ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным I История Искусства Как Наука | 21
...
I история искусства как наука | 21
его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным, они были ценны для него лишь как звенья некоего большого целого."
Противоположный подход энергично отстаивает Бурк-хардт: "Конкретные реальные явления не могут быть выведены из понятий, конструированы"; речь идет не о понятиях, но о созерцании жизни в ее предельной чувственной полноте. "Тот простой и в сущности сам собой разумеющийся факт, что произведение искусства нельзя рассматривать прежде всего как исторический документ в каком бы то ни было смысле, что по способу своего возникновения оно обладает вневременным существованием ... этот простой факт, вытесненный на задний план Шнаазе и гегельянцами с их преимущественно историческим подходом, равно как исследователями документов, вновь стал исходным пунктом, в том числе и для исторического рассмотрения прошлого. Весьма пагубно для искусства служить лишь объектом для всевозможных исторических и историко-художественных упражнений. Вновь заявляет о себе более простой, энергичный и решительный подход, отваживающийся взглянуть в глаза самой жизни, имеющий мужество вынести собственное суждение и назвать великое великим, а малое малым вопреки той мнимой объективности, которая нивелирует всякое суждение о качестве и тем самым всякий личный взгляд..." Подход Бурк-хардта к истории искусства — это протест против уничтожения ценностных различий. "Также и для научного объяснения произведение искусства не может выступать только или, по крайней мере, прежде всего как объект изучения или исторический документ — в равной степени оно должно быть понято как созданная живая ценность." "Чичероне" заявляет уже на самом титуле с предельной лаконичностью и открытостью, что он хочет дать лишь "руководство к наслаждению произведениями искусства Италии". Подобный взгляд должен был бы вновь стать интересным для художников и принести пользу искусству современности. При том, что Буркхардт занимался почти исключительно искусством Ренессанса, могло показаться,
что дело идет о возобновлении того типа истории искусства, который восходил к Вазари и существовал до эпохи романтизма. Однако его понимание истории искусства отличается от ренессансного и просветительского в том же смысле, и в не меньшей мере, чем и современный подход. Равным образом категории, которыми пользуется Буркхардт, имеют в конечном итоге не эстетическую, а этическую природу.
"И вот впервые в истории искусства Нового времени она возникает из самих памятников, так что в ее описаниях и анализах находят непосредственное выражение жизненное чувство и уровень культуры эпохи." Эволюционно-историческая точка зрения отступает на задний план.
Возможное соединение идеалов Шнаазе и Буркхардта намечается лишь в наше время.
Становление науки
Становление истории искусства как науки охватывает до настоящего времени четыре стадии, или фазы.
На первой стадии, когда научная история искусства развивается, так сказать, еще под покровом истории, вырабатываются прежде всего научные методы критики памятников и источников. В практике музейного дела возникает необходимость найти критерии и разработать методы, позволяющие на основании определенных полученных путем сравнения признаков датировать, локализовать и атрибутировать произведения, относительно которых нет источников. Это метод стилистической критики, которая первоначально выделяла большей частью лишь весьма мелкие признаки (так называемый метод Морелли): формы глаз, ногтей, складок и т. д.
Для этой первой стадии науки характерны также большие корпусы произведений, перечни памятников, научные каталоги собраний и т. д., монументальные публикации источников. Правда, все это началось уже гораздо раньше: у мавристов, у Муратори, — но только теперь методы критики источников, памятников и стиля, равно как методы публикаций, становятся "строгими".
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11
ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1.
Далее, к
Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15
кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Теория искусства имеет первенство перед историей. Лежащая в о
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23
Начиная с Ригля история искусства снова возвращается к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не были включены в этот том12.
3. История искусства в современности
Развитие истории искусства как науки по своему значе
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31
Мне представляется, однако, что этот способ рассмотрения имеет еще более глубокое значение для совреме
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы
Что касается, наконец, метода истории искусства, то существенное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и притом в проц
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному произведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45
предмет, соответствующий этому понятию? Что это такое — "художественная воля"? По этому вопросу с
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61
сти и собственной динамики должно все в большей степени развиваться "оптическое" искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведений, сравнивать последние друг с другом и классифицировать их по их свойствам, из идентичности свойств выводить генетические связи (свя
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работает "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвинутые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту ситуацию неизменной. Говор
К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения
Среди различных предметов, которые должна исследовать вторая наука об искусстве, отдельные художественные создания занимают особое место именно потому,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" установке, и вполне определенными художественными свойствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87
Верно, что при этом вместо первоначального художественного создания возникло другое; до понима
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концентрируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произведения, определяется опять-та
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95
заданные этой установкой свойства. Спрашивать о других свойствах бессмысленно, это прямой путь
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пласта теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121
Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" полагается в качестве порождающего начала этой
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближайшим исходным пунктом должна была бы стать та глубокая перемена, которая столь явстве
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127
произведением. Совершенство в этом мире есть асимптота, так что художник неизменно вновь должен нач
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли шившееся вследствие формалист
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151
6. Ранг и ценность.
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву.
Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159
верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто.
Весь прогресс современной истории искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183
видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения праздничным одеянием.
Подобно тому как наряду со спокойным противопоставлением третьего
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219
вполне в духе теории множеств, существуют целые "множества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231
в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253
мы знаем теперь и
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255
Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173
В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искусства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загадкой. Чего простом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов