рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Становимся Таким Образом Независимыми От Большого Пла­ста Теорий, Без Которых...

становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в качестве таковых.

Определение через сравнение носит по существу относи­тельный характер: конкретный предмет измеряется другим, а не определяется посредством дефиниции в качестве подчи­ненного понятия некоторого класса. Это не означает какого-либо ограничения общезначимости получающегося при этом знания по сравнению с казалось бы более абсолютными определениями предшествующих периодов. Как раз относи­тельность делает возможным несравненно более точное и притом гораздо более надежное описание.

Сравнительный метод необычайно плодотворен прежде всего как эвристический принцип. Ибо сопоставление с род­ственными, отличающимися лишь степенью образованиями часто вообще только и выявляет важные свойства, оставав­шиеся бы иначе сокрытыми.

Сравнительное рассмотрение достигает большей близости к предмету и, охватывая крут родственных типов, обостря­ет нашу способность оценивать адекватность примеров. Тем самым оно предохраняет от весьма еще живучей и почти не­избежной в настоящее время тенденции работать с антитеза­ми без каких-либо переходов между ними, т. е. от опасности абсолютизации.

Сознательно проведенное сравнительное описание будет, вероятно, самым действенным вспомогательным средством против столь часто встречающейся двусмысленности и про­чих превратностей терминологии, в силу которых неодина­ковые по существу образования представляются одинаковы­ми, а, с другой стороны, нередко близкородственные образо­вания вследствие несходного именования отрываются друг от друга. Ибо задача такого описания в том и состоит, чтобы пройти по возможности весь родственный круг и определить единичный тип в качестве члена ряда, освоенного во всех промежуточных ступенях. Так открываются связи, которые между более удаленными членами ряда нельзя распознать, и нередко изменяется восприятие различных свойств даже отдельного члена. Сравнительное описание как раз и напра­влено на это прояснение взаимоотношения явлений, будь то определенные свойства различных образований, будь то по­ложение известных образований или процессов в составе бо­лее крупного целого.


IV история искусства как история искусства I 99

Сознательное подчеркивание и точное освещение вопроса об 'эквивалентности' — одна из существеннейших черт срав­нительного описания. Оно распространяется на свойства, процессы и образования самого различного объема и мо­жет касаться как функциональной, так и морфологической эквивалентности. Тщательное освещение этих проблем — важная гарантия от обманчивой терминологии или поверх­ностного восприятия, и оно понуждает нас рассматривать все единичное в соответствующей связи с другим.

Наконец, сравнительный метод дает руководящую нить для не умозрительного, не 'теоретизирующего' описания, по­зволяющую продвигаться последовательно, причем каждый новый шаг будет означать одновременно упрочение прой­денного. Оно предохраняет описание конкретных единичных фактов от превращения в бессвязный конгломерат. Гряду­щее развитие науки об искусстве будет стоять под знаком сравнительного описания, и от последовательности и чисто­ты его проведения будет зависеть, как быстро эта наука осу­ществит переход от духа 'систем' к спокойному, предметно­му исследованию, хотя и кажущемуся, на первый взгляд, более мелким." (Цитируется по Левину, с соответствующи­ми теме изменениями.)

8. Необходимая в настоящее время установка науки об искусстве на чистое описание не является вечным при­знаком этой науки, но характеризует лишь данную новую фазу. И наука об искусстве не может навсегда остановить­ся на фиксации феноменальных особенностей предметов, но должна будет перейти к отысканию генетически об­условленных связей. И для нее описание является не по­следней, но лишь первой задачей строгого исследования.

К этому я добавлю: 9. Для решения своих самых ак­туальных задач — прежде всего выяснения функции и связи так называемых "частей" художественного произ­ведения — вторая наука об искусстве будет сознатель­но и с чистой совестью практиковать применявшийся до сих пор стыдливо мысленный эксперимент93. С надлежа­щей осторожностью, но без колебаний она воспользуется

83 Примеры мысленных экспериментов: Kritische Berichte zur kunstgeschichtlichen Literatur, I (1927/28), 101, а также: Hans Sedlmayr. Gestaltetes Sehen. — In: Belvedere, 8 (1925), 71.


100 I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

и столь пугающим ее реальным экспериментом. Как раз в качестве науки о духе наука об искусстве не может отка­заться от познаний того рода, что были добыты, например, Хайнцем Вернером в опытах, проведенных им в процессе его исследований по теории языка84.

Кооперация с другими науками

Совместная работа науки об искусстве с другими наука­ми насущно необходима по одной весьма простой причине: сферы исследования нельзя механически отделить друг от друга. В существующей науке об искусстве неизбежно возникают вопросы, коренящиеся в кругу проблем других наук, и без обращения ко всей системе знаний соответству­ющих дисциплин они могут получить лишь неудовлетво­рительный или ложный ответ.

Кооперация становится возможной только тогда, ко­гда надежно установлена специфика исследуемой обла­сти, что позволяет не опасаться растворения своего спо­соба рассмотрения и своих предметов от соприкосновения с другими науками. Ибо художественные произведения можно рассматривать также и как "выражение" опре­деленной личности или определенного типа характера, как проявление духа народа или эпохи, как форму по­знания — с помощью художественных феноменов можно заниматься индивидуальной психологией и психологией типов, общей наукой о духе и теорией познания, равно как и множеством других вещей. При этом возникает опас­ность, что автономное рассмотрение художественных про­изведений именно как произведений искусства окажется забытым85. "Психологизм" — не единственное, но лишь наиболее известное уклонение автономной науки об ис­кусстве от своего пути. Намеченные здесь основания пре­дохраняют науку об искусстве от такого соскальзывания,

84 Heinz Werner. Untersuchungen fiber Empfindung und Empfln-
den 2: Die Rolle der Sprachempfindung. — In: Zeitschrift fur
Psychologie, 114 (1930), 230.

85 Ср.: Werner Ziegenfu.fi. Die phanomenologische Asthetik, 1928,
102 ff.


IV история искусства как история искусства I 101

так что она без ущерба для себя может сообщаться с дру­гими областями.

Принципом этого общения должно стать следующее: до­стигнутое в других областях следует привлекать только в том случае, когда оно, с одной стороны, может быть при­знано достаточно надежным в собственной научной сфере, а с другой стороны, может способствовать решению кон­кретной искусствоведческой проблемы.

На современной стадии своего развития наука об искус­стве нуждается в других науках прежде всего для обосно­вания собственной исследовательской работы — в этом смысле мы привлекали, например, теорию познания ге-штальтпсихологии и экспериментальную и феноменоло­гическую эстетику; в еще большей мере она нуждается в других науках для устранения известных предрассуд­ков, тормозивших до сих пор ее работу. Так, новое опи­сательное учение о науке смогло показать, что те свое­образные черты, которые до сих пор ложно считались извечными признаками науки об искусстве, представля­ют собой типичные признаки определенной стадии разви­тия молодой науки. — То, что во всех этих случаях мы учитывали идеи, принадлежащие определенному теорети­ческому направлению, не было обусловлено односторон­ней приверженностью к нему, но не являлось, конечно, и простой случайностью. Вообще следует приветствовать всякую мысль, всякое наблюдение, позволяющее решить какую-либо имеющуюся проблему или хотя бы только лучше увидеть ее.

Еще более важным, чем на современной стадии, станет привлечение достигнутого в других науках при переходе от описания к объяснению. Новая психология уже теперь обладает массой познаний, ожидающих, когда их сможет освоить объясняющая наука об искусстве86.

Первые проявления этой потребности в кооперации, на­пример с новой психологией, как и вообще сообщения обо

86 Я имею в виду, например, труды Хайнца Вернера по про­блеме "ощущения", работы Хорнбостеля об "оптических ин­версиях", исследования Э. Р. Йеншем и его сотрудниками "эйдетических феноменов" или наблюдения X. Фолькельта над детским "искусством".


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11   ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1. Далее, к

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87   Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понима

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95   заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151   6. Ранг и ценность.

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги