомискусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.

Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт[1], и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».

 

Это стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве около 1815—48. Название получило позднее по вымышленной фамилии простосердечного немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта «Biedermaiers Liederlust» (изд. в 1850). Подъём экономики в обстановке реставрации феодально-полицейского режима способствовал появлению типичного для бюргерской среды аполитичного обывателя-филистера, озабоченного личным благоденствием. Его представлениям о респектабельной устроенности быта отвечала характерная для Б. переработка формАмпира (главным образом в интерьере и в декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. Нерасчленённые глади стен с обоями светлых (жёлтых, голубых, розовых) тонов и с узором из мелких цветочков, такая же обивка мягкой добротной мебели из неокрашенного дерева светлых пород (берёзы, липы, ясеня), более лёгкой по пропорциям, чем ампирная, но очень прочной и устойчивой, посуда из «каменной массы» в духе английских изделий Уэджвуда, отделанные кружевами женские платья на корсетах с узкой талией и пышными рукавами, узорные жилеты, цветные узкие фраки и цилиндры мужчин — всё в упрощённом и удешевленном виде как бы повторяло бытовой уклад аристократа рубежа 18—19 вв., но дышало большим комфортом и опрятностью. В живописи Б., являвшейся своеобразным вариантом романтической, сказалось влияние мелкобуржуазного либерально-демократического движения. Свойственный романтизму интерес к исключительной личности в Б. вытесняется интересом к частному человеку, к маленьким радостям мелкого буржуа, интересом к обыденной жизни бюргеров и крестьян, к окружающей природе. Для живописи Б. характерны небольшой формат, тонкое тщательное письмо, интерес к среде, к дневному или искусственному освещению, любовь к бытовым деталям, стремление к интимности и задушевности образов, часто с юмористическим оттенком. В искусстве Б. отсутствует действенное начало, что налагает на это искусство печать тематической узости, созерцательности, идеализации безмятежного, главным образом семейного быта. Это сказалось в жанровых портретах Г. Ф. Керстинга с их тонкой поэтизацией уютных интерьеров бюргерских домов, в нескольких сентиментальных жанровых сценах на фоне идиллических пейзажей Л. Рихтера, в проникнутых сочувственным юмором бытовых эпизодах из жизни чудаковатых обывателей К. Шпицвега, в интимных жанрах И. П. Хазенклевера, в живых зарисовках уличных сцен на изображениях парадов Ф. Крюгера. Типичными мастерами Б. были австрийские живописцы М. Швинд, автор поэтичных пейзажей, жанров, произведений на литературные и сказочные сюжеты, в которых с мягким юмором передано очарование народных легенд, и Ф. Г. Вальдмюллер, писавший богатые бытовыми деталями портреты, идиллические жанровые сцены и пейзажи. Близко к Б. творчество датских художников К. В. Эккерсберга и К. Кёбке, отмеченное, однако, большей непосредственностью наблюдения и полным отказом от идеализации.

 

 

В первой трети XIX столетия, в эпоху бидермейера, между средой, окружающей человека, с одной стороны, и всем духовным и предметным миром — с другой, в последний раз наблюдается такое единство, какое имело место в случае больших, классических стилей.

От холодного, аристократического ампира бидермеиер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявил себя прежде всего в мебельном искусстве и интерьере. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности бытовой вещи, мебели считались прежде всего такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство. В эту эпоху типично буржуазные элементы быта проникают и в дворцовый интерьер, в жилища королей и аристократической знати.

Стиль бидермейер, распространившийся почти по всей Европе, особенно пышно расцвел в Германии и Австрии. В рассматриваемый период мебельное дело стояло на высоком уровне и в Англии, Дании, России. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, издававшиеся в начале века журналы мод и литературные произведения, служившие целям формирования, развития вкусов. Генетическая связь стиля бидермейер с ампиром несомненна; однако не менее, а то и более важным источником для него служила пуританская буржуазная мебель Англии конца XVIII — начала XIX века, не испытавшая не себе непосредственного воздействия бурь наполеоновской эпохи.

 

Стиль бидермеиер, этот буржуазный вариант классицизма, продержался в европейском прикладном искусстве вплоть до середины XIX века. Однако уже во второй трети века к нему были подмешаны романтически6барочные элементы, что привело к появлению первого «неостиля» — «обновленного» варианта одного из старых стилей, в данном случае — неорококо.

 

Карл Шпицвег (нем. Carl Spitzweg, 5 февраля 1808 года, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен) — немецкий художник и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер.

 

Творчество Шпицвега середины 19 века отличается тем, что еще до появления импрессионизма в нем просматриваются присущие этому направлению в живописи черты. Прежде всего, это игра света и тени на его полотнах. Она часто присутствует у тех художников, которые работали на пленэре.Его картины свидетельствуют о том, что он опередил многих, раньше других понял важность отражения впечатления в живописи.

 

 

Создавал согретые теплым юмором сценки из жизни городских обывателей, войдя в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Среди его типичных картин, обычно небольших по формату, написанных сочным цветовым пятном, – Бедный поэт (1839, Государственные музеи, Берлин), Любовное письмо (1839, там же), Любитель кактусов (1845, Новая пинакотека, Мюнхен), Вдовец (1840-е годы, там же), Пикник (ок. 1860, музей собрания О.Рейнхарта, Винтертур), Девушки на холме (1873, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Созданные на основе богатейшего репертуара бытовых зарисовок и вобравшие в себя большой опыт этюдной работы на пленэре, картины Шпицвега в значительной мере предвосхищают импрессионизм, хотя их развернутая сюжетность – живописных новелл или поэтических анекдотов – остается еще чисто романтической чертой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция. Немецкая живопись и литература

Лекция Немецкая живопись и литература...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Немецкий романтизм в литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Комментарий
1. текст нужно уменьшать, ориентир – 4/4,5 страницы 14 шрифтом, 1 интервалом в том случае, если все они идут под запись. У вас можно поступить следующим образом – часть текста идет под запись (и эт

Средневековая книга
Слайд 3 (цвет, перо, чернила, пергамент – коротко их особенности, или просто перечисление) Основным писчим материалом в средневековье служил пергамен или пергамент. На раннем этапе его ино

Слайды с картинами. Остальное устно
В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах — «Большие страсти» (около 1497—1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 150

Немецкий романтизм
1.1основные идеи: природа человек искусство Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19вв. Это

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги