Черты традиции и новаторства в поэзии Г.Р. Державина.

Ода «Фелица»: соединение жанровых признаков оды и сатиры, описание быта, сочетание высокого слога с просторечием. Философская ода «На смерть князя Мещерского»: черты жанра оды и элегии. Приём контраста, искусство детали. Образ автора. Торжественные, сатирические и философские оды Державина («На взятие Измаила», «Вельможа», «Бог», «Водопад»). Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Лебедь», «Памятник»).

7. Проблематика и художественные особенности комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Значение ее в истории русской драматургии.

«Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века. Новаторство жанра (первая социально-политическая комедия). Многогранность ряда образов, положительные персонажи комедии. Особенности композиции; индивидуализация языка персонажей.

 

8. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Жанр. Композиция. Проблематика.

Эстетическая природа «Путешествия». Традиция жанра путешествия и ее отражение у Радищева. Композиция. Функция эпиграфа. Проблематика: обличение самодержавия и крепостничества; проблемы «естественного закона» и всеобщего беззакония, личности и государства; проблема образования и воспитания в современном обществе и т.д. Образы чиновников, помещиков, изображение двора. Образы крестьян. Образы Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников. Сарказм, гротеск, сатира и юмор. Язык и стиль.

 

9. «Жизнь и поэзия одно». Творчество В.А. Жуковского.

Источники и исследования. Черты биографии и личности. Элегии «Сельское кладбище», «Я музу юную, бывало…»; баллады «Людмила», «Светлана», «Рыбак». Жуковский-переводчик с древнегреческого, английского, немецкого и других языков. Суггестивный стиль. Место Жуковского в истории русской поэзии; значение его творчества.

10. Эстетическая природа «Горя от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья.

Элементы классицизма, предромантизма, романтизма, реализма в комедии. Персонажи. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии, их взаимосвязь. Органическое единство сатирического и лирического начал. Жанровое своеобразие «Горя от ума», композиция, вольный стих, язык комедии. Пушкин о комедии Грибоедова.