Н.Г. Чернышевский как теоретик искусства и литературный критик.
Н.Г. Чернышевский как теоретик искусства и литературный критик. - раздел Литература, ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В Саратовской Семинарии И Петербургском Университете. Работа В «Современнике»...
В Саратовской семинарии и Петербургском университете. Работа в «Современнике». Анализ статей Чернышевского со стороны содержания, жанра и стиля. Типологические принципы литературной критики Чернышевского и Белинского.
Тургеневские романы – новая ступень в развитии критического реализма. Роман «Рудин». Проблема передового общественного деятеля современности. Связь романа с повестями о «лишнем человеке» («Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков»). Роман «Дворянское гнездо». Социальная и нравственна проблематика. Образная система. Поэтизация любви, музыки, природы, лиризм романа. Глубинный философский смысл романа. Добролюбов, Писарев, Салтыков-Щедрин о романе.
Роман «Накануне». Нравственная и социальная проблематика. Система образов, структурные особенности характеров. Истолкование романа Добролюбовым («Когда же придет настоящий день»).
32. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Творческий замысел, основной конфликт, судьба Базарова.
Роман «Отцы и дети». Конфликт общественный и любовный. Идейный диалог-спор – главный структурный элемент. Базаров в образной системе романа. Художественное мастерство писателя. Полемика вокруг «Отцов и детей» (Д.И. Писарев, М.А. Антонович).
33. Проблематика и художественная структура романа И.А. Гончарова «Обломов».
«Обломов» – «новое слово нашего общественного развития» (Добролюбов). Проблематика, конфликт, система образов, принципы художественной типизации. Обломов в галерее «лишних людей». Проблема идеала и действительности. Оценка романа Добролюбовым и Писаревым.
34. М.Е. Салтыков-Щедрин - сатирик. («История одного города» или «Господа Головлевы»).
Художник-исследователь. Искусство выдающегося русского сатирика, особенности его поэтики.
Роман-хроника «История одного города». Сатирическая направленность книги. Образ города Глупова. Глуповские градоначальники, проблема их исторических прототипов. Образ народа, его духовное рабство и бедственное существование. Тема «конца истории» в финале. Роман «Господа Головлевы». Художественная история вырождения семьи. Процесс омертвления душ хозяев прежней жизни. Лицемер и «накопитель» Иудушка Головлев, глубина психологической разработки образа.Щедрин и Золя (сопоставление «Господ Головлевых» с «Ругон-Маккарами»).
35. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея.
«Война и мир» – вершина русской и мировой литературы. Роман в оценке критиков и литературоведов разных направлений. Рассмотрение «Войны и мира» как художественного целого. Календарное время романа. Отступление от «европейской формы». Смысл заглавия. Будничное в исторических событиях. «Ищущие» герои романа-эпопеи. Толстовские сравнения-метафоры. «Мысль народная» в «Войне и мире».
36. Л.Н. Толстой - романист («Анна Каренина» или «Воскресение»)
«Анна Каренина» как «семейный» роман. Своеобразие творческой истории произведения. Воздействие пушкинской прозы. Многоплановость композиции. Мастерство обрисовки персонажей произведения. Трагедия Анны. Искания Константина Левина. Тонкий психологизм, умение раскрыть «диалектику души». Вронский. Левин и Кити, Анна и Вронский. Сила чудодейственной простоты изображения. Речевые характеристики персонажей. Авторская речь.
Роман «Воскресение». Десятилетняя творческая история романа. Фактическая основа сюжета. Необычность издания. Роман – вершина художественного мастерства писателя. Прием нагнетания отрицательных утверждений. Нехлюдов и его однофамильцы. Катюша Маслова и ее трагедия. Проблемы веры и безверия. Роман-движение, роман-процесс. Внутренний монолог. Вопрос о «читателе-творце». Природа в романе. Выразительно-смысловая значимость и сила цвета, звука, очертаний, форм. Толстой и русский роман ХХ века.
37. Ф.М. Достоевский - романист («Преступление и наказание» или «Идиот»)
Великий писатель-гуманист. Роман«Преступление и наказание».История замысла и его художественного воплощения. Источники произведения – жизненные и литературные. Художественная структура произведения. Раскольников как центральный персонаж романа. Крушение его идеалов. Психологический анализ автора. Раздвоение Раскольникова. Падение и возрождение в духе христианской морали. Свидригайлов. Дунечка. Соня. Критика нравственных принципов Лужина. «Преступление и наказание» в мировой литературе.
Роман «Идиот».История замысла и создания. Князь Мышкин как тип «положительно-прекрасного человека». Женские типы. Настасья Филипповна в свете русской и зарубежной критики. Другие персонажи произведения. Окружение Епанчина. Тоцкий. Рогожин. Художественная структура романа (два плана). Драматизм, психологизм. «Идиот» на сцене русского театра и в кино.
38. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Замысел огромного произведения в «современных формах искусства». «Атеизм». «Житие Великого грешника». Отражение замысла в романах «Бесы» и «Подросток». Работа Достоевского над романом. Новая романная форма в «Братьях Карамазовых» (роман-синтез). Человек будущего мира. Главные конфликты произведения. Сцена суда. Исчерпывающая характеристика персонажей. Семейство Карамазовых. Карамазовщина. Женские типы. Достоевский как мыслитель и художник.
39. А.П. Чехов - драматург («Дядя Ваня» или «Вишневый сад»)
Драматургия как «большая форма» в творчестве Чехова. Широкие социально-психологические темы. Чеховские водевили. Драматическое новаторство пьесы «Иванов» (создание героя эпохи «безвременья»). «Чайка» как пьеса вопросов. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». Трагедия неизменности жизни. Монологическая форма диалогов. Верхнее и глубинное течения в пьесах.
«Вишневый сад» как подведение итогов. Образ вишневого сада, его старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Новаторство драматургии Чехова («подводное течение», «бессобытийность», символическая образность, символика цвета, психологизация ремарки, сочетание комического с драматическим, установка на сотворчество).
ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Пояснительная записка
Программа предназначена для итоговой аттестации студентов, обучающихся по специальности «Русский язык и литерат
Черты традиции и новаторства в поэзии Г.Р. Державина.
Ода «Фелица»: соединение жанровых признаков оды и сатиры, описание быта, сочетание высокого слога с просторечием. Философская ода «На смерть князя Мещерского»: черты жанра оды и элегии. Приём контр
Реалистические поэмы А.С. Пушкина.
Основные источники и исследования. Общая характеристика. «Граф Нулин» – первая реалистическая поэма на русском языке: творческая история, источники, фабула, проблематика, поэтика. «Медный всадник»:
Основные течения русского романтизма 1820-1830-х гг.
Важнейшие источники и исследования. Понятие высокого романтизма. Байронизм в русской литературе первой половины XIX века. Основные черты: романтический герой, географическая и исто
Основные принципы критики В.Г. Белинского.
Историко-литературная концепция Белинского. Учение о пафосе литературного произведения, творчества писателя.
Статьи о Пушкине («Сочинения Александра Пушкина»), Лермонтове («“Герой нашего в
Поэзия Н.А. Некрасова.
Идейно-тематический комплекс некрасовской лирической системы. Жанровое и художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Сборник «Последние песни». Проблематика и идеи этого поэтического завещани
А.П. Чехов - прозаик. Повести, рассказы, новеллы.
Чехов-новеллист. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма. Особый низменны
Творчество С.Есенина. Лирика. Поэмы.
Периодизация творчества. Общая характеристика поэзии Есенина 1916-1925 годов (православная и языческая образность ранней поэзии («Радуница»), еретические мотивы в «маленьких поэмах» 1917-18 годов,
Творчество М.Горького. Проза. Драматургия.
Жизненная школа, литературное образование. Ф. Ницше в формировании мировоззрения писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького. Роман «Мать». Идеи революции и богоискательства в романе. Драма
Своеобразие литературного процесса 1930-40-х гг.
Политика партии в области литературы в 30-е годы. Резолюции и Постановления ЦК в области литературы. Формирование монистической концепции литературы в 30-е годы. Первый съезд советских писателей, с
Поэзия Б.Л. Пастернака.
Периодизация творчества поэта. Поэтические книги (сборники) Пастернака. Эволюция поэтического мира. Философия и поэзия. Темы и мотивы лирики Пастернака. Анализ стихотворений. Поэмы Б. Пастернака. Т
Традиционное и новаторское в творчестве И.А. Бродского
Черты художественного мира И. Бродского. Стиль стихотворений поэта, особенности языка, синтаксиса, стиха. Влияние литературы барокко, концептизма XVII века, английской метафизической поэзии, неокла
М. Е. Салтыков-Щедрин
Бушмин А. С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. – Л., 1987.
Покусаев Е. И. «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. – М., 1975.
Николаев Д. Смех Щедрина. Очерки сатирическо
Символизм
Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. – Екатеринбург, 1996.
Гречишкин С., ЛавровА. Символисты вблизи. – СПб., 2004.
Пайман А. История русского символизма. – М., 1997.
А. Блок
А.Блок: Pro et contro. - СПб., 2004.
Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. - Л., 1986.
Долгополов Л. К. А. Блок: Личность и творчество. - Л., 1980.
Ковту
В. В. Маяковский
Альфонсов В. “Нам слово нужно для жизни”: В поэтическом мире Маяковского. - М., 1984.
Катанян В. А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1985.
Кацис Л.Ф. В. Маяковский.
С. А. Есенин
Базанов В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. – Л., 1982.
Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С. Есенина. – М., 1990.
Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. – М.,
И. А. Бунин
Бабореко А. К. И. Бунин: Материалы для биогр. с 1870 по 1917. - М., 1983.
Бердникова А.Г. О поэтике бунинского очерка нач. ХХ века. – М., 1974.
Карпов И.П. Проза И. Бунина. – М.,
М. Горький
Баранов В. И. М. Горький подлинный или мнимый. - М., 2000.
Басинский П.В. Горький. – М., 2005 (ЖЗЛ).
Горький и его эпоха: Исследования и материалы. – М., 1989.
Жегалов Н.
М.И. Цветаева
Белкина М. Скрещение судеб. – М., 1997.
Белкина М. Путь Марины Цветаевой. – М., 2000.
Кудрова И. Версты, дали... М. Цветаева .1922-1939. - М., 1991.
Кудрова И. Путь комет
Проза 1920-х годов
Белая Г. , Добренко Е., Есаулов И. “Конармия” И. Бабеля. - М., 1993.
Жолковский А., Ямпольский М. Бабель. – М., 1994.
Александр Фадеев: Письма и документы из фондов Рос. Гос. Архи
М.А. Шолохов
Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество.- СПб., 2000.
Журавлева А.А., Круглов Ю.Г. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества. – М., 2003.
Кузнецов Ф. Ф. «Тихий Дон»: судьба и
А.П. Платонов
Андрей Платонов. Мир творчества. - М., 1994.
Васильев В. В. А. Платонов. Очерк жизни и творчества. - М., 1990.
Карасев Л.В. Движение по склону: О сочинениях А. Платонова.- М., - 2
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе
Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М., 1972.
Идет война народная… Литература Великой Отечественной войны (1941-45). – М., 2005.
Пьяных М.Ф. Ради жизни на земл
А.Т. Твардовский
Акаткин В.М. А. Твардовский. Стих и проза. – Воронеж, 1977.
Александр Твардовский: Энциклопедия (рабочие материалы). – Смоленск, 2004.
Ильин В.В. Не пряча глаз. Александр Твардовс
А.И. Солженицын
Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. – Тверь, 1998.
Лейдерман Н.Л. Взыскующее слово (Александр Солженицын: позиция и поэтика). – Екатеринбург, 2000.
Мешков Ю.А. Алекса
Проза второй половины ХХ в.
Тевекелян Д. День забот: Размышления о городской прозе 60 – 70-х гг. – М., 1982.
Баруздин С. Неоднозначный Трифонов // Дружба народов. 1987. № 10.
Иванова Н.Б. Проза Ю. Трифонова.
Литературный процесс 1980-90-х гг.
Догалакова В.Н. Структура и функции пространства – времени в поэме В. Ерофеева «Москва – Петушки» // Художественный мир Венедикта Ерофеева. – Саратов, 1995.
Зыбалов Л.К., Шапинский В.А. По
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов