Прекрасное и безобразное

Одним из наиболее общих эстетических понятий выступает также категория прекрасного, воплощающего представление о совершенстве. В категории прекрасного содержится положительная оценка предметов и явлений, свойств, сторон, процессов природной и социальной действительности с позиций превосходной степени красоты. Проявления прекрасного описываются при помощи вспомогательных понятий, отображающих ту или иную модификацию прекрасного. К таковым относятся: гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах), грация (красота в движении), изящество (хрупкость, нежность формы), прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм), мера (необходимое количество), порядок, ритм, симметрия, пропорция и т. д.

Безобразное – наоборот – раскрывает представления о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию; оно противостоит совершенству как лишенное целостности, образности (дословно: без образа). Категория безобразного отражает негативную эстетическую ценность, обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовлетворенность в соразмерности, упорядоченности, гармонии, отражает отсутствие совершенства. Безобразное есть диссонанс, противоречие между действительностью и идеалом. К вспомогательным понятиям категории безобразного относятся: ужасное, мрачное, шокирующее, агрессивное, грубое, отвратительное, неприятное, несовершенное, демоническое и т. д.