рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Субъектно-объектная организация

Субъектно-объектная организация - раздел Литература, ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Осмысление Субъектно-Объектных Отношений В Художественном Произведении Выраст...

Осмысление субъектно-объектных отношений в художественном произведении вырастает из природы самого художественного текста, его многоуровневости, и исследовательского подхода к нему с лингвистической и эстетической позиций.

По сути, субъектно-объектная системология, которую разрабатывал в своих трудах Б. О. Корман[9], сводится к анализу текстовых единиц (речевых фаз) с точки зрения формы и содержания. Языковой, главным образом – речевой, пласт произведения рассматривается как набор определенных синтаксических, стилистический, грамматических и т. д. конструкций.

В центре кормановской системологии – то, как и посредством чего чье-то сознание отражается в конкретном речевом фрагменте произведения. Формальная сторона художественного текста (конструкция речевых отрезков) рассматривается как демонстрация соотношения субъекта и объекта изображения, что, безусловно, является выражением индивидуального авторского содержания, раскрывает творческий подход в изображении объекта описания. Большое внимание Б. О. Корман уделяет технике монтажа, совмещению точек зрения, функционалу частей речи, продуцирующему соотносимые с идейным замыслом целого смыслы.

Прежде всего Б. О. Корман разграничивает понятия субъект речи и субъект сознания как ‘тот, чья речь передается в данном отрывке текста’ и ‘тот, чье сознание передается в данном отрывке текста’, соответственно. А значит, субъект речи и субъект сознания могут как совпадать, так и не совпадать. В случае, когда они не совпадают, мы имеем дело с «гибридной» конструкцией – высказыванием, принадлежащим по своим грамматическим (синтаксическим) и композиционным признакам одному говорящему, но в котором по существу смешаны два высказывания, два смысловых и ценностных кругозора. Между этими кругозорами нет никакой формальной границы; раздел голосов и языков проходит в пределах простого предложения, одно и то же слово может принадлежать одновременно двум высказываниям, скрещивающимся в «гибридной» конструкции, и, следовательно, иметь два разноречивых смысла, два акцента.

Все то, что изображается, и все, о чем рассказывается в произведении, называется объектом речи; субъектом речи, соответственно, именуется тот, кто изображает, воспринимает и оценивает действительность. Отношение субъекта сознания к объекту речи называется точкой зрения. Она характеризует субъект высказывания и может быть прямо-оценочной (открытой) или косвенно-оценочной (пространственной, временной, фразеологической).

Для большей ясности приведем пару пейзажных примеров из произведений И. С. Тургенева.

 

1. Из романа «Рудин»: На вершине пологого холма <…> виднелась небольшая деревенька. К этой деревеньке, по узкой проселочной дорожке, шла молодая женщина, в белом кисейном платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке. Казачок издали следовал за ней.

 

2. Из рассказа «Певцы» (цикл «Записки охотника»): Небольшое сельцо Колотовка <…> лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, – через реку можно по крайней мере навести мост, – разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам; на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня. Невеселый вид, нечего сказать…

 

По первому фрагменту можно судить следующее. Слово виднелась сообщает нам, что носитель речи находится на значительном расстоянии от изображаемого, в его поле зрения – холм с деревенькой, проселочная дорожка, женщина и казачок, следующий за ней издали. Перед нами – общий план, функция которого – дать общее представление о месте действия и об одной из второстепенных героинь романа. Физическая точка зрения определяется удаленностью субъекта речи от изображаемого предмета.

В другом тургеневском пейзаже определения страшный (овраг), бедная (деревушка), тощие (ракиты) и словосочетания боязливо спускаются и зияя как бездна показывают, что речь идет о чем-то дурном, и к тому моменту, когда озвучивается общее, «суммарное» впечатление («невеселый вид»), нам уже все становится предельно ясно. В общем контексте даже словосочетания эмоционально нейтральной коннотации («по самой середине улицы», «на самом дне», «можно по крайней мере», «огромные плиты глинистого камня») приобретают иное, специфическое звучание. Функция этого пейзажа связана с центральной сценой произведения – состязанием двух певцов в деревенском кабаке – и его общим замыслом.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ... УНИВЕРСИТЕТ имени академика С П КОРОЛЕВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Субъектно-объектная организация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эстетические категории и их вспомогательные понятия
Осмысление многих проблем эстетики, рассматривающей различные аспекты восприятия художественного произведения, началось еще в античности. Уже тогда мыслители рассуждали о системе эстетических катег

Трагическое и комическое
Аристотель посвятил драме – и, в частности, трагедии – первую часть своей «Поэтики», комедия же должна была стать предметом рассмотрения второй части, которая, вероятно, была утеряна (считается, чт

Прекрасное и безобразное
Одним из наиболее общих эстетических понятий выступает также категория прекрасного, воплощающего представление о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и яв

Возвышенное и низменное
Эстетическая категория возвышенного характеризует ценность предметов и явлений, которые обладают положительной значимостью в силу своей мощи. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как

К размышлению
· Почему ребенок, еще не умеющий читать и рассказывать самостоятельную историю, может детально – почти пословно – воспроизвести прочитанную ему сказку, опираясь лишь на иллюстрации в книжке? Каковы

Эпичность, лиризм, драматизм
В связи с утверждением новой концепции литературных родов, настаивающей на несоотносимости формы и тематики высказывания, в современной науке переосмысляются родовые особенности литературы, выделяе

Эпос как род литературы
Одной их важнейших родовых характеристик эпического высказывания является эпическая дистанция, т. е. обозначенный временной интервал между временем события, о котором рассказывается в произведении,

Лирика как род литературы
Лирика, в отличие от эпоса, наоборот, характеризуется отсутствием всякой дистанции, вынося в план изображения единичные состояния человеческого сознания. Событие в лирическом тексте обозначено всег

Драма как род литературы
Драма, в отличие от эпоса и лирики, не дает нам образа повествователя или лирического субъекта. Авторское присутствие в драме минимально – в виде афиши и ремарок. Все персонажи драматического текст

К размышлению
· Почему, с точки зрения соотношения субъективного и объективного начал, синкретическим родом, соединяющим в себе эпос и лирику, является драма, а с точки зрения модальности – эпос? · Поя

Поэзия и проза
  Обыденное представление о том, что поэзия – это ‘то, что написано стихами и зарифмовано’, а проза – ‘нерасчлененный на стихи текст’, далеко от истины. В действительнос

Метр и ритм
Для того чтобы раз и навсегда уяснить соотношение метра и ритма, сравним метрический и ритмический рисунки одного мандельштамовского стиха – начала известного стихотворения:  

Размеры
Стихотворных размеров пять – два двухсложных (ямб, хорей) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест). Все они различаются местом ударного слога в стопе (соответственно, стопа может состоять и

К размышлению
· Определите размер нижеследующего стихотворного фрагмента. Дайте его характеристику: У жида была собака, он ее любил, Она съела кусок мяса – он ее убил.

Целое и целостность
Созвучно мысли о неделимости формы и содержания высказывался и А. Ф. Лосев, считавший, что художественная структура оказывается мироподобной, а целостность произведения возникает как «эстетическое

Фабула и сюжет
  В теории литературы принято разделять фабулу (историю, последовательность событий, которые излагаются в произведении) и сюжет (способ изложения фабулы в тексте). Б. В.

К размышлению
· Поясните, как, согласно теории целостности М. М. Гиршмана, на каждом уровне художественного произведения сказывается идея его общего замысла и запечатлевается современная ему эпоха? Проиллюстриру

В ПОИСКАХ АЛГОРИТМА
Небесспорным в литературоведении является вопрос о том, как подходить к художественному произведению: с чего начать? Можно услышать мысль о том, что начинать анализ следует с простого: пересказать

Анализ лирического стихотворения
  1. Определите свое впечатление о стихотворении. Каким настроением оно проникнуто? Каково состояние лирического субъекта (героя, лирического «я»)? Чем оно вызвано? 2. Обрати

Анализ драматического произведения
1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует? 2. Как характеризует героев афи

Анализ эпического произведения
1. Изучите заголовочный комплекс произведения (название, жанровый подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие). Какое читательское ожидание он формирует? 2. Какие смыслы порождают первы

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Трактаты, научные труды, вынесенные на практические занятия: Аристотель. Поэтика Буало Н. Поэтическое искусство Лессинг Г. Э.

Тема 1. СПЕЦИФИКА СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА
Обсуждение трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Вопросы для обсуждения: 1. Отличие трактовки мифа о Лаокооне скульпторами и

Тема 5. РОМАН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Обсуждение статьи М. М. Бахтина «Эпос и роман» (О методологии исследования романа) Вопросы для обсуждения: 1. Отличие жанра роман

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Проанализируйте лирическое произведение (по выбору): Ахматова А. А. «Мне ни к чему одические рати…» Блок А. А. К музе Бродский

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
В чем заключается специфика науки о литературе? Какова взаимосвязь литературоведения с другими науками? Какое место занимает художественная литература в ряду других искусств

ТЕЗАУРУС
Автор (от лат. auctor – создатель), понятие многозначное; следует различать: 1) биографического автора, т. е. реально существующего человека со своей судьбой и да

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги