К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ

Новое понятие произведения

Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому, что их можно изучать непосредственно, и только исходя из них может быть постигнут, например, художественный процесс в целом. В этом смысле мы считаем произведе­ния искусства первичными предметами исследования.

Здесь для второй науки об искусстве возникает одно очень своеобразное обстоятельство. Ее первичные предме­ты исследования предстоят нам вообще лишь постольку, поскольку мы вступаем в определенное отношение к ве­щам, которые common sense* считает произведениями ис­кусства. Каждый раз они должны быть воссозданы в про­цессе их подлинного вос-произведения, исходя из данных предстоящей нам "внешней" художественной вещи, офор­мленной таким-то и таким-то образом. Эта вещь облада­ет вообще художественными свойствами лишь тогда,

64 Например, еще не исчерпаны возможности картографиче­ски-статистического метода при изучении форм, а физико-химические способы восстановления первоначального со­стояния вещей (и последующее применение их для уста­новления авторства) находятся еще в начальной стадии разработки. * здравый смысл (лат.)