ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Ты, Посвященные Именно Этому Новому Материалу, Не Были Включены В Этот Том...
ты, посвященные именно этому новому материалу, не были включены в этот том12.
3. История искусства в современности
Развитие истории искусства как науки по своему значению выходит за ограниченные пределы этой дисциплины. Оно идет к тому, чтобы выработать такое понятие искусства и художественного произведения, которое касается не только истории искусства, но и живого отношения к художественным созданиям. Вместе с тем оно находится на пути к новому, более глубокому и адекватному реальности понятию об истории, которое не может быть достигнуто без нового, более глубокого понятия о времени. Но все это вещи, которые с давних пор интересуют отнюдь не только историю искусства. "Мечта истории искусства как лидера современных наук о духе" (Гейдрих) иногда была уже чем-то большим, чем только мечтой. Это утверждение не следует считать выражением профессионального высокомерия: привилегированное положение истории искусства среди наук о духе естественно проистекает из того, что предметы ее одновременно обусловлены временем и свободны от него, принадлежат прошлому и присутствуют в настоящем. И поскольку дело обстоит именно так, вполне оправданно включить в данную энциклопедию* размышления об этих вопросах.
И еще кое-что: впервые с тех пор, как в тридцатые годы история искусства преодолела "опасность уклонения от своего предмета", воззрения художников, искусствоведов и философов сближаются между собой, они говорят о вещах, затрагивающих всех, и понятным друг для друга языком. Например, статья Вильгельма Фуртвенглера
12 Ср. все же: Hans Sedlmayr, Die Entstehung der Kathedrale (1950) — Die Revolution der modernen Kunst (1955 ff.) — Zur Charakteristik des Rokoko (1962). * Данная книга первоначально была опубликована в 1958 г. в качестве 71-го тома энциклопедической серии 'rowohlts deutsche enzyklopadie'.
I история искусства как наука | 27
"Интерпретация — судьбоносный вопрос музыки"13 полностью соответствует тем результатам, к которым в то же самое время независимо пришла история искусства, а, с другой стороны, мой опыт "Истинное и ложное настоящее" поразительно согласуется с теми философскими рассуждениями, которые в 1954 году изложила Хедвиг Конрад Мартиус в своей книге "Время"14, оставшейся мне тогда неизвестной.
Но прежде всего история искусства принципиально преодолела то нейтральное историцистское рассмотрение искусства, которое не могло удовлетворить ни художника, ни мыслителя, ибо оно убивает историческое прошлое. "Историзация наследия используется для того, чтобы оборвать историю и все начать с нуля." "Прошлое не должно иметь власти, воздвигать препятствия, давать директивы, оказывать сопротивление. Прежде же всего оно не должно делать то, что по существу совершает подлинное наследие и в чем и состоит его лучшая часть: с молчаливой настойчивостью удерживать в воспоминании норму, которая хотя и может быть нарушена в любое мгновение и часто оказывается недостижимой, но эта ее недосягаемость ощущается как падение, а отказ от нее — как предательство."15 Норма — не условная норма, но выражающая само существо дела, — будучи вновь введена в историю искусства, избавляет последнюю от ее роли быть надгробной песнью над умершим прошлым16 и обеспечивает ее действенность в современности.17
13 In: Atlantisbuch der Musik. Zurich, 1934.
14Hedwig Conrad Martins. Die Zeit. Miinchen, 1954.
15Hans Freyer. Theorie des gegenwartigen Zeitalters. Stuttgart, 1955.
16Wladimir Weidle. Les abeilles d'Aristee. Paris, 1954. [На рус ском языке: В. Вейдле. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. Па риж, 1937; переизд.: СПб., 1996.]
17Hans Sedlmayr. Uber Normen der Kunst (1958), теперь в кн.: Der Tod des Lichtes, 137-148.
Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11
ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1.
Далее, к
Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15
кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Теория искусства имеет первенство перед историей. Лежащая в о
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21
его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23
Начиная с Ригля история искусства снова возвращается к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31
Мне представляется, однако, что этот способ рассмотрения имеет еще более глубокое значение для совреме
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы
Что касается, наконец, метода истории искусства, то существенное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и притом в проц
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному произведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45
предмет, соответствующий этому понятию? Что это такое — "художественная воля"? По этому вопросу с
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61
сти и собственной динамики должно все в большей степени развиваться "оптическое" искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведений, сравнивать последние друг с другом и классифицировать их по их свойствам, из идентичности свойств выводить генетические связи (свя
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работает "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвинутые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту ситуацию неизменной. Говор
К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения
Среди различных предметов, которые должна исследовать вторая наука об искусстве, отдельные художественные создания занимают особое место именно потому,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" установке, и вполне определенными художественными свойствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87
Верно, что при этом вместо первоначального художественного создания возникло другое; до понима
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концентрируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произведения, определяется опять-та
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95
заданные этой установкой свойства. Спрашивать о других свойствах бессмысленно, это прямой путь
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пласта теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121
Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" полагается в качестве порождающего начала этой
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближайшим исходным пунктом должна была бы стать та глубокая перемена, которая столь явстве
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127
произведением. Совершенство в этом мире есть асимптота, так что художник неизменно вновь должен нач
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли шившееся вследствие формалист
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151
6. Ранг и ценность.
I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву.
Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159
верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто.
Весь прогресс современной истории искусств
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183
видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения праздничным одеянием.
Подобно тому как наряду со спокойным противопоставлением третьего
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219
вполне в духе теории множеств, существуют целые "множества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231
в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253
мы знаем теперь и
ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255
Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173
В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искусства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загадкой. Чего простом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов