рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным I История Искусства Как Наука 11   ...


I история искусства как наука 11


 


ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1.

Далее, каждой из этих ступеней соответствуют различ­ные формы и степени научной точности. Было бы бессмы­сленным требовать, например, чтобы интерпретация про­изведения искусства проводилась бы согласно тем же принципам точности, что были выработаны при рекон­струировании материального состава произведений или в процессе критики источников. Попытки решать высшие задачи истории искусства исходя из подобных ложных представлений о точности ведут лишь к ложной научно­сти, тормозящей процесс истинного познания. И посколь­ку живой "организм" произведения искусства не может быть постигнут с такой же точностью, как изолирован­ные, "мертвые" формы, вызываемый этим страх отвра­щает от дальнейшего движения к подлинной истории ис­кусства, заставляя вместо этого, в преждевременной ре­зиньяции, ограничиваться просто историей форм, и в са­мом деле допускающей гораздо более "точное" описание. Однако это — ложная точность, ибо истинной является лишь такая точность, которая свойственна каждому осо­бому предмету исследования сообразно его сущности.

Центральные задачи

Среди представленных выше исследовательских задач вы­деляются три: изучение сущности искусства, изучение от­дельного художественного произведения и изучение исто­рии искусства, конечной целью которого является всеоб­щая история искусства. Однако лишь две последние зада­чи составляют предмет истории искусства, сущность же искусства исследуется общим искусствознанием.

Все другие задачи создают лишь предпосылки для осу­ществления этих двух главных задач. В том, что история

1 Я не могу здесь подробно останавливаться на том, что "ра­ционализм" и "эмпиризм" особым образом присутствуют на каждой ступени и специфически проникают друг в друга. См. mutatis mutandis книгу: Adolf Meyer. Logik der Morpho-logie im Rahmen einer Logik der gesamten Biologie. Berlin, 1926.


искусства имеет перед собой две равноценные главные за­дачи, выражается ее основной парадокс: отдельное про­изведение представляет собой покоящийся в себе малый мир и одновременно событие, движущую силу и узловой пункт исторического художественного процесса.

Асимптоты познания

Изучение отдельного произведения никогда не может счи­таться законченным. Никогда нельзя исключить того, что в произведении, уже превосходно проанализированном, не проступят ранее не замеченные черты, которые потребу­ют совершенно новой интерпретации не только этих вновь обнаруженных сторон, но и всего художественного произ­ведения. Можно, однако, разработать объективные мето­ды, позволяющие установить приближение к верной ин­терпретации. Высказывания о сущности индивидуального произведения, не будучи исчерпывающими, тем не менее могут быть истинными.

Однако всеобщая история искусств еще и в совершен­но другом смысле не является законченной, а ее изучение никогда не может завершиться. Во-первых: если история будет завершена, то больше не будет никакой историче­ской науки, которая могла бы исследовать общий смысл и членение завершенной всеобщей истории. Во-вторых: в незавершенной истории исследователь всегда находится внутри исторической ситуации, которую он должен вме­сте с тем изучать. Правда, было бы неверным утверждать, что он не может выйти из истории. Сила духа заключа­ется как раз в том, что он до известной степени спосо­бен на это. Но только до известной степени. В-третьих: есть эпохи истории искусства, памятники которых разру­шены в такой мере, что более уже никогда нельзя будет написать реальную историю искусства соответствующего времени, ибо нельзя даже представить себе методов из­учения, с помощью которых можно было бы установить, как выглядели высшие художественные достижения эпо­хи. Вероятно, для таких эпох еще можно было бы пред­ставить себе историю стиля, ибо характер стиля эпохи


12 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

часто можно вывести даже из неприметных фрагментов. Сама эта незавершенность истории искусства неотделима от ее существа. И если сущностно непреодолимая грани­ца познания природы проявляется там, где объект, под­лежащий изучению, физически изменяется благодаря са­мому наблюдению, то граница историко-художественного познания обнаруживается там, где сам материал его, про­изведения искусства, оказывается разрушенным в процес­се истории: сама история ставит границы историческому познанию.

2. История искусства как наука: исторический обзор

Стадии

Если справедливо мнение Ницше о том, что наука явля­ется научной лишь в меру содержащегося в ней метода, то о научной истории искусства можно говорить лишь с того времени, когда были разработаны научные, крити­ческие методы решения различных ее задач. В начале и середине XIX века разрабатываются строгие методы кри­тики памятников и источников, стилистической критики, в конце XIX века — истории стиля, с 1930 года — анализа отдельных произведений, с 1950-го — изучения структуры и развития художественных эпох.

То, что предшествовало разработке строгих методов истории искусства, относится к предыстории ее как нау­ки. Эта предыстория имеет две принципиально различные стадии. Первая из них создает предпосылки для гряду­щей научной истории искусства, но сама еще не стремит­ся к научности в современном смысле; одновременно она подготавливает научное изучение памятников и источни­ков — достаточно вспомнить корпус рукописей монахов-мавристов или собрание источников Муратори. В общем и целом это эпоха от Вазари до Винкельмана. На второй стадии предыстории происходит нечто совершенно иное, имеющее основополагающий характер для всего последу­ющего развития: впервые возникает всеохватывающая и


I история искусства как наука | 13

глубокая общая концепция истории искусства как нау­ки. Эта стадия, триумфально открытая Винкельманом, длится вплоть до Шнаазе и Буркхардта. Ее можно было бы назвать "гениальным периодом" становящейся исто­рии искусства как науки. Одновременно началась энер­гичная разработка "позитивных" научных методов.

История искусства как история художников: Вазари

Предыстория новейшей истории искусства "стоит под зна­ком итальянского Возрождения и, можно сказать, одного Вазари, произведение которого при всех его недостатках имело основополагающее значение для всей историко-ху­дожественной литературы к югу и северу от Альп вплоть до Винкельмана"2. Этот род историко-художественной литературы исходит из специфических потребностей ху­дожников. За небольшими исключениями история искус­ства пишется художниками, и они пишут ее для пользы, чести и славы опять-таки художников и уже постольку, естественно, также для любителей искусства и заказчи­ков. Цель их неизменно остается двойственной: они стре­мятся, во-первых, показать плодотворность необозримого множества импульсов и образцов, содержащихся в творе­ниях старого искусства, чтобы оживить и усовершенство­вать создаваемое художниками, пробудив у них сознание своей связи с прошлым, и, во-вторых, повысить самосозна­ние художников и их социальный статус. Этот род истори­ко-художественной литературы повсюду поддерживается пробуждающимся самосознанием наций и государств: Ка­рел ван Мандер в Нидерландах, Зандрарт с его "Немец-

2 Далее, излагая процесс развития вплоть до Шнаазе и Бурк­хардта, я опираюсь на необычайно ясное и проницательное исследование Эрнста Гейдриха, отчасти цитируя его дослов­но. Появившись в 1917 году, оно остается непревзойденным по своей лапидарности и умению выделить самое существен­ное: Е. Heidrich. Beitrage zur Geschichte u. Methode der Kunst-geschichte, с предисловием Генриха Вёльфлина, Basel, 1917 (репринт: Hildesheim, 1968).


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным мы приглашаем вас активно пользоваться.. перевод с немецкого ю н попова.. rowohlt hamburg..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К обоснованию и разработке "второй" науки об искусстве
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87   Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понима

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95   заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151   6. Ранг и ценность.

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги