Интонация как фразовая просодия.

Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono "громко произношу". Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Предложение может распадаться на более мелкие компоненты – фонетические синтагмы, которые соответствуют синтаксическим или смысловым его частям. Фонетические синтагмы используют для своего оформления те же просодические характеристики, что и предложение.

Функции и средства интонации. Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция – выражение оценок, в том числе экспрессивных. Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.

В предложении мы всегда имеем дело с множеством интонационно выражаемых семантических характеристик. Многообразию семантических комбинаций соответствует большое число разных интонационных фигур.

Функция членения особенно ярко проявляется в повествовательных текстах, где сильна тенденция разделить поток речи на соизмеримые во времени отрезки (так называемая изохрония).

Так, система описания русской интонации, предложенная для целей преподавания русского языка как иностранного Е.А.Брызгуновой и ставшая в этой области стандартной, включает в себя пять базовых единиц (так называемых интонационных конструкций – ИК), обслуживающих основные типы высказываний. Ниже следует их перечисление (подчеркнуты гласные ударных слогов, на которых реализуются интонационные признаки).

ИК-1: нисходящий тон (\), оформляет сообщение:

Здесь живут мои родители (\).

ИК-2: нисходящий тон в сочетании с интенсивностью (\+), оформляет требовательный специальный вопрос и побуждение типа приказа:

Когда это произошло (\+)?; – Закройте окно (\+)!

ИК-3: восходящий тон (/), оформляет общий вопрос и незавершенность:

Вы были в театре(/)?; – Пока вы были в театре(/), мы работали.

ИК-4: нисходяще-восходящий тон (\/), оформляет сопоставительный вопрос:

А. – Сестра приехала. Б. – А жена-а(\/)?

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (/=\), оформляет восклицание:

Великолепно(/=\)!; – Какая погода (/=\)!

ИК-6. высокий тон

Какой голос!!!

ИК-7.

Какой голос!

Эти ИК описывают наиболее употребительные случаи акцентного оформления русских предложений. Однако в русском языке имеются и другие комбинации тех признаков, которые составляют описанные ИК, например сочетание восходящего и нисходящего тона внутри слога (отрицание неверного предположения): А. – Может, у тебя денег нет? Б. – Е-есть(/\)!; восходящий тон в сочетании с интенсивностью (требовательный общий вопрос): – Ты сделал (/+), что я требовал?

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Размещение акцентов. Размещение фразового акцента связано в первую очередь с маркировкой фокуса (ремы) высказывания. Например, во фразах – Он приедет (/) завтра? и – Он приедет завтра (/)? место восходящего акцента (обозначен знаком /) указывает, чего касается вопрос – осуществления события или его времени. При этом тип акцента сообщает о цели высказывания и, в частности, позволяет отличить вопрос от сообщения.

Синтагматическое членение.

Синтагма- завершенная интонация в пределах 1-й фразы.

Учитель решил ученик не прав.

Учитель не прав , решил ученик( если переделать) 2 синтагмы.