Дискуссия

 

Трагедия Софокла «Царь Эдип» в сравнительно-историческом осмыслении (дискуссия).

Цель: представить трагедию Софокла «Царь Эдип» в контексте фиванского мифологического цикла и проанализировать ее сюжетно-композиционные особенности с двух точек зрения: афинянина V в. до н.э. и нашего современника.

 

Методические рекомендации:для подготовки к практическому занятию студентам следует внимательно изучить содержание фиванского мифологического цикла по сборнику Н.А. Куна или Р. Грейвса, прочитать трагедию Софокла «Царь Эдип» и представить жизненную и человеческую драму Эдипа с двух различных точек зрения. Для этого студентам необходимо разделиться на две команды: первая – афиняне V в. до н.э., вторая – современные граждане России.

Каждая команда готовит свое выступление в форме устного ответа одного или нескольких студентов. Команды высказываются по очереди, затем, в результате дискуссии, делаются выводы о причинах трагедии главного героя и возможных путях ее преодоления – в древности и современности.

 

Контрольные вопросы (план подготовки выступления):

1. Какие события предшествовали уходу Эдипа из Коринфа?

2. Куда он отправился? Что произошло с ним в пути?

3. Как можно оценить и охарактеризовать его поступок?

4. Почему он стал царем Фив?

5. Как Эдип узнал о своем истинном происхождении? Вы чем заключается его «трагическая ошибка»? Каким образом Эдип пытается противостоять судьбе? Приведите примеры из текста.

6. Что происходит с героем в финале? Оправдан ли его поступок?

7. В чем заключается новаторство Софокла в анализируемом произведении?

Основная:

1. Софокл. Царь Эдип (Любое издание).

2. Аристотель. Поэтика. М., 1957; Он же. Поэтика // Арис­то­тель и античная ли­те­ра­ту­ра. М., 1978.

3. Выгодский Л. С. Психология искусства. М., 1965. Гл. 8.

4. Стратилатова В. «Царь Эдип» и тема Эдипа в творчестве Со­фокла. М., 1975.

5. Царь Эдип. Прошлое одной иллюзии. М., 2002.

Дополнительная:

6. Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969. Гл. 2.

7. Головня В. В. «Поэтика» Аристотеля о сценической стороне тра­гедий. М., 1958.

8. Давыдов Ю. Н. Царь Эдип, Платон и Аристотель: античная тра­гедия как эс­те­ти­чес­кий фе­номен // Вопросы литературы. 1964. № 1.