Алфавит - совокупность букв какого-либо фонографич письма расположенного в порядке, который сложился исторически; это та часть «инвентаря» графем фонемографического письма, которая упорядочена в стандартной последовательности, в определенном «алфавитном порядке». Так, в современный русский входят все буквы, используемые в русском письме, но не входят знаки ударения и переноса, знаки препинания.
Графика того или иного языка включает в свой состав не только буквы, но и надстрочные или подстрочные диакритические знаки, которые либо, сочетаясь с буквами основного инвентаря, обеспечивают передачу фонем, либо служат обозначению просодических свойств (ударение, тон, долгота), либо обеспечивают разграничение на письме слов-омонимов. В русском письме диакритизированными буквами являются й и ё.
Графика и орфография вместе охватывают всю совокупность правил
функционирования графем фонемографического письма. Правила эти распадаются на
два цикла:
а) Первый цикл составляют правила графики — правила о соответствиях,
связывающих в данной системе письма отдельные графемы и их комбинации с теми
или иными звуковыми, фонологически существенными единицами языка (фонемами,
слогами, ДП фонем, про-содемами) и их сочетаниями.
б) Второй цикл составляют правила орфографии — правила написания значащих
единиц языка, прежде всего морфем и слов, а также письменного оформления
словосочетаний и предложений.
Правила орфографии строятся на базе правил графики, поскольку во всяком
фонографическом письме господствует принцип передачи значащих языковых единиц
путем передачи их звучания.
1. Первый принцип обычно называют «фонетическим» и выражают формулой «как
слышится, так и пишется».
2. Второй принцип обычно называют «морфологическим», или «этимолого-морфологич еским», а точнее можно назвать морфематическим. Суть его состоит в
стремлении подчеркнуть единство морфемы, несколько сгладив на письме (в пределах,
допускаемых графикой) реальное варьирование ее экспонента. Ср. вода через о ввиду
вод, водный и вод с д — ввиду вода, водный; написание приставок (кроме из-, воз-,
низ-, без- и особенно раз-) и предлогов и т. д.
3. Третий принцип орфографии иногда называют «символико-морфологическим»;
мы назовем его граммематическим принципом. Суть его состоит в стремлении
обозначить единым письменным знаком граммему, т. е. член грамматической
категории, распространить этот письменный знак и на формы, реальное звучание
которых не дает для этого оснований. Так, в русском письме буква ь указывает на
женский род (и соответствующий тип склонения) существительного в формах вроде
ночь, мышь, рожь, вещь и на повелительное наклонение в формах вроде плачь,
плачьте, ешь, ешьте, режь, режьте. В этих случаях указание на мягкость является либо
избыточным (в формах, написанных с чь и щь), либо даже противоречащим фак-тич
ескому звучанию (в формах с шь и жь): ведь /č/ и /šč/ являются в русском языке
всегда только мягкими, а /š/ и /ž/ только твердыми. Следовательно, ь пишется во всех
этих формах лишь по аналогии с формами кость, тень и встань, встаньте, сядь и т. д.,
которые, принадлежа к тем же граммемам, действительно характеризуются мягкостью.
4. Четвертый принцип называют дифференцировочным (иногда также
«символическим», или «иероглифическим»). Он состоит в стремлении разграничить
на письме лексические омонимы, закрепив за каждым из них разные написания. Ср. в
старой русской орфографии различение слов миръ 'покой, тишина, отсутствие войны'
и мiръ 'вселенная' и 'крестьянская община';
5. Пятый принцип орфографии называют «историческим», «консервативным» или,
лучше, традиционным. Это принцип сохранения написания, установившегося и
ставшего привычным, но не отвечающего ни реальному произношению, ни
морфологическим отношениям в современном языке. Ср. правила русской
орфографии, предписывающие написание буквы о в первых слогах слов горох,
молоко, буквы б в слове общий, буквы г в окончаниях прилагательных -ого, -его.