рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Iv История Искусства Как История Искусства | 95 ...


IV история искусства как история искусства | 95


 


заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь к искаже­нию, ибо в силу самого вопроса изменится установка. Сле­довательно, в зависимости от обстоятельств невозможно будет ответить на такой, например, вопрос, как: была си­нева светлой или темной? (было пространство 'составным' или 'расчлененным'?80). Нельзя ответить не потому, что зритель не 'замечает' этого свойства, не обращает на него особого внимания, но потому, что сам феномен при данных обстоятельствах вообще не определен в этом направлении, что было бы невозможно в случае вещи. Продолжая на­стаивать на том, чтобы дать ответ на подобные вопросы, вымучивают в конце концов новые феномены, где ответ этот оказывается возможным, однако ни один из зачат­ков не получает здесь развития — просто один феномен ложно подменяется другим" (Курт Коффка). Например, в так называемых "объективных" формальных описаниях художественное произведение подменяется чем-то совер­шенно другим и, собственно, уничтожается. В непримени­мости определенных методов еще раз особенно отчетливо сказывается своеобразие таких предметов исследования. С другой стороны, предпочтение известных методов от­ражает определенный период в развитии соответствую­щей науки, который и в других науках протекал сходным образом. Для него типичны "уход от непосредственных требований практики81, антитеоретическая установка с ее обращенностью к феноменам, особая близость к предмету (и конкретность), более четкое размежевание с другими науками и повышенное внимание к надежности способа рассмотрения, наконец, поворот от узкого ограничения к расширению сферы работы". Это эпоха, которую можно назвать переходом от "периода систем" к "периоду опи­сания" и которая и в других науках характеризуется со­впадением совершенно сходных факторов (Курт Левин). Так что нетрудно понять, что требования, установленные

80 Добавлено мною.

81 В нашем случае, например, это потребности музейной прак­
тики и т. д.


Куртом Левином для метода сравнительного науковеде­ния (науки о науках), можно пункт за пунктом перенести и в науку об искусстве в ее новой фазе82.

В этой ситуации возникают задачи и методы, которые в настоящее время должны быть выдвинуты на первый план. Я приведу вкратце, применительно к нашему мате­риалу, установленные Левином требования, которые сле­довало бы подробно перечитать у него и основательно про­думать:

1. Размышления об искусстве или о его видах и т. п. должны отступить на задний план перед исследованием произведений. Точно так же умозрительные рассуждения о сущности исторических процессов должны отступить на задний план перед изучением свойств конкретных исто­рических этапов. (О сомнениях относительно этого про­граммного пункта см. Lewin, а. а. О., S. 78.).

2. На некоторое время наука об искусстве должна ре­шительно выдвинуть на первый план описание феноме­нальных свойств конкретных предметов, т. е. тех свойств, которые могут быть прямо постигнуты в восприятии, в противоположность господствовавшему до сих пор и ти­пичному для "периода систем" во всех науках подчерки­ванию генетически обусловленных особенностей.

3. То обстоятельство, что в произведениях искусства речь идет не о биологических или психологических по ти­пу своего существования предметах, но о "сущностных", "идеальных" предметах, принадлежащих так или иначе особой сфере, — это не должно повсюду вести к работе с предельно радикальными, абсолютными различениями. Между сущностными, идеальными образованиями, про­тивостоящими друг другу в качестве предельных край­ностей, находятся обычно другие сущностные типы, ча­сто образующие промежуточные ряды постепенных пере­ходов, так что и здесь "чистые" случаи следует считать лишь пограничными или идеальными случаями. Склон­ность к абсолютизации приводит к искажениям и пода­вляет дух недедуктивных описаний, исходящих в своих построениях из единичного.

82 Kurt Lewin. Idee und Aufgabe der vergleichenden Wissenschafts-lehre. — In: Symposion, 1 (1927).


96 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

4. Как правило, подобная абсолютизация становится возможной лишь на основе несколько легкомысленного обращения с "примерами". Пункт этот столь важен, что я приведу соответствующее место у Левина in extenso*.

"Пример получает необычайно большое значение в пери­од описания. Так как здесь еще не располагают в больших масштабах другими критериями, как в более поздние пери­оды, то 'показать на примерах' становится существенным средством доказательства или, скорее, подтверждения ис­тинности суждений. Для того, чтобы примеры действитель­но выполняли эту функцию, при использовании их нужно проникнуться новым духом повышенной строгости и ответ­ственности. Нужно отойти от той нередко встречающейся в период 'систем' практики, когда иллюстрация в виде какого-либо вырванного из контекста особого типа рассматрива­лась как доказательство для более широкого типа, — явные случаи такой практики уже сегодня поражают своей неубе­дительностью .

Прежде всего следует обращать внимание на то, нельзя ли найти примеры противоположного свойства, которые огра­ничивали бы всеобщность суждения или вообще запрещали бы его.

Вместе с тем это никоим образом не должно вести, в том числе и в эмпирических науках, к совершенно неоправданно­му требованию, будто только множество подобных случаев гарантирует истинность общего суждения. Однако опреде­ление общего типа не должно основываться на приводимых в примерах свойствах, составляющих специфику особого ти­па, к которому и относится пример, хотя это и остается не­замеченным. Сколь банальным ни представлялось бы это требование, выполнить его в действительности оказывается трудно, и большая часть ошибочных описаний основывается в настоящее время на ложной оценке того круга явлений, который полностью охватывается приводимым примером, независимо от того, преувеличивается ли, или преумень­шается этот круг. — Последнее также встречается нередко и приводит к глубоким заблуждениям. — Наивное приме­нение примера, которое в чрезмерном доверии к нему ви­дит лишь его функцию позитивного подтверждения, долж­но уступить место полноправному использованию и негатив­ной его функции выявления неверных суждений. Внимание

* подробно (лат.)


IV история искусства как история искусства I 97

к объему охватываемых примерами явлений и тщательный учет примеров противоположного толка должны стать все­общими требованиями.

Таким образом, в качестве основания общих суждений имеет значение не столько большее число одинаковых слу­чаев, сколько внимание к предельно удаленным друг от дру­га, т. е. неодинаковым разновидностям типа. Это соответ­ствует существенно повысившейся осторожности по отно­шению к 'общим' (генерализирующим) суждениям (т. е. к суждениям, использующим термин 'все', а не к суждениям, притязающим на общезначимость, аподиктичность) и нико­им образом не означает умаления веры в доказательную силу примера, и притом действительно единичного случая. Напротив, взвешенная оценка круга охватываемых приме­ром явлений составляет необходимый методический корре­лят к прочно сложившемуся сознанию того, что на основе единичного примера можно вынести аподиктическое сужде­ние о представляемом им типе."

5. От высказываний об абстрактных возможностях сле­дует переходить к определению конкретных данностей.

6. Нужно обращать внимание на то, чтобы не разрушить полноты индивидуальной конкретности отдельного про­изведения при выделении его из особого, специфического для него окружения. Вообще в каждом отдельном случае еще предстоит определить, что следует считать "целост­ным" художественным созданием.

7. Требование исследовать конкретные единичные про­изведения не означает ни изъятия отдельного предмета из его окружения, ни изолированного его рассмотрения. Опи­сание отдельного предмета должно по возможности ид­ти рука об руку с отысканием родственных типов. Важ­нейшим методическим средством для выполнения этого, как и большинства названных выше требований, являет­ся сравнительное описание.

"Сравнительное описание вместо характеристики посред­ством общих понятий классов, которые в настоящее время образуются большей частью лишь с помощью весьма ги­потетической генерализации, делает упор на определении посредством отграничения от других конкретных единич­ных образований, соответственно от типов, представляющих 'последние виды'. Благодаря сравнительному описанию мы


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным мы приглашаем вас активно пользоваться.. перевод с немецкого ю н попова.. rowohlt hamburg..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11   ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1. Далее, к

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К обоснованию и разработке "второй" науки об искусстве
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87   Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понима

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151   6. Ранг и ценность.

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги