Лирика как род литературы

Лирика, в отличие от эпоса, наоборот, характеризуется отсутствием всякой дистанции, вынося в план изображения единичные состояния человеческого сознания. Событие в лирическом тексте обозначено всегда скупо, детали заменены моментом. Лирика показывает эмоцию, выражает энергию, раскрывает движение человеческой души. Она субъективна по отношению ко всему изображаемому и, концентрируясь на отдельно взятом моменте, замыкается в определенных пространственно-временных рамках. Ей, в отличие от эпоса, свойственна компактность рассказа, небольшой объем.

Лирическое произведение всегда обладает медитативностью – психологически напряженным размышлением о чем-либо. Лирический текст не может быть нейтрален или беспристрастен к своему объекту описания, что отражается в особом строе фраз – синтаксическом, лексическом, фонетическом и т. д. (поэтому на первый план в лирике выдвигаются семантико-фонетические эффекты, взаимосвязь лексики, синтаксиса и ритма). Особенность звукового строя лирического произведения, отсылающего к эмоциональной природе искусства, роднит этот род литературы с музыкой, выделяет его на фоне эпических и драматических произведений.

Точно так же, как и в случае с эпическим произведением, в лирике всегда создается образ говорящего – лирического субъекта. Там, где он не персонифицируется, мы ведем речь о лирическом я, alter ego автора; там, где он воплощается в конкретном образе, мы говорим о лирическом герое. Лирику, в которой создается образ лица, чьи переживания заметно отличаются от авторских, называют ролевой лирикой (ср.: «Я убит подо Ржевом» А. Т. Твардовского); если такого размежевания не происходит – лирику называют автопсихологической.

В лирическом произведении автор и его читатель образуют нераздельное целое, своеобразное «мы». С помощью поэтических формул лирического произведения между автором и читателем устанавливается прямой и безошибочный контакт: мысли и чувства поэта становятся одновременно и нашими переживаниями.