ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________2011г.

 

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология»

профиля подготовки –

Отечественная филология (русский язык и литература)

Очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Рогачева Н.А./

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы 12.04.11, протокол № 9.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 32 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Эртнер Е.Н./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук 12.05.11, протокол № 10.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.С./

«______»_____________2011 г.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы

Зав.кафедрой русской литературы

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Рогачева Н.А., 2011.

 

 

Пояснительная записка

 

Цели и задачи дисциплины

Задачи курса: а) обеспечить усвоение основ теоретической поэтики, знание общих свойств… б) показать эстетические возможности понимания и анализа литературных явлений с учетом их жанровой специфики;

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владение нормами русского литературного языка, навыками практического… осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

Структура и трудоемкость дисциплины.

 

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

 

Тематический план.

Таблица 1.

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме, в час Итого количество баллов
Лекции* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*
  Модуль 1. Эстетическая природа литературы              
1. Литературоведение как система дисциплин   0-2
2. Методические основы работы литературоведа   0-4
3. Эстетическая природа литературы   0-1
4. Художественность как эстетическая категория.   0-1
5. Модусы художественности   0-4
6. Образная природа литературы. Художественный образ     0-4
7. Коммуникативная природа искусства. Знак. Структура художественного текста: уровни структуры   0-1
8. Категория автора в литературоведении   0-1
9. Содержание и форма литературного произведения. Содержательность художественной формы. Тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка 4-5   0-4
  Всего   0-22
  Модуль 2. Поэтика литературного произведения              
1. Картина мира литературного произведения   0-4
2. Система персонажей литературного произведения. Герой – персонаж – характер 6-7 0-4
3. Сюжет и фабула в художественном произведении. Композиция сюжета. Мотив 7-8 0-4
4. Художественное пространство 0-2
5. Художественное время. Хронотоп. 0-2
6. Предметно-вещный мир литературного произведения 0-4
7. Субъектная организация литературного произведения. Типы повествователя. 0-4
8. Анализ эпического произведения   0-8
9. Поэзия и проза   0-1
Основы стихосложения. Метр и ритм. Стиховые системы 0-5
  Всего   0-38
  Модуль 3. Типологические характеристики литературного произведения            
1. Стиль художественного текста. Поэтический язык   0-5
2. Текст, контекст, интертекст 14-15   0-1
3. Роды и жанры литературы   0-1
4. Эпос и жанры эпоса   0-4
5. Лирика и лирические жанры   0-4
Анализ лирического произведения   0-10
7. Драма и жанры драмы   0-4
8. Литературный процесс. Направление, течение, школа   0-1
  Контрольная работа           0-8
  Итоговое тестирование           0-7
  Всего  
  Итого (часов, баллов):   0 – 100
  из них часов в интерактивной форме      

Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3
1. История русской литературы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
2. История зарубежной литературы   + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
3. История литературной критики + + +                                   + + + + +    
4. Теория литературы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
5. Филологический анализ текста                   + + + + + + + + + +                
6. Русское устное народное творчество + + +             + + + + + + + + + + +              
                                                             

Содержание дисциплины.

Тема 1. Литературоведение как система дисциплин

Теория литературы, ее цели и задачи, область теоретико-литературных исследований. Основные подходы к изучению литературных фактов: социологический,… История литературы как теоретическая проблема: типы связей между литературными… Литературная критика, ее специфика.

Тема 2. Методические основы работы литературоведа

Вспомогательные дисциплины литературоведения: библиография, источниковедение, текстология, комментирование. Типы комментариев.

Справочные издания. Библиографическое описание источников.

Специальные и литературно-художественные журналы.

Тема 3. Эстетическая природа литературы

Эстетика и теория литературы: соотношение дисциплин. Эстетическое отношение. Эстетические эмоции. Эстетический вкус. Художественная литература как вид искусства. Поэтика и эстетика. Исторические концепции искусства. Литература в системе искусств.

Литературное произведение как «эстетический объект» (М.М. Бахтин).

Тема 4. Художественность как эстетическая категория

Эстетическое и художественное. Художественность как способ познания. Законы художественности. Типы художественности как «род целостности» литературного произведения. Тип художественности и поэтика.

Тема 5. Модусы художественности

Модусы художественности: героический, элегический, патетический, комический, сатирический и др. Значение модуса художественности для формирования жанровой поэтики произведения. Модус и жанр.. Пафос и модус художественности. Модус как индивидуально-художественная и типологическая характеристика литературного произведения.

Тема 6. Образная природа литературы

Образ как категория познания. Художественный образ как категория эстетики. Свойства образа. Различие понятия и художественного образа. Сфера применения понятия образ в практике литературоведческого анализа текста. Миметический и немиметический образ. Образ художественный и словесный образ. Проблема пластичности и выразительности художественного текста.

Тема 7. Коммуникативная природа искусства. Структура художественного текста

Коммуникативная природа искусства. Произведение и текст. Текст – сложно построенный смысл. Понятие знака. Текст как знаковая система. Уровневая структура художественного текста: фонологический, морфологический, лексический, синтаксический уровни. Структура как закон, определяющий соотношение элементов текста. Структура художественного текста и структура национального языка. Задачи и методы структурного анализа текста.

Тема 8. Категория автора в литературоведении

Автор биографический и автор художественный, их принципиальное отличие и нераздельность. Историчность категорий биографического и художественного автора. «Смерть автора» как категория литературы постмодернизма.

Тема 9. Содержание и форма литературного произведения

Целостность литературного произведения. Содержание и форма литературного произведения: их разграничение. Онтология и аксиология художественного произведения. Исторические типы художественного единства. Функции формы. Внешняя и внутренняя форма (А.А. Потебня). Эстетический объект как «оформленное содержание» (М.М. Бахтин). Категория содержательной формы.

Тема 10. Картина мира литературного произведения

Основные параметры художественной картины мира как содержательного и формальног единства. Ценностное содержание художественного мира. Проблема выражения непространственных представлений в пространственно-временной форме. Картина мира и язык литературного произведения.

Модель мира, ее характеристики.

Тема 11. Система персонажей литературного произведения

Персонаж – герой – действующее лицо в литературном произведении. Персонаж и тип. Персонаж и характер. Структура персонажа. Статическая и динамическая характеристика героя (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами). Поведение персонажа. Система персонажей и конфликт. Автор и герой. Персонаж как субъект и объект изображения.

Тема 12. Сюжет и фабула в художественном произведении

Тема 13–14. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп Пространственные особенности текста. Пространство и образ мира. Физическая… Временные особенности текста. Время действия и время рассказывания. Типы художественного времени, значение временных…

Тема 15. Предметно-вещный мир литературного произведения

Категория вещи в художественном мире. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь и подробность. Историческая изменчивость предметного пространства литературы. Предметно-вещный мир и авторская индивидуальность писателя.

Тема 16. Субъектная организация литературного произведения

Субъектная организация в прозаическом и поэтическом тексте. Лирический субъект, его типология.

Тема 17. Анализ эпического произведения

Чтение, анализ и интерпретация произведения. Роль читателя в процессе понимания литературного текста.

См. План анализа в планах лабораторных занятий.

Тема 18-19. Поэзия и проза. Основы стихосложения

Поэзия и проза как два типа художественной речи. Их историческое соотношение. Ритм как конструктивный принцип стиха.

Поэтический текст, его специфика. Ритм и метр, особенности стиховой композиции. Народный и молитвословный стих. История русского стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая системы, верлибр). Ритмика и строфика. Звуковая организация поэтического текста. История русской рифмы.

Тема 20. Стиль художественного текста. Поэтический язык

Проза и поэзия. Семантика грамматических категорий в поэтическом тексте. Лексическое значение слова в языке и поэтическом тексте, роль контекстных…

Тема 21. Текст, контекст, интертекст

Произведение как открытая система. Контекст как ключ к интерпретации художественного текста (подтекст). Основание для установления контекстных связей. Типы контекста. Интертекст. Проблема референции художественного текста. Интерсубъективность и интертекстуальность. «Чужое слово», типы чужого слова. Виды интертекста. Методика контекстного и интертекстуального анализа литературного текста.

Тема 22-26. Роды и жанры литературы

Эпос, его специфика: предмет изображения, соотношение изображения и повествования, характер событийности. Лирика как род литературы: соотношение… Жанровое членение литературы: жанровая модель. Историческое содержание…

Тема 27. Литературный процесс

Синхронный и диахронный подход к анализу литературного факта в литературоведении. Динамика и стабильность истории литературы. Топика. Стадиальность и системность литературного процесса. Смена литературных систем. Литературные направления, течения, школы. Литературные манифесты. Стилевые системы. Стиль эпохи.

 

Планы лабораторных занятий.

Чернец: Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. Чернец 2004: Введение в литературоведение: Учебник для вузов / под ред. Л.В.… Бахтин, Тынянов и др. без указания источника: Введение в литературоведение. Хрестоматия/под ред. П.А. Николаева. М.,…

Занятие № 1.

Тема 2. Методические основы работы литературоведа

Вопросы для обсуждения

1) Основы библиографического описания источников. 2) Справочная литература по литературоведению. 3) Словари (литературоведческих терминов, ЛЭС, биобиблиографические словари и справочники, биографические словари,…

Задание

Составить аннотацию статьи: Литературный герой.

Составить тезисы статьи: Литературный герой

 

Занятие № 2.

Тема 5. Модусы художественности.

Задание

Конспект статьи В.И. Тюпы «Художественность» (Чернец. 463–482).

Подобрать примеры к каждому типу модуса художественности.

Коллоквиум. Сообщение по одному из разделов статьи: устный анализ одного произведения в рамках модуса художественности (на выбор).

 

Занятие № 3.

Тема 6. Образная природа литературы. Художественный образ

Задание

Составить тезисы, конспект статьи «Образ художественный» (Чернец. С. 209 – 219).

Придерживаться плана.

1) Автор и характеристика автора.

2) Тип статьи.

3) Тема статьи.

4) Цель.

5) Методы и последовательность достижения цели.

6) Адресат.

Вопросы для обсуждения

1. Образ как форма познания.

2. Различие понятия и художественного образа.

Контрольная работа «Специфика художественного образа»

 

Занятие № 4-5.

Тема 9. Содержание и форма художественного произведения

Вопросы для обсуждения

Гегель С. 67 – 71 Гегель. 138 – 140 Гегель. 202 – 204

Задание

Составить словарь основных понятий (терминов) для описания содержательной стороны литературного произведения.

Контрольная работа: литературоведческий диктант.

Все примеры приводить из повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

 

Занятие № 6.

Тема 10. Картина мира литературного произведения

1. Художественное произведение как система. Чернец. 153 – 176 (краткий конспект для проверки). Можно ориентироваться на… Онтология художественного произведения: компоненты заглавия и их функции: название произведения; имя автора; жанровый…

Занятие № 7.

Тема 11. Герой – персонаж – характер в литературном произведении

Вопросы для обсуждения

1. Персонаж: его определение

Чернец. 345.

Поспелов. С. 158.

2. Типология персонажей. Действующие лица. Персонаж и герой.

Поспелов. 159.

Чернец. 245 – 247.

3. Структура героя: герой и характер; герой и тип.

Белецкий. 274 – 280.

Чернец. 247 – 250.

4. Психологизм

Поспелов. 161 – 165.

Чернец. 313 – 328.

5. Статические и динамические характеристики персонажа

1) Портрет; Есин. 76 – 79.

2) Имя;

3) Поступки (взаимоотношения с другими персонажами): см. Сюжет

4) Чернец (Поведение персонажа). С. 261 – 278.

5) Речь (формы и стиль речи). Поспелов. 165 – 167.

6) Художественные детали. См. Предметно-вещный мир произведения

6. Автор и герой: См. Автор

7. Система персонажей.

Поспелов. С. 169 – 161.

Чернец. 252 – 260.

Задания

Доклад: «Структура литературного героя» по книге: Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. С. 89 – 149.

Составить план доклада.

Дома: Дать письменную характеристику одного из персонажей рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».

 

Занятие № 8.

Тема 12. Сюжет и фабула в художественном произведении

1. Жизненный материал и художественный сюжет: Сюжет и фабула, Источники сюжетов Выготский. С. 288 – 292 (конспект – проверка конспекта) Томашевский. С. 180 – 182. (конспект – проверка конспекта)

Задание

Все ответы построить с опорой на текст рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».

Литературоведческий диктант по терминологии.

 

Занятие № 9.

Тема 13-14. Художественное время и художественное пространство

1. Пространственный образ мира и способы его создания. Чернец. 47 – 62. Есин. 97 – 105. На выбор.

Занятие № 10.

Тема 15. Предметно-вещный мир литературного произведения

1. Мир литературного произведения (повторение) Чернец. С. 191 – 202 Деталь и подробность

Занятие № 11.

Тема 16. Субъектная организация литературного произведения

1. Автор биографический. Чернец. С. 11 – 21. 2. Автор художественный: автор – повествователь, его типы (неличный… 3. Повествователь и субъекты речи. Чернец. 279 – 296. Гуковский. 303 – 304.

Занятие № 12.

Тема 17. Анализ эпического произведения (рассказ И.А. Бунина «Холодная осень»)

План анализа эпического произведения

1. Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему: ключевые слова, мотивы (Б.В. Томашевский), образы, авторские рассуждения). Прокомментируйте значение рамочных компонентов текста, укажите их функции.

2. Особенности построения сюжета: компоненты сюжета (завязка, ход действия, кульминация, развязка – если они есть), последовательность основных компонентов. Соотношение сюжета и фабулы. Покажите, какое из событий является сюжетообразующим, то есть изменяет картину мира в произведении, определяет ход действия. Какое значение имеет событие для понимания позиции автора? Назовите основные сюжетные мотивы. Как они соотносятся (система мотивов)?

3. Пространственные особенности текста. Отметьте, где происходит действие, как изменяется образ мира. Укажите, с какой физической точки зрения изображен мир (пространственные планы: панорамное изображение, крупный план, подвижная – неподвижная картина мира, внешнее – внутреннее пространство и др.). Охарактеризуйте особенности пейзажа (интерьера), покажите, как пространственные образы связаны с действием, состоянием героев, повествователем. Типы пространства. Ценностное значение пространственных образов (пространственные образы как выражение непространственных отношений).

4. Предметные детали в произведении. Отметьте наиболее важные предметные образы. Покажите, какое они имеют значение, как связаны с героями и повествователем.

5. Временные особенности текста. Покажите, как соотносятся время действия и время рассказывания. Как выражено в тексте движение времени? Типы художественного времени, значение временных образов. Охарактеризуйте лексику с временным значением. Основные хронотопы текста.

6. Система персонажей и основной конфликт. Найдите главного героя, покажите, из чего складывается его образ, статическая и динамическая характеристика (имя, портрет, жесты, речевая характеристика, восприятие героя другими персонажами). Как соотносится образ главного героя с другими персонажами произведения? Как выражено отношение к нему автора?

8. Повествователь в тексте. Определите тип повествователя, покажите, как изменяется его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя (можно показать на одном фрагменте текста). Охарактеризуйте речь повествователя, найдите в ней приемы художественной изобразительности. Покажите значение тропов (метафор, символов, эпитетов и др.). Отметьте особенности построения предложений. Если есть, покажите ритмическую организацию текста. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.

9. Соотношение повествователя и автора в тексте. Попробуйте логически определить специфику структуры данного текста.

 

Занятие № 13.

Тема 19. Основы стихосложения

1. Метр и ритм, их различие. 2. Системы русского стихосложения. 3. Силлабо-тоническая система: понятие стопы, виды стоп и размеров, методики определения стихового размера, смешанные…

Занятие 14.

Тема 20. Стиль художественного текста. Поэтический язык

1. Поэтический язык, его отличие от литературного языка Чернец. 512–528: собеседование по основным положениям статьи (конспект для… 2. Поэтические тропы.

Занятие № 15.

Тема 24. Лирика и лирические жанры

1. Родовые свойства лирики, ее отличие от эпоса и драмы. Чернец. 133–140. 2. Лирические жанры. Эволюция жанровой системы лирики.

Занятие № 16-17.

Тема 25. Анализ лирического произведения.

План анализа лирического текста Тема произведения (отметьте детали, которые помогли вам определить тему:… Композиция стихотворения.

Занятие № 18.

Тема 26. Драма и жанры драмы

1. Драма как литературный род, ее предмет и способы изображения мира. 2. Жанровая характеристика драмы. 3. Поэтические формы драмы. Ход действия и сценическая условность.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

7.1 Собеседование по текстам лекций (проработка лекций)

Темы 1, 3, 4, 7, 8, 18, 20, 21, 22-26, 27.

7.2 Библиографическое описание и аннотация энциклопедической статьи

Тема 2.

Структура аннотации

- библиографическое описание;

- текст аннотации, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:

сведения об авторе;

сведения о форме (жанре) первичного документа;

предмет, объект или тема первичного документа;

время и место исследования;

характеристика содержания первичного документа;

причины переиздания и отличительные особенности данного издания;

целевое и читательское назначение первичного документа.

Источник: http://sch197.minsk.edu.by/sm.aspx?uid=134667

7.3 Конспектирование обязательной и дополнительной литературы

Все темы (см. планы лабораторных занятий)

Искусство правильного конспектирования // Сайт «HelpEducation.ru». http://www.helpeducation.ru/publication18.3.htm

Из книги Варламова А. Я.Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.

7.4 . Контрольная работа

Темы 17, 26 (тематику промежуточных контрольных работ см. в планах лабораторных занятий)

Примерная тематика итоговой контрольной работы

1) Стиховая композиция лирического текста

2) Система поэтических мотивов в предложенном лирическом тексте

3) Композиция эпизода (по предложенному отрывку текста)

4) Композиция речевого материала в прозаическом тексте (формы речи, субъекты речи)

7.5 Тест на знание литературоведческой терминологии

Темы 11, 12, 20

Терминологический минимум:

сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, эвфемизм, гипербола, литота, ирония; параллелизм, инверсия, анафора, эпифора, стык, эллипсис, бессоюзие, многосоюзие

силлабический стих, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеон, дольник, тактовик, акцентный стих, рифма: точная, неточная, бедная, богатая, мужская, женская, дактилическая, смежная, перекрестная, кольцевая; белый стих, верлибр

контекст, чужое слово, цитата, реминисценция, аллюзия, пародия, эпиграф, метатекст, гипертекст

7.6 . Коллоквиум (тема 5)

Конспект статьи В.И. Тюпы «Художественность» (Чернец. 463–482).

Подобрать примеры к каждому типу модуса художественности.

Коллоквиум. Сообщение по одному из разделов статьи: устный анализ одного произведения в рамках модуса художественности (на выбор).

7.7 . Реферирование источников (см. задания к лабораторным занятиям по темам 6, 10, 13, 14).

7.8 . Создание встречных текстов – эссе (темы 9, 16, 26).

Тематика эссе

1) Различие в применении терминов тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка (на материале повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»).

2) Различие в применении терминов автор-повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, ролевой герой (С.Н. Бройтман) на материале ранней поэзии А. Ахматовой.

3) Соотношение понятий «драма» и «театральность».

7.9 . Комплексные ситуационные задания

Тема 1: Предметный (реальный) комментарий к художественному тексту.

Темы 2, 12, 15, 19, 20: см. задание к лабораторным занятиям № 1, № 8, № 10, № 13, № 14.

7.10 Работа с электронными ресурсами

Тема 2. Знакомство с электронными библиотеками, подбор ссылок.

Тема 24. Характеристика сайтов, посвященных русской поэзии и творчеству отдельных поэтов.

Контрольные вопросы

1. Место художественной литературы в ряду других видов искусства.

2. Художественный образ. Особенности его оформления и представления. Виды словесных образов.

3. Функции искусства. Специфика литературы как искусства слова.

4. Поэтика. Ее основные категории.

5. Художественное произведение как эстетическое целое. Художественное содержание и художественная форма. Их взаимосвязь.

6. Пафос литературного произведения и его разновидности. Модусы художественности.

7. Литературные роды. Принципы их выделения.

8. Жанр как литературоведческая категория.

9. Эпическое произведение. Эпос как литературный род. Эстетика эпических жанров. Эпопея. Роман. Повесть. Рассказ. Новелла. Очерк.

10. Объектный и субъектный уровни эпического произведения. Автор и субъект речи. Формы речи в эпическом произведении. Их функции.

11. Персонаж. Характер. Тип и характер. Принципы создания характера. Система персонажей.

12. Сюжет. Фабула. Композиция сюжета. Сюжет и конфликт. Типы сюжета. Виды конфликта. Сюжетообразующее событие.

13. Художественное пространство и художественное время. Хронотоп в трудах М.М. Бахтина.

14. Предметно-вещный мир в литературном произведении.

15. Психологизм и его формы в литературном произведении.

16. Мотив. Лейтмотив. Мотивная структура. Теория мотива.

17. Категория автора в литературоведении. Автор биографический и художественный.

18. Повествователь в эпическом произведении. Аукториальный и неаукториальный повествователь.

19. Текст, контекст, интертекст. Виды интертекстуальных связей.

20. Лирика как литературный род. Лирические жанры, их историческое изменение.

21. Субъектная организация лирического произведения. Автор, лирическое «Я», лирический герой, герой ролевой лирики.

22. Композиция. Ее элементы. Типы композиционных связей. Стиховая композиция.

23. Стих и проза как формы художественной речи. Ритм в стихе и прозе. Ритм и метр.

24. Системы стихосложения.

25. Ритмико-интонационные особенности русского народного стиха.

26. Особенности силлабической системы стихосложения, происхождение и принципы.

27. Силлабо-тоническая система стихосложения. Ее ритмико-мелодическая структура, метрика.

28. Тоническая система стихосложения: дольник, тактовик, акцентный стих.

29. Верлибр, типы свободного стиха.

30. Рифма и ее типы.

31. Строфа и ее разновидности.

32. Особенности звуковой организации стиха. Эвфония. Ассонанс. Аллитерация. Консонанс и диссонанс.

33. Драма как литературный род. Жанры драмы. Поэтика драматургического произведения.

34. Стиль как лингвистическое и литературоведческое понятие.

35. Система выразительных средств (тропы). Метафора. Метонимия. Олицетворение. Эпитет и сравнение. Эмблема. Символ. Аллегория. Гипербола. Литота. Гротеск. Ирония.

36. Фигуры речи. Антитеза. Оксюморон. Катахреза. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия.

37. Жизнь литературного произведения в «большом времени». Историко-функциональное изучение литературы.

38. Литературные направления и течения. Их внутренняя структура и место в литературном процессе.

39. Сентиментализм как творческий метод. Сентиментальность как творческий пафос.

40. Классицизм как творческий метод. Основные законы классицизма.

41. Романтизм как творческий метод. Романтика как пафос.

42. Реализм как творческий метод и направление в литературе.

43. Модернизм. Постмодернизм.

 

Материалы (примерные) итогового тестирования

1. То, что берется «готовым» для литературного произведения: житейские отношения, истории, случаи, бытовая обстановка, характеры, то, что может существовать до рассказа (Л. Выготский, формалисты).

2. «Переход героя через границу его семантического поля» (Ю.М. Лотман).

3. Расположение материала по законам художественного построения.

4. Часть произведения, как правило начальная, которая знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия.

5. Момент сюжета, когда конфликт исчерпывает себя.

6. Прием, с помощью которого о событии, случившемся раньше других, мы узнаем в самом конце.

7. Прием, когда по ходу действия автор делает отступления в прошлое.

8. Литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада, то есть тех событий и действий, которые совершаются регулярно, изо дня в день.

9. Более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического, автобиографического и т.п. характера; при этом они не характеризуют отдельных персонажей или взаимоотношения между ними.

10. Относительно законченные фрагменты действия, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в иное время, место и др.

11. Момент, когда конфликт достигает высшего напряжения, противоречия требуют немедленного разрешения.

12. Тип конфликта, в котором рисуется устойчиво конфликтное бытие, причем немыслимы никакие действия, способные разрешить этот конфликт.

13. Сюжеты с преобладанием чисто временных связей.

14. Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей.

15. Символическое единство пространства/времени в литературном произведении. Автор термина.

16. Минимальная тематическая единица художественного текста (Б.В. Томашевский), минимальная единица сюжета (А.Н. Веселовский).

17. Персонаж – изображенное лицо, субъект 1)________2)________3)________

18. Обычно главное действующее лицо произведения, носитель основного «события» (М.М. Бахтин), а также значимой точки зрения автора на действительность.

19. Содержательная основа целостности героя, порождающая схема его проявлений (А.В. Михайлов).

20. Готовая форма личности, наиболее выдающаяся сторона характера (общая для многих), которая определяется по отношению героя к среде: национальной, природной и др.

21. Тип (жанр) художественного произведения, для которого свойствен «персонаж-функция».

22. Тип (жанр) художественного произведения, где персонаж не отделен от среды – мира и действия, то есть мироустройства.

23. Тип героя (проводник авторской идеи), характерный для классицизма.

24. Литературный род, в котором не может быть «действующего лица».

25. Жизненный характер (реальное лицо), послуживший источником для создания того или иного персонажа.

26. Писатель, чье творчество послужило эмпирическим источником понятия «диалектика души».

27. Лишний элемент в ряду –

1) завязка

2) кульминация

3) портрет

4) сюжет

5) экспозиция

28. Область литературоведения, предметом которой является повествование, законы построения повествовательных текстов, – _________________

29. Элементарная система персонажей предполагает наличие пары_______

30. Содержательная основа системы персонажей.

31. Литературная система, где в структуре персонажа доминирует жанровое задание.

32. Литературная система, где в структуре персонажа доминирует автобиографический принцип.

33. Литературная система, где в структуре персонажа преобладает принцип социальной детерминированности (детерминированности образа героя средой).

34. Аукториальный тип повествователя –

1) личный повествователь

2) рассказчик – персонаж

3) рассказчик – речевая маска

4) неличный повествователь

5) персонаж

35. Последовательность субъектных форм в лирике от «полюса автора» к «полюсу героя» (С. Н. Бройтман) –

1) ролевой герой

2) лирический герой

3) автор-повествователь (отсутствует личная форма)

4) лирическое «Я»

5) собственно автор

36. Литературное направление (система), которое инспирировало литературоведческую идею «смерти автора».

37. Совокупность всех речевых фрагментов произведения, имеющих информационный характер (Н.Д. Тамарченко).

38. Совокупность всех речевых фрагментов произведения, выполняющих изобразительную функцию (Н.Д. Тамарченко).

39. Совокупность всех речевых фрагментов произведения, выполняющих объяснительную функцию (Н.Д. Тамарченко).

40. Тип речи в художественном произведении, обеспечивающий композиционную связь всех частей текста.

41. Зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания в художественном произведении (Б.О. Корман).

42. Вид художественной словесности, в котором отсутствует понятие авторства.

43. Явление скрещивания, контаминации текстов двух или более авторов (а также не имеющих автора).

44. Повтор гласных звуков, осуществленный в тексте с художественной целью.

45. Дополните ряд, применяемый для запоминания стихотворного размера (силлабо-тоническая система)

1) Анна Ахматова Анна

2)

3) Николай Гумилев Николай

46. Русский эквивалент термина enjambement _________

47. На оксюмороне построен лирический образ А. А. Фета:

1) Иль дней былых немая речь

2) Серебро и колыханье сонного ручья

3) Ты втайне поняла души смешную муку

4) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне

5) Как весел мелких туч поход

48. Сравнением является образное выражение в лирике А. А. Фета:

1) Пруд как блестящая сталь

2) Лентой бархатной чернеет

Глыба взрезанной земли

3) Мечтой безумною полна душа моя…

4) Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист…

5) Как беден наш язык!..

49–50. Охарактеризовать особенности поэтической речи и стиховой композиции:

От странной лирики, где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет. (А. Ахматова)

 

Образовательные технологии.

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (ролевые игры, проектные методики, мозговой штурм, тренинги, разбор…  

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

9.1 Основная литература: Введение в литературоведение /Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. …

Справочная литература.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (ЛЭС).

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978 (КЛЭ).

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1996.

Словарь литературоведческих терминов /Под ред. Тимофеева. М., 1974.

Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.

9.2 Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение: Учебное пособие для студ. вузов. М., 1998.

2. Бройтман С.Н. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электронный ресурс] // kaftip.narod.ru/AHT.html

3. Магомедова Д.М. Рабочая программа по дисциплине «Введение в литературоведение» [Электронный ресурс] // http:// kaftip.narod.ru/AHT.html

4. Электронный учебник: Тюпа В.И. Художественный дискурс: Введение в теорию литературы [Электронный ресурс]. Тверь, 2002.

 

Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

1) Аудитория с мультимедийным обеспечением (компьютер, проектор, экран, акустическая система).

2) Интернет-класс.

3) Цикл презентаций в формате PowerPoint.