рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современный русский литературный язык

Современный русский литературный язык - раздел Литература, ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УМК

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Современный русский литературный язык:

Фонетика и фонология

 

Благовещенск 2011


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

 

Т.В. Назарова

 

 

Современный русский литературный язык:

Фонетика и фонология

 

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Современный русский литературный язык:

Фонетика и фонология» (1 курс)

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль

литература

 

Профиль

русский язык

 

 

Благовещенск 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Рабочая учебная программа……………………………………………
2 Теоретический материал …………………………………………………
3 Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины…………………………………………………………………………….  
4 Практикум по дисциплине……………………………………………….
5 Дидактические материалы для контроля (самоконтроля) усвоенного материала……………………………………………………………………
5.1 Памятка по фонетической транскрипции…………………………
5.2 Примерная схема орфоэпического анализа……………………….
5.3 Банк примеров аффиксов, фонемы которых занимают сигнификативно сильную позицию…………………………………………………..
5.4 Вопросы к экзамену…………………………………………………..
6 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы……..
7 Глоссарий…………………………………………………………………..
8 Список литературы……………………………………………………….

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
Рабочая учебная программа

 

  УТВЕРЖДАЮ Декан историко-филологического факультета ГОУ ВПО БГПУ _____________Д.П. Болотин «21» июня 2011 г.

 

 

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Современный русский литературный язык: Фонетика и фонология» (1 курс)

 

Направление подготовки

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль

русский язык, литература

 

Принята на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания

(протокол № 10 от 21 июня 2011 г.)

Зав. кафедрой _____________ З.И. Слыхова

«21» июня 2011 г.

 

Благовещенск 2011


Рабочая учебная программа

Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современный русский литературный язык: Фонетика и фонология»… Для освоения дисциплины «Современный русский литературный язык: Фонетика и фонология» студенты используют знания,…

Теоретический материал

Планы лекций

Тема 1. Введение в фонетику

План лекции

1. Объект фонетики современного русского языка.

2. Предмет фонетики – звуковые единицы, их признаки, типы, функционирование в речи, роль в языке.

3. Общая, описательная и историческая фонетика.

4. Особое место фонетики среди других уровней языковой системы (лексики, грамматики).

5. Практическое значение фонетики.

 

Ключевые термины: фонетика, звуковой строй языка, звуковые единицы, общая фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что является объектом изучения в фонетике?

2. Что является предметом изучения в фонетике?

3. Каковы задачи общей, описательной и исторической фонетики?

4. Почему фонетике принадлежит особое место среди других лингвистических дисциплин?

5. Каково практическое значение фонетики?

 

Тема 2. Аспекты изучения звуков. Строение речевого аппарат

1. Звук – кратчайшая единица звукового строя. Звук речи, звук языка. 2. Речевой аппарат человека. Работа его частей. 3. Артикуляционный аспект звука.

Тема 3. Звуковое членение речи

1. Понятие о линейных (сегментных) единицах речи. 2. Фраза. Средства её оформления. 3. Фонетический такт. Средства его оформления.

Тема 4. Артикуляционная классификация гласных звуков

План лекции

1. Основные различия между гласными и согласными звуками: а) артикуляционные, б) акустические, в) функциональные.

2. Основания классификации гласных звуков:

3. а) зона образования, б) степень подъёма языка, в) наличие / отсутствие лабиализации.

4. Особенности артикуляции гласных звуков в безударных слогах и между мягкими согласными.

 

Ключевые термины: гласные звуки, вокализм, зона образования, подъём , лабиализованность, нелабиализованность, открытые гласные, закрытые гласные.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в русском языке (как и в других языках) выделяются два класса звуков – гласные и согласные?

2. По каким основным признакам характеризуются гласные русского языка?

3. В каких условиях звучат гласные звуки переднее- средней зоны образования?

4. С чем связано появление «оттенка» открытости или закрытости у гласных звуков?

 

Тема 5. Артикуляционная классификация согласных звуков

План лекции

1. Основания классификации согласных звуков: а) место образования, б) способ образования, в) уровень шума, г) наличие / отсутствие голоса, д) наличие / отсутствие палатализации

2. Группы согласных по месту образования: губные – язычные; подгруппы губных: губно-губные, губно-зубные; подгруппы язычных: переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные; подгруппы переднеязычных: зубные, передненёбные.

3. Группы согласных по способу образования: смычные, щелевые, дрожащие; подгруппы смычных: взрывные, аффрикаты, носовые, имплозивные.

4. Группы согласных по уровню шума: шумные, сонорные.

5. Группы согласных по наличию /отсутствию голоса: звонкие глухие согласные звуки.

6. Группы согласных по наличию / отсутствию палатализации: палатализованные, непалатализованные; палатальный согласный «йот».

7. Явление соотносительности согласных по звонкости / глухости, палатализованности / непалатализованности. Не соотносительные по указанным признакам согласные.

 

Ключевые термины: согласный звук, переднеязычные согласные, зубные (дентальные) согласные, среднеязычные согласные, заднеязычные согласные, передненёбные согласные, смычные согласные, взрывные согласные, аффрикаты, дрожащие (вибранты), боковые, носовые, щелевые (фрикативные), сонорные (сонанты), шумные, звонкие, глухие, палатализованные, непалатализованные, палатальный согласный, имплозивные согласные, вокалзм, консонантизм.

Вопросы для самопроверки

1. По каким признакам классифицируют согласные звуки?

2. На какие подгруппы делятся переднеязычные согласные с учётом пассивных органов?

3. На какие основные подгруппы делятся согласные по способу образования?

4. Какие подгруппы выделяются среди смычных согласных?

5. Чем сонорные отличаются от шумных согласных?

6. Верно ли утверждение: каждый согласный имеет пару по наличию / отсутствию голоса?

7. Каким образом достигается палатализация согласных звуков?

8. Каждый ли согласный имеет пару по твёрдости / мягкости?

9. Что преобладает в русском языке – вокализм или консонантизм?

Тема 6. Позиционные фонетические чередования звуков. Параллельный и перекрещивающийся типы чередований

1. Понятие о фонетической позиции звука. 2. Понятие о позиционных (фонетических) чередованиях звуков в речи. Вопрос о… 3. Два типа позиционных фонетических чередований звуков: параллельный тип чередования, перекрещивающийся тип…

Тема 7. Позиционные чередования гласных звуков

1. Фонетические процессы, вызывающие позиционные чередования гласных звуков. Аккомодация и редукция гласных звуков. 2. Позиционные чередования гласных, обусловленные влиянием соседних мягких и… 3. Позиционные чередования гласных, обусловленные редукцией. Редукция первой и второй степени. Формула А.А. Потебни…

Тема 8. Позиционные чередования звонких и глухих согласных

1. Закон конца слова. 2. Процесс ассимиляции согласных по признаку звонкости / глухости. 3. Условия чередования соотносительных звонких и глухих согласных.

Тема 11. Исторические чередования звуков

1. Понятие об исторических чередованиях звуков. 2. Морфологическая обусловленность ряда исторических чередований. 3. Участие исторических чередований в словообразовании.

Тема 12. Ударение. Свойства русского ударения

1. Фонетическая природа русского ударения. 2. Разноместность ударения. 3. Неподвижность / подвижность ударения при формообразовании и словообразовании.

Тема 14. Введение в фонологию. Фонема. Аллофоны. Позиции фонем

План лекции

1. Понятие о фонеме как функциональной единице звукового строя языка.

2. Сильная и слабая позиции фонемы по перцептивной и сигнификативной функциям.

3. Аллофоны фонемы.

4. Конститутивные, дифференциальные и интегральные признаки фонемы.

5. Система фонем.

6.Фонематическая транскрипция.

Ключевые термины: фонема, фонология, фонологические позиции, перцептивно сильная / слабая позиция фонемы, сигнификативно сильная / слабая позиция фонемы, аллофоны фонемы, конститутивные признаки, дифференциальные признаки, интегральные признаки фонем.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает фонология?

2. Каково определение фонемы как функциональной единицы звукового строя?

3. Что такое аллофоны фонемы?

4. Что такое фонологические позиции? Как они соотносятся с фонетическими позициями?

5. С чем связано различение перцептивно сильной и перцептивно слабой позиций?

6. С чем связано различение сигнификативно сильной и сигнификативно слабой позиций?

7. Какова задача фонематической транскрипции?

8. Какие признаки фонемы называются конститутивными?

9. Какие признаки фонемы называются дифференциальными?

10. Какие признаки фонемы называются интегральными?

 

Тема 15. Учение о фонеме и системе фонем в отечественной науке. Московская и Петербургская фонологические школы

План лекции

1. Основной вопрос фонологии.

2. Московская и Петербургская фонологические школы.

3. Главные положения учения о фонеме и её аллофонах Московской фонологической школы (МФШ):

1) Фонема – элемент и различитель морфемы.

2) Фонема – ряд позиционно чередующихся звуков, объединяющий как параллельный, так и перекрещивающийся типы.

3) Варианты и вариации – функционально различающиеся представители фонемы, варианты – аллофоны нейтрализованных фонем.

4) Сигнификативно сильная позиция – инструмент опознания фонемы.

5) Гиперфонема – звуковая единица, аллофоны которой невозможно соотнести с определённой фонемой.

4. Главные положения учения о фонеме и её аллофонах Петербургской фонологической школы (ПФШ):

1) Фонема – элемент и различитель словоформы.

2) Фонема – ряд однотипных в акустическом отношении звуков (параллельный тип чередований).

3) Аллофоны фонемы - «оттенки» - функционально равнозначны.

4) Соотношение оттенков с «основным оттенком фонемы» – инструмент опознания фонемы в словоформе.

5) Нейтрализация фонем невозможна, каждый звук соотносится с определённой фонемой.

5. Учение Р.И. Аванесова о слабой фонеме и фонемном ряде.

6. Проблема фонемного статуса мягких заднеязычных [г’], [к’], [х’], гласного [ы].

 

Ключевые термины: фонологические школы, фонема, аллофоны, фонологические позиции, гиперфонема, нейтрализация фонем, морфема, словоформа, «оттенок» фонемы, «основной оттенок» фонемы, варианты фонемы, вариации фонемы, доминанта фонемы, фонемный ряд, архифонема (слабая фонема)

 

Вопросы для самопроверки

1. Кто из отечественных лингвистов стоял у истоков учения о фонеме?

2. Какие учёные представляют Московскую фонологическую школу?

3. Какие учёные представляют Петербургскую фонологическую школу?

4. Каков основной вопрос фонологии?

5. В границах какой единицы устанавливается объём и содержание понятия «фонема» концепцией МФШ?

6. Как устанавливают состав аллофонов одной фонемы учёные МФШ?

7. Чем мотивируют представители МФШ возможность объединения в рамках одной фонемы звуков - членов как параллельного, так и перекрещивающегося типов чередований?

8. Равноценны ли функциональные возможности вариаций и вариантов фонемы?

9. В чём уязвимость концепции фонемы МФШ?

10. Элементом какой единицы является фонема в концепции ПФШ?

11. Какой критерий отождествления звуков как аллофонов одной фонемы используют сторонники концепции ПФШ?

12. Что такое «основной оттенок» фонемы, «оттенки» фонемы, по мнению Л.В. Щербы?

13. Как устанавливается отнесённость того или иного звука в словоформе к фонеме в концепции ПФШ?

14. Как решает Л.В. Щерба проблему отнесения к фонеме звуков, произносимых с ослабленной артикуляцией (например, гласных второй степени редукции)?

15. В чём уязвимость концепции фонемы ПФШ?

16. Какие аргументы использовали представители МФШ, отрицая фонемный статус /Ы /? Мягких заднеязычных звуков?

17. На каких основаниях ПФШ признают фонемами / Ы / и мягкие заднеязычные звуки?

18. Как проявились взгляды на фонему представителей двух фонологических школ в решении вопроса о статусе мягких заднеязычных звуков и звука [ы]?

19. В чём выразилось преодоление крайностей двух фонологических школ в учении Р.И. Аванесова о сильной и слабой фонеме и фонемном ряде?

Темы 16-17 Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Оппозиции фонем. Подсистема гласных фонем. Проблема статуса /ы/

План лекции

1. Понятие о системной организации совокупности фонем. Оппозиции фонем.

2. Конститутивные, дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем.

3. Оппозиции гласных фонем.

4. Сильная и слабая позиции гласных фонем. Нейтрализация гласных фонем.

5. Аллофоны гласных фонем.

6. Вопрос о составе подсистемы гласных фонем в концепциях МФШ и ПФШ.

Ключевые термины: фонема, аллофоны, конститутивные признаки фонемы, дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, оппозиции фонем, перцептивно сильная /слабая позиция фонемы, сигнификативно сильная / слабая позиция фонемы, нейтрализация фонем.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы конститутивные признаки гласных фонем?

2. Каковы дифференциальные признаки гласных фонем согласно концепции МФШ?

3. Какие признаки гласных рассматриваются как интегральные?

4. Почему нелабиализованность у фонемы <a> не является дифференциальным признаком?

5. В каком положении гласные фонемы занимают сигнификативно сильную позицию?

6. В каких положениях гласные фонемы занимают сигнификативно сильную, но перцептивно слабую позицию?

7. Какая гласная фонема не бывает в сигнификативно слабой позиции? С чем это связано?

8. В каких аллофонах реализуется фонема <и> после твёрдых согласных в безударном положении?

9. Сколько гласных звуков различается в безударном положении? Подтвердите примерами.

10. Есть ли в современном русском языке фонема <ы>? Как решается этот вопрос относительно общеупотребительных слов? Относительно необщеупотребительных слов?

11. В каких случаях имеют место гласные гиперфонемы? Приведите примеры.

 

Тема 18. Подсистема согласных фонем. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем. Оппозиции

План лекции

1. Конститутивные, дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем.

2. Оппозиции согласных фонем по дифференциальным признакам. Привативные и эквиполентные оппозиции согласных фонем.

3. Сильнаяи слабая позиции парных согласных по дифференциальному признаку звонкости / глухости.

4. Сильная и слабая позиции парных согласных по дифференциальному признаку мягкости / твёрдости в «старшей» системе русского языка.

5. Изменение функциональной значимости мягких и твёрдых фонем в «младшей» системе современного языка.

6. Нейтрализация фонемных различий согласных фонем. Варианты и вариации согласных фонем.

7. Своеобразие фонемы <j> . Реализации фонемы <j> в речи.

8. Состав согласных фонем. Сложность фонемной интерпретации долгих мягких [ж’], [ш’] и мягких заднеязычных [г’], [к’], [х’]

 

Ключевые термины: привативные оппозиции, эквиполентные оппозиции, нейтрализация фонем, дифференциальные признаки согласных фонем, интегральные признаки согласных фонем.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки согласных фонем являются конститутивными? Назовите их. Каково различие между понятиями артикуляционные признаки и признаки фонем?

2. Почему среди конститутивных признаков различают два типа признаков: дифференциальные и интегральные?

3. У каких фонем признак глухости / звонкости является интегральным? Назовите их.

4. У каких фонем признак мягкости / твёрдости является интегральным? Назовите их.

5. В каких положениях парные глухие и звонкие фонемы занимают сильную позицию? Слабую позицию?

6. В каких положениях парные твёрдые и мягкие фонемы занимают сильную позицию в «старшей» системе языка? В «младшей» системе?

7. Противопоставление согласных по каким признакам образует привативные оппозиции?

8. Противопоставление согласных по каким признакам образует эквиполентные оппозиции?

9. Какие согласные фонемы реализуются в слабой позиции как в виде вариантов, так и в виде вариаций, а какие - только в виде вариаций? С чем это связано?

10. Каковы особенности фонемы <j>?

Тема 19. Сильная и слабая позиции соотносительных звонких- глухих фонем

План лекции

1. Соотносительность согласных фонем по дифференциальному признаку звонкости /глухости. Привативные оппозиции фонем.

2. Пары звонких / глухих согласных фонем – характерная черта фонетической системы русского языка.

3. Глухие согласные фонемы, не имеющие соотносительных звонких фонем. Вариации – аллофоны таких фонем.

4. Сонорные фонемы и их аллофоны.

5. Своеобразие фонемы <I>.

6. Сильная позиция парных согласных по дифференциальному признаку звонкости / глухости.

7. Слабая позиция соотносительных звонких / глухих фонем. Нейтрализация различий у вариантов фонем.

Ключевые термины: дифференциальные признаки фонем, привативные оппозиции фонем, варианты фонем, вариации фонем, нейтрализация фонем.

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки согласных фонем являются конститутивными? Назовите их. Каково различие между понятиями артикуляционные признаки и признаки фонем?

2. Почему среди конститутивных признаков различают два типа признаков: дифференциальные и интегральные?

3. У каких фонем признак глухости / звонкости является интегральным? Назовите их.

4. Могут ли непарные глухие фонемы выступать в виде звонких вариаций?

5. Могут ли сонорные фонемы оглушаться? Почему в случае оглушения не возникает «парности» фонем?

6. В каких положениях парные глухие и звонкие фонемы занимают сильную позицию? Слабую позицию?

7. В какой позиции наблюдается нейтрализация фонем по признаку звонкости / глухости?

8. Какие согласные фонемы реализуются в слабой позиции как в виде вариантов, так и в виде вариаций, а какие - только в виде вариаций? С чем это связано?

9. Каковы особенности фонемы <j>?

 

Тема 20. Сильная и слабая позиция соотносительных мягких и твёрдых согласных фонем в «старшей» и «младшей» системах современного русского языка

План лекции

1. Соотносительность согласных фонем по дифференциальному признаку мягкости / твёрдости.

2. Пары фонем, противопоставленных по мягкости / твёрдости – характерная черта фонетической системы русского языка.

3. Твёрдые согласные фонемы, не имеющие соотносительных мягких фонем.

4. Мягкие согласные фонемы, не имеющие соотносительных твёрдых фонем.

5. Сильная позиция фонем по мягкости / твёрдости в «старшей» системе языка.

6. Слабая позиция фонем по мягкости / твёрдости в «старшей» системе языка

7. Тенденция к противопоставлению мягких и твёрдых фонем во всех положениях в «младшей» системе современного языка.

8. Ограниченность противопоставления мягких и твёрдых заднеязычных согласных в современном русском языке.

 

Ключевые термины: сильная позиция фонемы, слабая позиция фонемы, нейтрализация фонем.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие согласные фонемы образуют оппозиции по мягкости – твёрдости? Сколько таких оппозиций (пар) существует в современном языке согласно концепции Московской фонологической школы?

2. Какие твёрдые согласные фонемы стоят вне соотносительных рядов?

3. Какие мягкие согласные фонемы стоят вне соотносительных рядов?

4. Каким является признак мягкости и признак твёрдости у непарных фонем – дифференциальным или интегральным? Почему?

5. В каких положениях парные мягкие / твёрдые согласные фонемы занимают сильную позицию в «старшей» системе языка?

6. В каких положениях парные мягкие / твёрдые фонемы занимают слабую позицию в «старшей» системе языка?

7. На каком основании можно считать, что в «младшей» системе современного языка положение мягких и твёрдых согласных перед любыми согласными является сильной позицией?

8. Как решается проблема мягких заднеязычных в современной науке?

9. Каков количественный состав согласных фонем в современном русском языке согласно концепции МФШ? Концепции ПФШ?

 

Тема 21. Орфоэпия. Норма произношения. Варианты норм. Становление и развитие орфоэпической системы

План лекции

1. Понятие об орфоэпии. Орфоэпия и фонетика.

2. Орфоэпическая норма как образец звукового оформления языковой единицы.

3. Орфоэпические варианты, причины возникновения вариантов.

4. Становление и развитие орфоэпических норм современного русского языка..

5. Старомосковское и старопетербургское произношение – две системы литературного произношения на протяжении длительного времени. Особенности произносительных норм старомосковского и старопетербургского произношения.

6. Вопрос о стилях литературного произношения.

7. Орфоэпические нормы в области гласных звуков..

8. Орфоэпические нормы в области согласных звуков..

9. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм.

10. Орфоэпические нормы заимствованных слов.

11. Орфоэпические нормы в области ударения.

12. Орфоэпическая культура как компонент национальной культуры.

 

Ключевые термины: орфоэпия, орфоэпическая норма, орфоэпические варианты, старомосковское произношение, старопетербургское произношение, стили литературного произношения.

 

Вопросы для самопроверки

1. В каких основных значениях употребляется термин орфоэпия?

2. Что входит в объём понятия орфоэпии как совокупности произносительных норм литературного языка?

3. Каково соотношение фонетики и орфоэпии?

4. Что понимают под нормами литературного произношения? Каковы критерии орфоэпической нормы?

5. Что лежит в основе орфоэпических норм?

6. Что такое варианты орфоэпических норм? Каковы причины их возникновения?

7. Каковы основные этапы формирования русского литературного произношения?

8. С чем связано существование двух систем литературного произношения – старомосковского и старопетербургского? Какова их судьба?

9. Что такое «старшая» норма и «младшая» норма современного русского литературного языка?

10. Почему происходит эволюция орфоэпических норм?

11. Что понимают под стилем литературного произношения? Какие стили произношения выделил Р.И. Аванесов? С чем связано разграничение «полного» и «неполного» стилей произношения Л.В. Щербой?

Тема 22. Система современных орфоэпических норм (изучается самостоятельно)


Методические рекомендации (указания) для студентов

По изучению дисциплины

Учебно-методический комплекс по фонетике и фонологии поможет студентам бакалавриата организовать планомерную и оптимальную работу над курсом. После… Для успешного освоения курса большое значение имеют практические навыки… В теоретическом материале курса студент встретится с различными подходами к явлениям языка, неодинаковой…

Практикум по дисциплине

1. Изучить теорию. 2. Перенести в рабочую тетрадь схему речевого аппарата человека, изучить её. … 3. Выполнить упражнения 12, 15, 21, 22 (источник 4).

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). С. – 99-104.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 128-134.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 67 (см. термины).

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

 

Дополнительная

5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. (указанное выше издание). – С. 123-127.

6. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика (указанное выше издание). – С. 149 – 163.

 

Практическое занятие № 7. Позиционные чередования звонких и глухих согласных

1. Изучить теорию.

2. Составить таблицу, отражающую структурные условия чередования соотносительных звонких и глухих согласных звуков.

3. Выполнить упражнения 29, 30, 32 (источник 3).

 

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 105 – 106.

2. Современный русский язык. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание).- С. 124 – 125.

3. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

Дополнительная

4. Богомазов Г.М. Современный русский язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 115 – 116.

Практическое занятие № 8. Позиционные чередования согласных звуков по месту образования и по способу образования. Чередование твёрдых и мягких согласных звуков

1. Изучить теорию.

2. Выполнить упражнения 33, 34, 35 (источник 4).

3. Обобщить материал темы в виде таблицы «Позиционные чередования согласных звуков».

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И.Дибровой (указанное выше издание). – С. 106 – 107.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 125 – 127.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 116 – 119.

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика. орфография (указанные выше издания).

Дополнительная

5. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка (указанное выше издание). – С. 138 – 140.

Практическое занятие № 9. Чередование долгих и кратких согласных. Чередование согласных с нулём звука

Ответить на вопросы:

1. Какие согласные являются долгими?

2. В каких позициях долгий согласный теряет свою долготу?

3. Какие согласные обычно не произносятся в сочетаниях между зубными?

4. Какой согласный звук может не произноситься перед гласным /и/?

 

1) Проиллюстрировать чередование долгих и кратких согласных, используя примеры и транскрибируя их: плащи, дожди, диаграмма, баллы, трассы, вещи, группы, финны, классы.

2) Затранскрибировать примеры, показать, какой звук чередуется с нулём звука: опоздать – поздно, туристы – туристский, честь – честный, празден – праздность, стройка – строить, солнечный – солнце, твой – твои, шесть – шестьсот, участие – участник.

3) Подготовиться к тестированию по разделу «Позиционные чередования звуков» Выполните тестовые задания

1.Определите вид чередования на месте выделенных согласных

По месту образования По способу образования

1) сшить

2) подсмотреть

3) изжарить

4) оттаять

5) молодца


 

2. Какой звук произносится на месте выделенной согласной буквы?

/Ъ/ /Ь/

1) непослушный

2) появиться

3) высветить

4) выживет

5) чаровница


3. Звонкий или глухой согласный звук произносится на месте выделенной буквы?

Звонкий согласный Глухой согласный

1) часы с боем

2) от ветра

3) колос длинный

4) стук барабанов

5) мороз крепчал


Литература

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 107 – 109

2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 117 – 118, 120.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С.127 – 128.

4. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика (указанное выше издание). – С.119 – 122.

Практическое занятие № 10. Исторические чередования звуков

1. Изучить теорию.

2. Выполнить упражнения 40, 43, 45 (источник 3).

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 84 – 86.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 82 – 84.

3. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

Дополнительная

4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов по специальности «Рус. яз. и литература».- М: «Просвещение», 1976. – С.192 – 196.

5. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка (указанное выше издание). – С. 131 – 136.

Практическое занятие № 11. Ударение. Свойства русского ударения

1. Изучить теорию. Выучить термины.

2. Изучить схемы типов неподвижного и подвижного ударения существительных и проиллюстрировать каждый тип своими примерами (источник 1, С. 57, 59).

3. Выполнить следующие упражнения:

А. Определить, подвижное или неподвижное ударение в словах и указать его тип: бровь, губа, лицо, ветер, уголь.

 

Б. Найти в отрывке слова: а) безударные (обозначьте проклитики – П и энклитики – Э), б) со слабым ударением, в) с побочным ударением.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А. Барто

 

В. Обозначить сильные и слабые словесные ударения, тактовые и фразовые ударения, проклитики и энклитики. Затранскрибировать отрывок.

Обыкновенно мы говорим такое, о чём раньше нас люди думали и высказывались; мы же повторяем и несём эти мысли одну за другой, от человека к человеку, и повторяем их, как волна повторяет волну…

М. Пришвин

Г. Обозначить ударения в следующих словах:

Баловать, эти блюда, красивее, откупорить, лубочный, осведомить, партер, ходатайствовать, средства, обеспечение, огниво, жерло, премирование мастерски, кулинария, заржаветь.

 

 

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 53 – 69.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С.100 – 105.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 59 – 74.

Дополнительная

4. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика.- М.: «Просвещение», 1974. – С. 79 – 82, 84 – 96.

5. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М.: Русский язык, 2001. – С.45 – 46.

 

Практическое занятие № 12. Слог и слогораздел

1. Изучить теорию.

2. Выполнить упражнения:

А. Привести примеры слогов с акустической структурой: 1) 114; 2) 2234; 3) 134; 4) 1143; 5) 2343.

Б. Затранскрибировать слова, разделить их (вертикальной чертой) на слоги, охарактеризовать слоги: 1) открытый / закрытый, 2) прикрытый / неприкрытый, 3) восходящий / нисходящий / восходящее-нисходящий / ровный:

островитяне, пространство, погасший, автор, освоиться.

 

Литература

Основная

1. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 46 53.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С.96 – 99.

Дополнительная

3. Богомазов Г.М.Современный русский литературный язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 48 – 59.

4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка (указанное выше издание). – С.150 – 159.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика (указанное выше издание). – С.69 – 79.

 

Практическое занятие № 13. Учение о фонеме в отечественной науке

1. Подготовиться к обсуждению вопросов теории (лк. №26-27). Выучить термины.

2. Выполнить упражнения: 48, 49, 56, 59, 61, 63, 64 (источник – 4).

3. Выполнить упражнения 50, 51, 57, 71, 83 (источник 4).

4. Подготовиться к учебной дискуссии о фонемном статусе мягких заднеязычных согласных и гласного [ы].

5. Написать небольшое по объёму эссе «Мои размышления о фонеме».

Методические рекомендации

Рассмотрите доводы сторонников МФШ и ПФШ относительно принадлежности к фонемам мягких заднеязычных звуков и гласного звука [ы]. Представьте, что вы выступаете как сторонник концепции одной из школ. Выстройте аргументацию, опираясь на теоретические положения «своей» концепции. Особо позаботьтесь о примерах, их комментировании, логике и точности речи.

Отдельные выступления должны быть посвящены мягким заднеязычным и гласному [ы]. К дискуссии готовятся все студенты группы, предварительно разделившись на подгруппы: одна – сторонники концепции фонемы МФШ, другая – сторонники ПФШ. Непосредственно перед дискуссией каждая подгруппа выдвигает «застрельщиков», которые будут вести дискуссию как сторонники МФШ и ПФШ.

 

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 95-99.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 122-124.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 122-125.

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. – С. 90-101.

Дополнительная

6. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1979. – С. 150-165, 143-144.

7. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. – М., 1970. – С. 30-38, 77-81.

8. Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1976. – С. 32-43.

9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – 2-е изд. – М., 1979. – С. 59-63.

10. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М: «Просвещение», 1974. – С. 38-42.

 

Практические занятия № 14-15. Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Оппозиции фонем. Подсистема гласных фонем. Проблема статуса /ы/

1. Изучить теорию. Выучить термины.

2. Выполнить упражнения 56, 61, 69 (источник 5).

3. Сделать фонематическую транскрипцию слов, соблюдая соответствующие «шаги» (источник 5, С. 24 - 25) желток, вязанка, разыграть.

 

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 110-111, 115-116.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 134-135, 137-138.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 96, 99, 105-106.

4. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика (указанное выше издание). – С. 128-130, 136-138, 144.

5. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

Дополнительная

6. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 149-164.

 

Практическое занятие № 16. Подсистема согласных фонем. Дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем. Оппозиции

1. Изучить теорию. Уяснить терминологию.

2. Выполнить упражнения: 63, 64, 65, 66, 73, 75 78 (первая строка, источник – 4).

3. Выполнить упражнения 67, 68, 79 (первая строка, источник 4).

4. Решить тестовые задания: тест 7, тест 8, тест 9, тест 10, тест 11, тест 12 тест 13, тест 23, тест 24 (источник 4, С. 53 – 58).

5. Проработать статью Е.Л. Бархударовой, отразить её содержание в виде тезисов в рабочей тетради.

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 11-115, 116- 121.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 135-137, 138-141.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 92-95, 96-100.

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

Дополнительная

5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика (указанное выше издание) – С. 130-136, 138-146.

6. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика (указанное выше здание) – С. 123 – 148.

7. Бархударова Е.Л. Чередования звуковых единиц и определение границ парадигм фонемы в современном русском языке // Вестник МУ. Сер. 9. Филология. – 1995. – № 1.

8. Русский язык: Учебник для 5 класа средней школы / И.С. Ильинская, М.В.. Панов, С.М. Кузьмина Н.Е. Ильина и др. – 2-е изд. – М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995. – С. 152- 245.

 

Практическое занятие № 17. Сильная и слабая позиции согласных фонем по признаку звонкости / глухости

1. Изучить теорию.

2. Выполнить упражнения 63, 64, 71 (три первых слова), 78 (три первых слова) (источник 4).

3. Дать оценку позиции согласных фонем по признаку звонкости / глухости в словах (затранскрибировать): обточенный, сверхдальность.

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 11-115, 116- 121.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 135-137, 138-141.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 92-95, 96-100.

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика (указанные выше издания).

Дополнительная

5. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 2001. – С. 130-136, 138-146.

6. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1979. – С. 123 – 148.

7. Бархударова Е.Л. Чередования звуковых единиц и определение границ парадигм фонемы в современном русском языке // Вестник МУ. Сер. 9. Филология. – 1995. – № 1.

8. Русский язык: Учебник для средней школы. 5 класс / Под ред. М.В. Панова. – М., 1995. – С. 152- 245.

Практическое занятие № 18. Сильная и слабая позиция соотносительных мягких и твёрдых согласных фонем в «старшей» и «младшей» системах современного русского языка

1. Изучить теорию.

2. Составить тезисы источника 6.

3. Выполнить упражнения 67, 75, 79 (первая строка) (источник3)..

4. Выполнить тестовые задания: тесты 8 – 11, 19, 23, 24 (источник 3, С. 53 – 58). Ответы оформить на тетрадном листе: фамилия, имя, группа, № теста, ответ.

Литература

Основная

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 117 – 121.

2. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. / П.А. Леканта (указанное выше издание). – С.93 – 95, 96 – 100, 120

3. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания)

4. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика (указанное выше издание). – С. 118 – 119, 138 – 144.

Дополнительная

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика (указанное выше издание). – С. 126 – 135.

6. Бархударова Е.Л. Чередования звуковых единиц и определение границ парадигм фонемы в современном русском языке (указанное выше издание – см. источник 7 к теме 31)

 

Практические занятия № 19-20. Орфоэпия. Норма произношения. Варианты норм. Становление и развитие орфоэпической системы. Система современных орфоэпических норм

1. Подготовиться к обсуждению вопросов теории. Уяснить ключевые термины.

2. Подготовить орфоэпический тест (источник 4, С. 59-61).

3. Подготовить тезисы статьи (источник 7) и выступление по ней на практическом занятии.

4. 4. Выполните орфоэпический анализ текста: упражнение 84, С. 30-32. Примерная схема орфоэпического анализа на С. 29 (источник 4).

5. Выполнить упражнения 288, 294, 302, 305 (источник 12, С. 76 – 79).

6. Проработать по источнику 8 материал об особенностях двух вариантов литературной нормы: московского и петербургского (С. 55 – 60). Отразить материал в виде тезисов в рабочей тетради.

Литература

1. Современный русский язык: Теория. Анализ. Ч.1 / Под ред. Е.И. Дибровой (указанное выше издание). – С. 125-148.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 142-152.

3. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта (указанное выше издание). – С. 91.

4. Назарова Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография (указанные выше издания).

5. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1989 (и последующие издания).

Дополнительная

6. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык (указанное выше издание) – С. 221-234.

7. Аванесов Р.И. Нормы русского литературного произношения в их историческом развитии // Русская речь. – 1981. – №№ 3, 4.

8. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.: Высшая школа, 1993.

9. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. – М., 2001.

10. Панов М.В. История русского литературного произношения ХVIII – ХХ вв. – М., 2008.

11. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972, стр. 16 – 23.

12. Современный русский язык: Сб. упражнений / М.С. Бунина, И.А. Василенко, И.А. Кудрявцева, М.В. Панов. – 3-е изд., доп. – М.: «Просвещение», 1982.

 

 

 

 

 

 

Дидактические материалы для контроля (самоконтроля)

Усвоенного метариала

 

Памятка по фонетической транскрипции

1. Каждая буква обозначает звук. Не должно быть букв, не обозначающих звуков. 2. Каждая буква обозначает только один звук. Не должно быть букв, обозначающих… 3. Каждая буква обозначает всегда один и тот же звук. Буква не должна обозначать то один, то другой звук.

Затранскрибируйте примеры.

Если, едва, поезда, платье, здоровье, приёмыш, елей, егозить, ёмкий, Ярополк, ягель, яйцо, Рязань, стремянный, шорня, Поярково, поясной, пламя, неясный, выяснить, полынья, обвеянный, четья-минея.

 

III. При транскрибировании текста могут возникнуть трудности с фонетическим членением, в частности, с выделением фонетических слов. Иногда не считают фонетическими словами личные местоимения Я, ОН, ТЫ и под., односложные наречия типа ТАМ, ТУТ, ГДЕ и т. д. Но признавать их клитиками неправомерно, так как они не безударные слова и относятся к знамена

тельным частям речи. Нередко признают фонетическими словами, наделяя ударением, предлоги, частицы, союзы (для, под, лишь, ведь, что, как, чтобы и др.). Односложные, даже двусложные слова, не несущие ударения, являются клитиками и примыкают к ударным словам, образуя с ними одно фонетическое целое. Именно в границах последнего определяются позиции безударных гласных. Поэтому рассматриваем как фонетические слова следующие соединения знаменательных слов со служебными: для меня, над землёй, как сонный, чтобы знал, что придёт, ведь холодно, лишь мать, под горой. Однако следует иметь в виду, что встречаются двусложные предлоги, частицы и союзы, которые несут ударение и являются фонетическими словами: ЕСЛИ, ОКОЛО, КОГДА, НАВСТРЕЧУ, ПРОСТО (уснул), НЕ ТОЛЬКО.

Интересную особенность имеют некоторые служебные слова: безударный гласный в них не изменяется по закону редукции, например: НО было поздно, ТО он, ТО я, ВОТ сад.

 

IV. В транскрипции отражаются позиционные изменения гласных под воздействием соседних мягких согласных; над гласной буквой ставится точка слева, если гласный стоит после мягкого согласного: [м'асъ], [л'от], [д'уны]. Над гласной буквой ставится точка справа, если гласный звук стоит перед мягким согласным: [ол'ъ], [ан'ъ], [рыс']. Над гласными [э] ,[и], находящимися перед мягкими согласными (или между мягкими),ставятся две точки или знак "крышечка": [м΄т΄],[н΄т΄], [л΄]

 

V. Фиксация согласных звуков требует внимания к их позиционным изменениям. Для отражения этих изменений помимо букв алфавита используются дополнительные знаки и надстрочные и подстрочные значки. Так, [х] перед звонким согласным (кроме [в,в']) замещается звонким, который обозначается знаком [γ], [ц] замещается звонкой аффрикатой[], а [ч'] - аффрикатой [']:[св'эрγг'игант], [сп'эгрупъ], [р'эбратъ]. Надстрочный знак над согласной буквой (кружочек) обозначает огубленность согласного звука перед [о], [у]: [тоут], [тоот]. Под строкой такой же "кружочек" обозначает слоговой характер согласного звука: [смысло], [жыз'н'о]. Подстрочный знак "крышечка" обозначает оглушение сонорного звука: [смот], [ха]. Горизонтальная черточка над буквой - знак долготы согласного звука: [аты], [ыл], [груъ], [Λок].

Транскрибируя, помните о законах и фонетических процессах современного русского языка.

1. Перед звонким шумным согласным ( кроме [в, в'] ) может звучать только звонкий:[г] делу, [Λд] брата, а[вг]анцы, ли[ж]бы, ма[д'] дома, су[б] горячий.

 

2. Перед глухим шумным согласным может звучать только глухой: боро[т]ка, [о[пт']есать, [фп']ерёд, ро[ш] цветёт, бе[с] паники.

 

3. На конце слов перед паузой, а также перед гласным, сонорным и [в, в'] звонкие замещаются глухими:[рош], заво[т], моро[с], во[с] овса, во[с] ржи, во[с] яблок, во[с] веников.

 

4. Перед мягкими зубными и [ч'], [ш΄] обычно звучат мягкие [Н', С', З', Д', Т'] : пе[н'с']ия, [с'т']ипе[н'д']ия, ве[з'д']е, бу[д'н']и, го[н'΄]ик, лимо[н'ч']ик.

 

5. Перед [ж, ш, ч'] не могут звучать [з, с], так как они замещаются [ж, ш, ш']: [ж] жаром, [ш] шумом, [ш'] чувством, и [ш'] чего, ра[ш']читать.

 

6. Взрывные [д, т] перед зубными щелевыми [з, с], перед [ц], а также передненёбными [ч', ш, ж] замещаются аффрикатами: под ивой - по[ц]сосной, отыскать - о[ц]сыпать, о[ч']чистить, о[]звенеть, о[]живать, подыскать - по[ч]шить, по[]жарить.

Обратите внимание: на месте сочетаний букв СЧ и ЗЧ звучит [ш'ч'] или [΄]: счёт[ш'ч'от], [΄от]; исчез [иш'ч'эс], [и΄эс]; резче [р'эш'ч'ь], [р'э΄ь]

Взрывные согласные перед следующими взрывными и аффрикатами замещаются имплозивными: о[]того, по[] деревом, [] городу, о[]ца, лё[]чик.

Выполните задания

1. Произнесите примеры и установите, мягкий или твёрдый согласный звучит на месте подчёркнутой буквы, затранскрибируйте словоформы.

Простейший, изделие, возник, кандидат, плотнее, гостиница, женщина, постепенно, растение, смерить, свежий, конфета, конверт.

2. Произнесите примеры. Звонкий или глухой звучит на конце проклитики?

В поле, в яме, в цехе, в часах, к завтраку, к субботе, к Жене, к Диме, от боли, от ветра, от гула, от пыли, из Пекина, из Греции, из Дели, под кустом, под покровом, без цели, из принципа.

3. Обозначьте звук на месте подчёркнутой буквы.

Пух гоголя, конец боя, дворец графа, месяц декабрь, мех бобра, смех детей, Шпицберген, прочь бежал, начбазы, учгиз, ключ забыт, меч бойца.

 

4. Произнесите примеры. Установите, какой согласный звук произносится на месте подчёркнутой буквы. Затранскрибируйте примеры.

Сжата рожь, сшиты наряды, колёса дребезжат, без шубы, из жести, отчего, подчинить, молодцы, складской, подшить, отшутиться, переводчик, подсветка, бесчисленный, лес жёлтый.

 

VI. Нельзя забывать и о такой закономерности: после твёрдых согласных (на конце приставок, проклитик, корней, фонетических слов [и] чередуется с [ы]:искать - под[ы]скать, из[ы]скать, с[ы]скать, ива - под [ы]вой, институт - пед[ы]нститут, инструктор - сан[ы]нструктор, сестра Ира - брат [ы]ван, коты и кошки - кот [ы] повар, смех [ы] слёзы, иголка - с [ы]голками.

 

VII. Транскрибирование текста предполагает и его фонетическое членение: выделение фраз, фонетических тактов, фонетических слов, Чтобы избежать ошибок, нужно в орфографической записи выполнить разметку текста: обозначить словесные ударения, под гласными буквами, обозначающими безударные звуки, обозначить 1-ю и 2-ю позиции, дугами сверху выделить фонетические слова, вертикальными линиями разграничить фонетические такты, двумя параллельными вертикальными линиями показать конец фразы. Полезно ещё раз произнести текст, проверить правильность его разметки. На первых порах полезно также перед транскрибированием проанализировать звуковое значение букв Я, Ё, Е, Ю.

Хочется предостеречь от такой распространённой ошибки: после [ж], [ш], рядом с которыми звучат [э], [и], иногда ошибочно ставят знак мягкости. Неправиьно: [ж'ир], [ш'эст], надо : [жыр], [шэст]. "Плен" буквы сказывается и тогда, когда знаком мягкости сопровождают [ж], [ш] в словах типа ИДЁШЬ, БРОШЬ, НАСТЕЖЬ, СПЛОШЬ.

Наконец, подчеркнём, что при транскрибировании опираемся на нормы современного русского литературного произношения. Если существуют варианты, следует ориентироваться на тот, который предпочитается в настоящее время в нейтральном стиле произношения.

Например, из вариантов [ч'н] и [шн] в слове "достаточно" принимаем первый как активно употребляемый в настоящее время.

Образец транскрибирования текста

И колo1дцы зе1мных го2ро1дoв!/ О1све1тлённый про1стoр по2дне1бeсий/ И то1млeния2 рaбьих трудoв...//

Примерная схема орфоэпического анализа

1. Поясните, почему слово нуждается в орфоэпическом комментарии (в речи встречаются отклонения от норм литературного произношения, есть несоответствие между звуковым и письменным обликом, словоформа имеет варианты произношения в литературном языке).

2. Определите, какую именно орфоэпическую норму иллюстрирует пример (например, произношение безударного гласного на месте буквы " а" в первом предударном слоге после твёрдых

[ж - ш - ц], произношение согласного перед буквой "е" в словах иноязычного происхождения и т. д.).

3. Если норма представлена вариантами, дайте оценку вариантам (равноправные варианты; один - основной, другой - допустимый; один современный, другой устаревший или устаревающий; один стилистически нейтральный, другой разговорный или книжный).

Примечание. Для справок используйте "Орфоэпический словарь русского языка под ред. Р. И. Аванесова (М., 1985) и книгу Р.И. Аванесова "Русское литературное произношение" (М., 1984).

 

Образец: мостить - [мΛс'т'ит'], дверь - [д'в'эр'] - [дв'эр'],боюсь - [бΛjус'] - [бΛjус], копеечный - [кΛп'эьшны].

Произношение словоформы "мостить" иллюстрирует две орфоэпических нормы: произношение [Λ] на месте буквы "о" в соответствии с законом редукции в первом предударном слоге после твёрдого согласного ("акающая" норма) и смягчение зубного [с'] перед мягким зубным [т'] в границах морфемы. Мягкое произношение [с'] отражено в "Орфоэпическом словаре" (с. 266). Норма описана в книге Р. И. Аванесова "Русское литературное произношение"(1984, 12. 4. 2. 1). Возможны орфоэпические ошибки: 1) произношение в безударном слоге [о] под влиянием окающих говоров, 2) произношение твёрдого [с] под влиянием письма.

Произношение словоформы "дверь" допускает варианты: [д'в'] и [дв']. В "Орфоэпическом словаре" варианты рассматриваются как равноправные. Однако в настоящее время второй вариант преобладает, его можно считать "младшей" нормой, а первый, являясь традиционным, рассматривать как "старшую" норму. Норма описана в указанной выше книге Р. И. Аванесова (12.3.1)

Произношение словоформы "боюсь" иллюстрирует, помимо "акающей" нормы, варианты произношения конечного звука в постфиксе: [с'] - современный вариант и [с] - устаревший вариант, используемый в сценической речи.

Произношение словоформы "копеечный" допускает варианты [шн] и [чн], равноправные в современном литературном языке. Первый вариант традиционный, второй развился под влиянием письма позднее. Норма представлена в "Орфоэпическом словаре" (с. 220).

Банк примеров аффиксов,

Фонемы которых занимают сигнификативно сильную позицию

ПРИСТАВКИ

ОБ - : облик, обыск. ОТ - : отмель, отроду. ПОД - : подкуп, подопытный.

СУФФИКСЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

- ОТ/а/: дремота, широты, высоты.

- ИЗН/а/: головизна, отчизна.

- ОСТЬ: злость.

- НИК: золотник, потник, воротник.

- НИЦ/а/: зарница, гробница, божница.

- ИЦ/а/: землица, девица.

- ИН /а/: долина, хворостина, древесина.

- ОК: рожок, росток.

- ИК: старик, озорник.

- ЩИК: временщик, газовщик, зеленщик, бунтовщик.

 

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

- ИСТ: тенистый, ветвистый, волнистый.

- АТ/ый/: дощатый, рогатый.

- ЧАТ/ый/: крупчатый.

- ЛИВ/ый/: тоскливый, молчаливый, бодливый.

- ИВ/ый/: красивый, игривый.

- ЕВ/ый/, - ОВ /ый/: перцовый, парчовый.

- АН/ый/, - ЯН /ый/: песчаный, полотняный.

 

СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ

-ЕННЫ /ый/, - ЕНН/ый/: окружён, испечён.

 

ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

- А, - Я: вода, земля.

- О, - Е: стекло, окно.

- ЕМ, - ОМ: стеклом, путём, огнём.

- Е (дательный и предложный падежи): земле, воде, на земле, на воде, на столе.

- ОЮ, - ЕЮ: волною, страною, волной, страной.

- ЕМ, - ОМ: столом, окном.

 

ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

- ЕШЬ, - ЕШЬ: идёшь, несёшь, берёшь.

- ЕТ, - ЁТ: идёт, несёт, поёт.

- ИШЬ: стоишь, молчишь, кричишь.

- ИТ: стоит, молчит, кричит.

- ЯТ: стоят, молчат.

- ТЬ: идти, нести.

 

СУФФИКС - СЯ: занялся, заперся.

 

ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

- АЯ, - ЯЯ: седая, речная, твоя. - ОЕ, - ЕЕ: родное, смешное. - ИЕ, - ЫЕ: родные, смешные.

Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ

Курсовая работа - самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов университета, выполняемая под руководством преподавателя. Имеет целью… Написание курсовой работы – важнейший этап в профессиональной подготовке… Цели курсовой работы - проверить умение студентов

Глоссарий

2. Аккомодация прогрессивная. Аккомодация, при которой изменению подвергается последующий звук под воздействием артикуляции предшествующего. 3. Артикуляция регрессивная. Аккомодация, при которой изменению подвергается… 4. Акцентная кривая. Совокупность ударений словоформ некоторого множества слов, относящихся к данной части речи…

Список литературы

Основная

1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. – М., 1984.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 352 с.

3. Бондарко, Л.В. Фонетика современного русского языка / Л.В. Бондарко. – СПб., 1998.

4. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка / Л.Л. Буланин. – М.: Издательство «Высшая школа», 1970. – 206 с.

5. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М. : «Высшая школа», 1993. – 144 с.

6. Каленчук, М.Л. Словарь трудностей русского произношения / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина. – 2-е изд., стереотип – М. : Рус. яз., 2001. – 468 с.

7. Назарова, Т.В. Современный русский язык: Фонетика, графика, орфография: учебно-методическое пособие / Т.В. Назарова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2002 и 2-е изд. 2006. – 85 с.

8. Орфографический словарь русского языка / отв. ред. В.В. Лопатин. – 29-е изд. – М., 1991 и следующие издания.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. – 5-е изд. – М., 1989 и последующие издания.

10. Панов, М.В. Современный русский язык. Фонетика / М.В. Панов. – М. : Высш. школа, 1979. – 256 с.

11. Панов, М.В. Фонетика / М.В. Панов // Современный русский язык под ред. В.А. Белошапковой. – 3-е изд.- М., 1997.

12. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; под ред. Е.И. Дибровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 544 с.

13. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. – М. : Дрофа, 2000. – 560 с.

 

Дополнительная

1. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М. : «Просвещение», 1974. – 287 с.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1978. – 240 с.

3. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика / Л.Р. Зиндер. – М., 1979.

4. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика / М.И. Матусевич. – М. : «Просвещение», 1976. – 288 с.

5. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1980.

6. Пешковский, А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык //Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. Спец. Вузов / Сост. Л.И. Скворцов. – М.: Высш. шк., 1984. – 312 с.

7. Русский язык. Энциклопедия / Главный редактор Ф.П. Филин. – М.: «Советская энциклопедия» 1979. – 432 с.

8. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1997.

9. Щерба Л.В. Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку). – Там же.

 

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Современный, Русский, литературный, язык0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современный русский литературный язык

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

Современный литературный русский язык
Современный русский литературный язык многофункционален он используется в различных сферах общественной и индивидуальной деятельности человека для… В соответствии с многообразными функциями средства литературного языка… То, что целесообразно употреблять в газете, не годится в лирическом стихотворении научный оборот неуместен в обиходной…

Понятие литературный язык. Место литературного языка среди других форм существования языка
Литературный язык это язык государственных и культурных учреждений школьного обучения радио и телевидения науки публицистики художественной... Современный литературный язык многофункционален Он используется в различных... Основные сферы использования литературного языка телевидение и кино наука и образование печать и радио...

ЛЕКЦИЯ 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения
СЛОГ звук или сочетание звуков объединенных волной сонорности то есть степенью звучности гласности Это основано на специфике работы нашего... ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО слог или группа слогов объединенных вокруг одного... РЕЧЕВОЙ ТАКТ или СИНТАГМА группа фонетических слов или одно фонетическое слово объединенные интонацией не конца...

Современный русский литературный язык: термин и сущность
Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка В этом сочетании современный литературный прежде всего требует... Основной признак литературного языка нормированность Норма возникает в... Норма это социально обусловленная и общественно осознанная система правил наиболее устойчивый способ языкового...

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп
На сайте allrefs.net читайте: Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. ББК Рус... В...

перевода с английского языка на русский язык зоонимов
Учение о категории рода имеет давнюю традицию. Вопрос о способах языкового выражения различия пола живых существ интересует многих ученых. Среди работ, посвященных проблеме категории рода в английском языке, следует… Данная дипломная работа представляется актуальной, так как исследование в ней проводится в русле культурологической и…

Современный русский язык
Е О Воскресенская... Современный русский язык...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК...

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ГОУ ВПО Омский государственный университет им Ф М Достоевского... Филологический факультет... Кафедра стилистики и языка массовых коммуникаций...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам