Эпос как род литературы

Одной их важнейших родовых характеристик эпического высказывания является эпическая дистанция, т. е. обозначенный временной интервал между временем события, о котором рассказывается в произведении, и временем самого рассказа о нем (эпический текст, как правило, задействует глаголы прошедшего времени, подчеркивающие удаленность события от момента говорения). Поэтому для эпоса характерна позиция всеведущего автора, знающего все подробности произошедшего и показывающего события во временной перспективе. Арсенал художественных средств, используемых эпосом, разнообразен в силу того, что этот род, в отличие от лирики и драмы, не скован пространственно-временными рамками. Эпос может изображать события, охватывающие удаленные друг от друга временные и пространственные точки.

Позиция повествователя в эпическом тексте – позиция бесстрастного наблюдателя. Но вместе с тем, поскольку невозможна ситуация описания без описателя, правомерно говорить об образе повествователя – точке зрения на объект описания, характеризующей через него (объект) сам субъект говорения. В самой повествовательной манере угадывается своеобразный жизненный опыт. Так, об одном и том же объекте могут писать А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и т. д., но сам характер того, как они это описывают, всякий раз воплощает конкретные, отличные друг от друга, образы повествователей.

Стоит отметить, что эпос может как обозначать дистанцию между повествователем и персонажами, разграничивая голоса автора и героев, так и устранять эту дистанцию, совмещая их голоса, – тогда в повествование внедряется посредством синтаксической конструкции с несобственно-прямой речью точка зрения персонажа.

Формы эпического повествования, таким образом, различны. Даже простая форма говорения «от третьего лица» может быть оформлена в произведении как абстрактное alter ego автора, так и вполне персонифицированное «Я», рассказчик. Чаще всего рассказчик повествует о событиях, в которых он сам принимал участие (или о которых слышал от непосредственных участников), т. е. в общем смысле рассказчик, – в отличие от повествователя, – персонифицированный посредник между историей и повествованием, причем посредничество может множиться (ср.: Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, И. П. Белкин в «Повестях Белкина» и в «Истории села Горюхина» А. С. Пушкина, Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова). Рассказчик может говорить за себя, пересказывать то, что слышал от своего знакомого (или даже незнакомца) или выступать в роли издателя-комментатора подобных пересказов, но при этом различие жизненных позиций рассказчика и автора будут заметными.