рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В. Пpuмep анализа

В. Пpuмep анализа - раздел Литература, Владимир Пропп. Морфология "волшебной" сказки Зная, Как Распределяются Ходы, Мы Можем Разложить Любую Сказку На Составны...

Зная, как распределяются ходы, мы можем разложить любую сказку на составные части. Вспомним, что основные составные части -- это функции действующих лиц. Далее мы имеем связующие элементы, имеем мотивировки. Особое место занимают формы появления действующих лиц (прилет змея, встреча с ягой). Наконец, мы имеем атрибутивные элементы или аксессуары, вроде избушки яги или ее глиняной ноги. Эти пять разрядов элементов определяют собой уже не только конструкцию сказки, но и всю сказку в целом.

 

Попробуем же разложить одну какую-нибудь сказку целиком, дословно. Для примера мы выберем очень маленькую одноходовую сказку, самую маленькую сказку нашего материала. Примерные анализы более сложных сказок выделены нами в приложение, так как они важны главным образом лишь для специалиста. Сказка эта -- "Гуси-лебеди" (113).

 

Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький1. 1. Начальная ситуация (i).
"Дочка, дочка, -- говорила мать, -- мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора"2. 2. Запрет, усиленный обещаниями (б1).
Старшие ушли3, а дочка забыла, 3. Отлучка старших (е1).
что ей приказывали4, посадила братца на травку под окошко, а 4. Нарушение запрета мотивируется (Мот).
сама" побежала на улицу, заигралась, загулялась5. 5. Нарушение запрета (b1).
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках6. б. Вредительство (А1).
Пришла девочка, глядь -- братца нету7. 7. Рудимент сообщения беды (В4).
Ахнула, кинулась туда-сюда -- нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и от матери, -- братец не откликнулся8. 8. Детализация; рудимент утроения.
Выбежала в чистое поле9; 9. Выход из дома в поиски (C{).
метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу 10. Так как в сказке нет отправителя, который сообщил бы о беде, эта роль, с некоторым опозда-
нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали. Девушка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять10. нием, переносится на похитителя, который тем, что он показывается на секунду, дает сведения о характере беды (связка --§).
Бежала, бежала, стоит печка11. 11. Появление испытателя (каноничная форма появления его -- встречен случайно) [71, 73]*.
"Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?" -- "Съешь моего ржаного пирожка -- скажу"12. -- 12. Диалог с испытателем (очень сокращенный) и испытание Д1 [76, 78b].
"О, у моего батюшки пшеничные не едятся"13. 13. Заносчивый ответ=отрицательная реакция героя, (невыдержанное испытание Г1neg).
(Следует встреча с яблоней и с речкой. Сходные предложения и сходные заносчивые ответы)14. 14. Утроение. Мотивы Д1--Г1neg повторяются еще два раза. Награждения все три раза не происходит (Z1neg).
И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж15; 15. Появление благодарного помощника.
хотела она его толкнуть16, 16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (д7).
побоялась наколоться17 и спрашивает: 17. Пощада (Г7).
"Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?"18 -- 18. Диалог (связующий элемент -§).
"Вон, туда-то", -- указал19. 19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4).
Побежала -- стоит избушка на курьих ножках, стоит -- поворачивается20. 20. Жилище антагониста-вредителя [92b].
В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21. 21. Облик антагониста [94].
Сидит и братец на лавочке22, 22. Появление искомого персонажа [98].
играет золотыми яблочками23. 23. Золото -- одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99].
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25, 24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1).
25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение ( } ).
а гуси за нею в погоню летят26; 26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.).
нагонят злодеи -- куда деваться?" Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой. 27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).

 

 

73-74

 

* Цифры в скобках -- ссылки на таблицы в приложении.

 

Если теперь выписать все функции этой сказки, то получится следующая схема:

 

 

Теперь представим себе, что подобным же образом проанализированы все сказки нашего материала, и что в результате каждого анализа выписана схема. К чему это приведет? Прежде всего следует сказать, что разложение на составные части чрезвычайно важно для всякой науки вообще. Мы видели, что до сих пор не было средств сделать это вполне объективно для сказки. Это первый, очень важный вывод. Но далее: схемы можно сопоставить, и тогда решается целый ряд из тех вопросов, которые затронуты выше, в вводной главе. К решению этих вопросов мы теперь и приступаем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Владимир Пропп. Морфология "волшебной" сказки

Содержание Fine HTML Printed version txt Word КПК Lib ru html... Конец формы... Владимир Пропп Морфология quot волшебной quot сказки...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В. Пpuмep анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва Лабиринт 1998
  [чтобы увидеть текст в сети мне пришлось заменить некоторые символы в книге:   1) стрелку вверх я заменил на открытую фигурную скобку {

МОРФОЛОГИЯ <ВОЛШЕБНОЙ> СКАЗКИ 5
  Предисловие 5   I. К истории вопроса 6   II. Метод и материал 18   III. Функции действующих лиц 23 &nbs

I. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
    История науки принимает всегда очень важный вид на той точке, где мы находимся; мы ценим, правда, своих предшественников и до известной степени благодарим их за у

II. Метод и Материал
    Я был совершенно убежден, что общий, основанный на трансформациях тип проходит через все органические существа, и что его хорошо можно наблюдать во всех частях на

III. Функции действующих лиц
  В этой главе мы перечислим функции действующих лиц в том порядке, в каком это диктуется самой сказкой.   Для каждой функции дается: 1) краткое изложение ее су

XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя
  (определение -- реакция героя, обозначение Г).   В большинстве случаев реакция может быть положительной или отрицательной.   1) Герой в

XIIbis. Герой вновь подвергается действиям, ведущим к
  получению им волшебного средства. (Д; см. XII).   ХIIIbis. Герой вновь реагирует на действия будущего

IV. Асимиляции. Случаи двойного морфологического значения одной функции
  Выше было указано, что функции должны определяться независимо от того, кому приписано их выполнение. Из перечисления функций можно было убедиться, что они должны определяться и неза

А. Вспомогательные элементы для связи функций между собой
Функции образуют основные элементы сказки, те элементы, на которых строится ход действия. Наряду с этим имеются составные части, которые, хотя и не определяют развития, все же очень важны.

В. Вспомюгательные элементы при утроениях
Подобные же связывающие элементы мы имеем при различных утроениях. Утроение как таковое уже достаточно освещено в научной литературе, и здесь можно на этом явлении не останавливаться. Заметим то

С. Мотивировки
Под мотивировками понимаются как причины, так и цели персонажей, вызывающие их на те или иные поступки. Мотивировки иногда придают сказке совершенно особую, яркую окраску, но все же мотивировки

VI. Pаспределение фикций по действующим лицам
  Хотя нашему изучению подлежат лишь функции как таковые, но не выполнители их, и не объекты, подвергающиеся им, тем не менее следует рассмотреть вопрос, как функции распределяются по

VII. Способы включения в ход действия новых лиц
  Каждая категория персонажей имеет свою форму появления, к каждой категории применяются особые способы, какими персонаж включается в ход действия.   Формы эти

VIII. Об атрибутах действующих лиц и их значении
    Учение о формах есть учение о превращениях. Гете.     Изучение персонажей по их функ

IX. Сказка как целое
    Перворастение (Urpflanze) будет удивительнейшим существом в мире. Сама природа будет мне завидовать. С этой моделью и ключом к ней можно буде

А. Способы сочетания рассказов
Теперь, когда указаны главнейшие элементы сказки и освещены некоторые привходящие моменты, можно приступить к разложению любого текста на его составные части.   __________

Д. Об отношении частных форм структуры к общему строю
Рассмотрим же, что представляет собой каждый вид наших сказок.   Если мы подпишем друг под другом все схемы, включающие борьбу--победу, а также те случаи, когда мы имеем п

Список сокращений
Большинство знаков представляют собою первую букву определения (О -- обличение, У -- узнавание, Н -- наказание и т. д.). Если оп-     ределение состоит из

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги