Тема 5. РОМАН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

Обсуждение статьи М. М. Бахтина «Эпос и роман»

(О методологии исследования романа)

Вопросы для обсуждения:

1. Отличие жанра романа от других жанров.

2. Основные черты эпопеи. «Абсолютное прошлое» и «эпическая дистанция».

3. Роль смеховых жанров в процессе становления романа.

4. Особенности романа.

5. Человек в романе.

Тема 6. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Вопросы по текстам лирических произведений («Певец» А. С. Пушкина, «Флейта-позвоночник» В. В. Маяковского):

1. Понятие о лирическом сюжете. Лирическое «я» и формы его выражения.

2. Строфика: метр, ритм, размер, особенности рифмовки.

3. Система метафор. Глагольный ряд. Риторические конструкции.

4. Лирический конфликт, его реализация в сюжетно-композиционном единстве произведения.

 

Вопросы по текстам эпических произведений («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Легкое дыхание» И. А. Бунина, «Свидание с птицей» Т. Н. Толстой):

1. Фабула и сюжет в произведении.

2. Сюжетно-композиционная организация произведения.

3. Субъектно-объектная организация повествования: «субъект речи» (первичный и вторичный), «носитель речи», «субъект сознания» – их реализация в тексте произведения.

4. Функции хронотопа художественном произведении.


Вопросы по текстам драматических произведений ("Гамлет" У. Д. Шекспира, "История с метранпажем" А. В. Вампилова):

1. Трагедия, комедия, драма, трагикомедия как драматические жанры. Понятие трагического, комического, драматического, трагикомического.

2. Понятие внешнего и внутреннего конфликта. Соотношение коллизии и конфликта в произведении.

3. Стадиальность развития сюжета и драматического действия (экспозиция – завязка – развитие действия кульминация – развязка – постпозиция; пролог и эпилог). Смысл открытого финала в произведении.

4. Правило трех единств как драматургический закон, его соблюдение и нарушение.