Возвышенное и низменное

Эстетическая категория возвышенного характеризует ценность предметов и явлений, которые обладают положительной значимостью в силу своей мощи. В искусстве возвышенное проявляется в таких формах, как грандиозность, масштабность, монументальность. В истории литературы сформировался ряд специальных жанров, посвященных отражению возвышенного: эпопея, героическая поэма, ода, гимн. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека – оно подавляет его как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но вместе с тем возвышает его духовную сущность, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития его способностей и возможностей.

Эстетическая категория низменного характеризует крайне негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения и презрения. Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся категории находят художественное отражение и оценку в целом ряде литературных жанров: комедия, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия. Низменное в социальной жизни проявляется в тех случаях, когда в человеческих поступках наблюдается недостаток духовности и избыток биологического животного, телесного начала. К вспомогательным понятиям категории низменного относятся: предательство, трусость, подлость, цинизм, дисгармония духовного и телесного.