рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Iv История Искусства Как История Искусства | 87 ...


IV история искусства как история искусства | 87


 


Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понимания пере­до мной был другой феномен, нежели потом. Но замещен он был не любым другим феноменом, а лишь более аде­кватным, лучше проработанным. Это означает, что изме­нения, которым мы подвергаем феномены, научно их из­учая, в сущности им не чужды. И если мы говорим: прора­ботать лучше, то это означает, что мы должны раскрыть их свойства, находящиеся в них в зародыше, т. е. что мы не должны привносить ничего противоречащего их природе. И если исследователь отмечает в художественном созда­нии новое свойство, это не означает, что и каждый, рас­сматривающий ту же самую художественную вещь, также видит это свойство; если бы все было так просто, тогда было бы непонятно, почему этот факт был замечен так поздно. Можно утверждать только следующее: если при рассмотрении данного произведения отрешаются по воз­можности от привычного способа его восприятия и усваи­вают по отношению к нему определенную установку, тогда получают это свойство. (И это должно привести затем к дальнейшим успехам в объяснении других фактов, оста­вавшихся до тех пор неясными.) И тот, кто впервые вос­принял и постиг это свойство, может затем сказать: "Хо­тя я еще никогда не видел этого прежде, однако, с другой стороны, то, что я видел до сих пор, еще не было удо­влетворительно описано с помощью старых понятий; су­ществовало нечто, что — как я сейчас замечаю — имело ту же направленность, что и вновь увиденное мною свой­ство. Благодаря тому, что я вижу это свойство, 'улучшил­ся' предстоящий мне феномен этого произведения". Сле­довательно, в этом случае мы постигаем произведения не такими, какие они есть, но измененными так, что они как бы приблизились к своему идеалу.

Имеется, однако, и другой способ рассмотрения и по­нимания, который не прорабатывает более основательно целое, но, напротив, предоставляет ему распасться на кус­ки. Феномен также изменяется при этом, но в противопо­ложном смысле: он разлагается на части, связываемые с помощью союза "и". Против такого способа понимания,


ложно принимаемого за единственную возможность стро­гой науки, и направлен описанный выше скепсис и только здесь он вполне оправдан.

Здесь еще одно замечание: могут существовать цели, при которых интерес направлен вовсе не на целостные фе­номены как таковые, но на конечные, вычленяемые из них части. Тогда анализ в широком смысле выступает и как процесс формообразования. Ибо когда части выделяют­ся из целого, они обретают теперь собственный гештальт. Если это обстоятельство учитывается, рассмотрение "ча­стей" художественных произведений вполне возможно и осмысленно. Негодным окажется лишь такой подход, ко­гда этого не будут принимать во внимание, и считая, что исследуют подлинные части произведений, в действитель­ности будут иметь дело с продуктами распада, искус­ственными продуктами анализа. То, что обширные обла­сти существующей науки об искусстве далеки от свое­го предмета, объясняется большей частью неосторожным применением анализа, разрушающего художественные со­здания. Анализ же не является ни единственным методом, ни высшим формообразующим принципом нашей науки.

И здесь важно отметить: можно отклонить предложен­ное решение, но нельзя обойти проблему.

Актуальные предметы исследования

Какие предметы должны быть выдвинуты на первый план исследовательской работы, это определяется прежде все­го уровнем развития соответствующей области. Предвари­тельно же следует во всяком случае потребовать, чтобы никакой исследовательской задаче не отдавалось односто­роннего предпочтения за счет других.

Невозможно поэтому считать единственной задачей на­уки об искусстве изучение художественного процесса. Бы­ло бы излишним подчеркивать это, если бы еще и сегодня искусствознание не совпадало для многих с историей ис­кусства, что отражается и в названии преподаваемой в


88 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР


IV история искусства как история искусства I 89


 


университетах дисциплины. Взгляд этот исторически по­нятен, ибо строго научное рассмотрение с самого нача­ла формировалось в cadres* всеобщей истории; понятен он также и предметно, ибо мы сами показали выше, что во многих случаях знание художественного процесса уже должно предполагаться, чтобы вообще стало возможным конституировать отдельные произведения как четко очер­ченные предметы. Тем не менее невозможно рассматри­вать изучение других предметов (отдельных произведе­ний, типов формообразования, видов искусства) просто в качестве вспомогательного средства для построения исто­рии. Столь же оправдан и противоположный способ рас­смотрения, использующий исторические знания для уче­ния о произведениях как таковых. Учение о произведени­ях представляет собой автономную дисциплину "целост­ной" науки об искусстве, наряду с учением о художествен­ном процессе, хотя их никогда нельзя механически отде­лить друг от друга.

Здесь не может быть поставлен вопрос о том, существу­ют ли помимо этих двух дисциплин и другие автономные "части" (дисциплины) науки об искусстве.

Какие исследовательские задачи стоят перед второй на­укой об искусстве ко современной стадии ее развития, это вытекает из обзора ее разделов, того, что было достигну­то в них до сих пор. Первым и устойчивым достижением понимающей науки об искусстве была разработка учения об исторически варьирующихся типах формообразования (стиль эпохи, поколения, региональный стиль и т. д.) и их изменениях. В этой области во многих случаях удалось успешно приблизиться к достижению общей цели — та­кому пониманию исследуемого предмета, когда из немно­гих центральных моментов становятся постижимыми пре­дельно многие особенности "стиля". Однако подобное уче­ние об изменениях стилей никак нельзя отождествлять с историей искусства, равно как не может считаться ис­черпывающим такой подход к произведениям, когда от­дельное произведение односторонне рассматривается как


проявление определенного стиля. Так что все другие за­дачи, насколько они уже выявились теперь, должны ре­шаться с той же строгостью, что и в этой лучше всего разработанной области исследования.

Подведем итог: до сих пор вторая наука об искусстве по своим устремлениям чересчур односторонне была исто­рией искусства, а в своих результатах чересчур односто­ронне стала историей стиля. — Из этого вытекают сле­дующие требования:

а) Нынешняя фаза науки об искусстве с беспрецедент­ным размахом должна выдвинуть на первый план иссле­дование отдельных художественных созданий. Нет на со­временной стадии ничего более важного, чем углублен­ное познание отдельного художественного произведения, и нигде существующая наука об искусстве не оказыва­лась в такой мере несостоятельной, как при решении этой задачи75. Без основательного изучения отдельного про­изведения другие проблемы могут быть решены лишь частично. О сходстве и несходстве произведений мож­но утверждать что-либо окончательное только тогда, ко­гда удалось достаточно глубоко продвинуться в понима­нии отдельного произведения. А установление сходства и несходства помогает далее раскрыть генетические свя­зи между произведениями (связи происхождения одного от другого), которые в свою очередь составляют основу для реконструкции художественного процесса. Поэтому более глубокое знание отдельного произведения способ­ствует умножению познаний во всех разделах науки об искусстве.

То, что теперь, на некоторое время, отдельное художе­ственное произведение выдвигается на первый план иссле­дования, вовсе не означает, что это произведение должно быть искусственно отделено от той исторической ситуа­ции, в которой оно возникло. Этой ошибки можно избе­жать благодаря тому, что согласно новому взгляду худо­жественное создание вообще имеет место лишь благодаря


 


* рамках (лат.)


Ср.: Guido Kaschnitz von Weinberg. — In: Gnomon, 5 (1929), 205.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным мы приглашаем вас активно пользоваться.. перевод с немецкого ю н попова.. rowohlt hamburg..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11   ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1. Далее, к

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К обоснованию и разработке "второй" науки об искусстве
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95   заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151   6. Ранг и ценность.

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги