Эпичность, лиризм, драматизм

В связи с утверждением новой концепции литературных родов, настаивающей на несоотносимости формы и тематики высказывания, в современной науке переосмысляются родовые особенности литературы, выделяемые по гегелевскому принципу доминанты субъективного и объективного начал. Так, всякое высказывание, независимо от обозначающей его принадлежность к тому или иному роду модальности, может характеризоваться мерой эпичности, лиризма или драматизма. Эпичность здесь является лишь выразителем широты авторского взгляда на мир, устанавливающим эпическое миросозерцание как идейно-эмоциональную настроенность. Такая эпичность свойственна не только эпосу, но и драме, и лирике. Драматизм и лиризм, выражающие напряжение, взволнованность или возвышенную эмоциональность, как особые умонастроения, наполняющие художественное произведение, также в равной степени могут присутствовать или даже соприсутствовать в эпосе (напр., роман «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) и других литературных родах. Таким образом, эпичность, лиризм и драматизм никак не характеризуют художественное высказывание в отношении трех родов литературы.