рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Целое и целостность

Целое и целостность - раздел Литература, ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Созвучно Мысли О Неделимости Формы И Содержания Высказывался И А. Ф. Лосев, С...

Созвучно мысли о неделимости формы и содержания высказывался и А. Ф. Лосев, считавший, что художественная структура оказывается мироподобной, а целостность произведения возникает как «эстетическое выражение целостности самой действительности»[6].

В трудах литературоведа М. М. Гиршмана на материале художественных произведений выявлена взаимосвязь содержания и формы как идеи и ее воплощения. Тщательный, скрупулезный анализ отдельных творений конкретно взятого автора показывает единство художественных установок, вскрывает взаимосвязь части и целого, целого и целостности, обнаруживает диалогическую сопричастность языка и личности, автора и читателя.

Целостность произведения, по Гиршману, является предпосылкой и результатом художественного произведения. Она складывается из идеи, понятой почти в платоновском смысле, т.е. предшествующей воплощению, и выраженного посредством текстового построения итога. Иначе говоря, произведение есть целостность материально не выраженная, но тайно-постижимая, как постижим или не постижим скрытый в мире замысел, просвечивающий в осуществленной реальности. Мир доматериальный, не ставший еще словами, конструкциями, фразами, законами речи и т.д. – это целостность, исходящая из сознания автора. Материальность – всего лишь сторона этой целостности, а значит – ее выражение (в слове, речевых конструкциях, законах художественной речи и т.д.) есть результат доматериального бытийного единства. Реализация произведения как целого, согласно концепции Гиршмана, означает обособление структурных элементов (частей, представляющих собой разные целые), и преодоление их самостоятельной сущности и значимости в общем замысле.

Таким образом, существует понимание целостности вообще и целостности в частности (как целостности отдельных целостностей), т.е. разных целых.

Практически это выражается в следующем. К примеру, есть художественный мир А. С. Пушкина, коренящийся в его художественном сознании. Этот мир будет преломляться в малых целых, – например, в конкретно взятых произведениях «Анчар» и в повести «Капитанская дочка». То есть все произведения суть преломления одного художественного мира-сознания, у них будет общее онтологическое начало, общее бытие, точки пересечения двух дробных миров (в данном случае – отдельных пушкинских произведений, восходящих к единому миру автора с его установками, ценностями и т.д.). Далее будут разные материальные выражения двух дробностей целостности: языковые особенности, стих/проза, ритм, строфика и т.д. и т.п., но каждая художественная деталь того или иного мира – мира «Капитанской дочки» или «Анчара» будет отсылать к общему художественному миру автора, его мировоззрению, художественной идее, ценностной установке и т.д. С другой стороны, есть читатель, который диалогизирует с малыми целостностями, проникая посредством разных целых в мир произведения и далее (в мир автора), в итоге осознавая, что явления целостности (результата) есть явления того же самого мира (предпосылки). Таким образом, целостность сополагает автора и читателя, выводя их к бытию-общению.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ имени академика С П КОРОЛЕВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Целое и целостность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эстетические категории и их вспомогательные понятия
Осмысление многих проблем эстетики, рассматривающей различные аспекты восприятия художественного произведения, началось еще в античности. Уже тогда мыслители рассуждали о системе эстетических катег

Трагическое и комическое
Аристотель посвятил драме – и, в частности, трагедии – первую часть своей «Поэтики», комедия же должна была стать предметом рассмотрения второй части, которая, вероятно, была утеряна (считается, чт

Прекрасное и безобразное
Одним из наиболее общих эстетических понятий выступает также категория прекрасного, воплощающего представление о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и яв

Возвышенное и низменное
Эстетическая категория возвышенного характеризует ценность предметов и явлений, которые обладают положительной значимостью в силу своей мощи. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как

К размышлению
· Почему ребенок, еще не умеющий читать и рассказывать самостоятельную историю, может детально – почти пословно – воспроизвести прочитанную ему сказку, опираясь лишь на иллюстрации в книжке? Каковы

Эпичность, лиризм, драматизм
В связи с утверждением новой концепции литературных родов, настаивающей на несоотносимости формы и тематики высказывания, в современной науке переосмысляются родовые особенности литературы, выделяе

Эпос как род литературы
Одной их важнейших родовых характеристик эпического высказывания является эпическая дистанция, т. е. обозначенный временной интервал между временем события, о котором рассказывается в произведении,

Лирика как род литературы
Лирика, в отличие от эпоса, наоборот, характеризуется отсутствием всякой дистанции, вынося в план изображения единичные состояния человеческого сознания. Событие в лирическом тексте обозначено всег

Драма как род литературы
Драма, в отличие от эпоса и лирики, не дает нам образа повествователя или лирического субъекта. Авторское присутствие в драме минимально – в виде афиши и ремарок. Все персонажи драматического текст

К размышлению
· Почему, с точки зрения соотношения субъективного и объективного начал, синкретическим родом, соединяющим в себе эпос и лирику, является драма, а с точки зрения модальности – эпос? · Поя

Поэзия и проза
  Обыденное представление о том, что поэзия – это ‘то, что написано стихами и зарифмовано’, а проза – ‘нерасчлененный на стихи текст’, далеко от истины. В действительнос

Метр и ритм
Для того чтобы раз и навсегда уяснить соотношение метра и ритма, сравним метрический и ритмический рисунки одного мандельштамовского стиха – начала известного стихотворения:  

Размеры
Стихотворных размеров пять – два двухсложных (ямб, хорей) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест). Все они различаются местом ударного слога в стопе (соответственно, стопа может состоять и

К размышлению
· Определите размер нижеследующего стихотворного фрагмента. Дайте его характеристику: У жида была собака, он ее любил, Она съела кусок мяса – он ее убил.

Фабула и сюжет
  В теории литературы принято разделять фабулу (историю, последовательность событий, которые излагаются в произведении) и сюжет (способ изложения фабулы в тексте). Б. В.

Субъектно-объектная организация
Осмысление субъектно-объектных отношений в художественном произведении вырастает из природы самого художественного текста, его многоуровневости, и исследовательского подхода к нему с лингвистическо

К размышлению
· Поясните, как, согласно теории целостности М. М. Гиршмана, на каждом уровне художественного произведения сказывается идея его общего замысла и запечатлевается современная ему эпоха? Проиллюстриру

В ПОИСКАХ АЛГОРИТМА
Небесспорным в литературоведении является вопрос о том, как подходить к художественному произведению: с чего начать? Можно услышать мысль о том, что начинать анализ следует с простого: пересказать

Анализ лирического стихотворения
  1. Определите свое впечатление о стихотворении. Каким настроением оно проникнуто? Каково состояние лирического субъекта (героя, лирического «я»)? Чем оно вызвано? 2. Обрати

Анализ драматического произведения
1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует? 2. Как характеризует героев афи

Анализ эпического произведения
1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует? 2. Какие смыслы порождают первы

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Трактаты, научные труды, вынесенные на практические занятия: Аристотель. Поэтика Буало Н. Поэтическое искусство Лессинг Г. Э.

Тема 1. СПЕЦИФИКА СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА
Обсуждение трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Вопросы для обсуждения: 1. Отличие трактовки мифа о Лаокооне скульпторами и

Тема 5. РОМАН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Обсуждение статьи М. М. Бахтина «Эпос и роман» (О методологии исследования романа) Вопросы для обсуждения: 1. Отличие жанра роман

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте лирическое произведение (по выбору): Ахматова А. А. «Мне ни к чему одические рати…» Блок А. А. К музе Бродский

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
В чем заключается специфика науки о литературе? Какова взаимосвязь литературоведения с другими науками? Какое место занимает художественная литература в ряду других искусств

ТЕЗАУРУС
Автор (от лат. auctor – создатель), понятие многозначное; следует различать: 1) биографического автора, т. е. реально существующего человека со своей судьбой и да

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги