ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Еще Только Формируется. Каждый Исследователь Работает "сам По Себе"...
еще только формируется. Каждый исследователь работает "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвинутые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту ситуацию неизменной. Говорят: "То, что ты понимаешь под наукой, необходимо, конечно, для науки, но только для так называемой точной, для 'первой' науки об искусстве, а есть еще другая область, 'вторая' наука об искусстве, она должна выработать свои методы в противовес 'первой', и мы хотим, мы должны в этой 'второй' науке об искусстве отказаться от таких самих по себе прекрасных вещей, как строгое решение, поступательное движение, точное предметное раскрытие" (парафраза суждений Макса Вертхай-мера о естественных и гуманитарных науках). "И такая позиция сказывается у лучших, выдающихся представителей в поистине необычайной резиньяции."
Пока сохраняется подобная ситуация, нельзя надеяться на что-либо большее, нежели чисто механическое соединение обоих разнородных компонентов, и все, что при этом достигается, будет иметь отрывочный характер. Выходя за пределы первой науки об искусстве, исследователь рискует уйти из науки в литературу, из области понятий в сферу эмоций. Строгость метода и возможность его проверки сохраняются лишь пока речь идет о том, чтобы на основании дошедших до нас сведений дополнить произведение, датировать его на основе документов, отнести его, опираясь на данные стилистической критики, к определенному художественному кругу, генетически вывести его формы, — а в заключение появляется затем несколько разрозненных замечаний о структуре и смысле произведения, часто произвольных, неточных, эмоционально окрашенных и однако же претендующих на несомненную очевидность. С другой стороны, определения второй науки об искусстве часто не подтверждаются фактами, добытыми первой наукой. Так, например, некоторые из атрибуций, предложенных выдающимися представителями "второй" науки, были опровергнуты документами. Все зависит от того, считать ли это окончательным доводом или только симптомом недостаточного развития этой науки.
* ради этой цели (лат.)
IV история искусства как история искусства | 77
По нашему мнению, при таком положении вещей настоятельной потребностью становится разработка "второй" науки об искусстве. Критика существующего искусствознания в целом могла бы ограничиться критикой этой второй составной части идеальной науки об искусстве; несовершенства первой иного характера и порядка64. Подобная критика была бы стерильной, если бы нельзя было показать, что отмеченные недостатки вполне устранимы и отнюдь не коренятся в природе исследуемого предмета.
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11
ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1.
Далее, к
Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15
кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Теория искусства имеет первенство перед историей. Лежащая в о
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21
его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23
Начиная с Ригля история искусства снова возвращается к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не были включены в этот том12.
3. История искусства в современности
Развитие истории искусства как науки по своему значе
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31
Мне представляется, однако, что этот способ рассмотрения имеет еще более глубокое значение для совреме
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы
Что касается, наконец, метода истории искусства, то существенное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и притом в проц
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному произведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45
предмет, соответствующий этому понятию? Что это такое — "художественная воля"? По этому вопросу с
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61
сти и собственной динамики должно все в большей степени развиваться "оптическое" искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведений, сравнивать последние друг с другом и классифицировать их по их свойствам, из идентичности свойств выводить генетические связи (свя
К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения
Среди различных предметов, которые должна исследовать вторая наука об искусстве, отдельные художественные создания занимают особое место именно потому,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" установке, и вполне определенными художественными свойствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87
Верно, что при этом вместо первоначального художественного создания возникло другое; до понима
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концентрируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произведения, определяется опять-та
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95
заданные этой установкой свойства. Спрашивать о других свойствах бессмысленно, это прямой путь
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пласта теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121
Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" полагается в качестве порождающего начала этой
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближайшим исходным пунктом должна была бы стать та глубокая перемена, которая столь явстве
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127
произведением. Совершенство в этом мире есть асимптота, так что художник неизменно вновь должен нач
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли шившееся вследствие формалист
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151
6. Ранг и ценность.
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву.
Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159
верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто.
Весь прогресс современной истории искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183
видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения праздничным одеянием.
Подобно тому как наряду со спокойным противопоставлением третьего
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219
вполне в духе теории множеств, существуют целые "множества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231
в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253
мы знаем теперь и
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255
Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173
В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искусства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загадкой. Чего простом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов