«Мир искусства». Балетная музыка: обновление жанра

Начало ХХ века вошло в историю как Серебряный век русской культуры. Это время расцвета всех искусств: стремительный взлет литературы, особенно поэзии, расцвет театра, музыки, живописи, зарождение и развитие кино… До неописуемых высот поднялся русский балет, покоривший не только русскую публику, но и многие, многие другие страны мира. Во многом такой успех стал возможен благодаря деятельности Сергея Павловича Дягилева. Этот человек безмерно любил искусство и, можно сказать, посвятил ему всю свою жизнь. Талант Дягилева-организатора, реформатора русского искусства не может не вызывать восхищения, как и его преданность любимому делу. Именно об этом человеке я хочу написать свою работу. О нем и о русском балете начала ХХ века.

Хочу сказать несколько слов об источниках. Во-первых, в своей работе я использовала книгу знаменитого танцовщика, известного во всем мире хореографа, исследователя балетного театра Сергея Михайловича Лифаря «Дягилев и с Дягилевым». Во-вторых, книгу известного историка моды, художника театров и декоратора интерьеров Александра Васильева «Костюмы «Русских сезонов» Сергея Дягилева». Я так же опиралась на воспоминания Ромолы Нижинской.

Сергей Павлович родился в Селищинских казармах (в Новгородской губернии) 19 марта 1872 года. Через несколько дней его мать, Евгения Николаевна, скончалась. Через два года после смерти первой жены Павел Дягилев женился вторично – на Елене Панаевой. Эту умную, чуткую женщину все очень полюбили, она особенно повлияла на духовный и душевный рост маленького Сережи. Семья Дягилевых всегда была близка к искусству. На «четвергах» у Елены Валерьяновны домашними средствами ставились чуть ли не целые оперы. Настоящим культом для Сергея Павловича был Чайковский, с которым состоял в дальнем родстве. Видел Дягилев и Мусоргского – в то время мало еще известный композитор аккомпанировал его тете.

В 1882 году, когда Сергею Дягилеву исполнилось 10 лет, семья переехала в Пермь, где поступил в пермскую гимназию.

В 1890 году Дягилев приезжает в Петербург. Здесь он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но это не сыграло большой роли в его жизни: ни наука, ни студенческая жизнь не интересовали его. «Только сознание, что необходимо окончить университет, получить высшее образование и считавшийся в России обязательным диплом, заставило Дягилева сдать в 1896 году выпускные экзамены: четырехгодичный университетский курс он прошел в шесть лет»1.

Когда Сергей Павлович приехал в Петербург, он не только уже пел и прекрасно играл на рояле, но мог считать себя серьезным музыкантом-композитором, так как в его портфеле лежало несколько собственных произведений. До 1895 года он больше всего увлекался и больше всего занимался музыкой. Чуть позже его мысли охватило изобразительное искусство.

Первым (и удачным) «делом» Дягилева была открытая им в начале 1897 года выставка английских и немецких акварелистов. «Приоткрыв русской публике кусочек современной жизни западного искусства, проведя блестяще первую, сравнительно скромную выставку, Дягилев начинает мечтать о гораздо более грандиозном»2. Он мечтает поднять, возвеличить русскую живопись, открыть ее западу.

В 1898 году в зале музея Штиглица в Петербурге открылась вторая Дягилевская выставка – «Выставка русских и финских художников». Она была устроена великолепно и блестяще, но потребовала от ее устроителя громадной энергии, хлопот, разъездов, переговоров. Эта выставка была очень важна, так как она объединила новых молодых русских художников, обнаружила их силу и значительность, а так же потому, что она окончательно убедила меценатов (княгиню М. К. Тенищеву и Савву Мамонтова) в серьезных организаторских способностях молодого Дягилева, в том, что он может вести большой художественный журнал. Тенишева решилась издавать журнал, который будет редактировать Дягилев, Савва Мамонтов согласился его субсидировать.

10 ноября 1892 года вышел первый номер «Мира искусства».

 

«Мир искусства»

Издание журнала «Мир искусства» составило настоящую большую эпоху в русском искусстве и в истории русской культуры. Переоценить значение «Мира искусства» невозможно, гораздо легче его недооценить: значение его было так велико, что, какие бы слова о нем не говорились, все будут недостаточны.

Главная заслуга Дягилева заключалась в том, что он объединил художников и дал возможность проявиться новым путям искусства. Журнал был необходим прежде всего самим художникам, писателям, музыкантам, и в этом отношении его значение в русской культурной и художественной жизни трудно переоценить.

От объединения «Мир искусства» пошли и другие объединения, другие общества, союзы и журналы: члены редакции «Мира искусства» А. П. Нурок и В. Ф. Нувель основывают «Вечера современной музыки»; сотрудники «Мира искусства» – В. В. Розанов, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, Д. В. Философов – учреждают религиозно-философское общество и журнал «Новый путь». Наконец, преемником «Мира искусства» является и «Аполлон».

«Мир искусства» создавал и создал такой толстый слой художественно-образованной элиты, какого никогда до того не знала Россия. Конечно, самым ценным, самым положительным в журнале «Мир искусства» была его связь с выставками «Мира искусства», но в то время, как петербургскую выставку видели одни петербуржцы, а московскую – одни москвичи, журнал «Мир искусства», знакомивший с репродукциями с картин и петербургских, и московских, и парижских, и берлинских выставок, распространялся по всей России (цена была баснословно низкая: 10 рублей в год за 24 выпуска).

Для своей первой руководящей статьи, которой открылся «Мир искусства», Дягилев взял эпиграфом слова Микеланджело: «Тот, кто идет за другими, никогда не опередит их». Эти слова можно взять эпиграфом и для всей художественно-проповеднической деятельности Дягилева. «Дягилеву было органически чуждо и ненавистно всякое повторение, всякое подражание, всякое подогревание вчерашнего блюда, всякое топтание на одном и том же месте, и только в этом повторении он видел настоящий упадок, decadence»3.

Журнал состоял из нескольких отделов, о чем я постараюсь рассказать очень кратко.

Отдел «Художественная хроника» давал возможность русским читателям следить за малейшими подробностями художественной жизни в России и на западе.

Музыкальный отдел был поставлен очень хорошо, серьезно, относительно полно, но без особенного блеска. Знакомя со старыми мастерами, отдел отражал современную западноевропейскую и русскую музыкальную жизнь. Вел музыкальный отдел А. П. Нурок, человек больших знаний и большой музыкальной чуткости.

Литературный отдел, редактируемый Д. В. Философовым, настолько сильно отличался от основного отдела – изобразительных искусств, что представлял собою почти что отдельный журнал в журнале. Главное отличие его было зафиксировано уже программой, говорившей о том, что этот отдел будет посвящен только вопросам литературной и художественной критики. Для оживающей и ищущей русской поэзии был нужен свой «Мир искусства». Журнал должен был стать для поэзии тем же, чем он стал для живописи. Этого не произошло – не из-за отсутствия организаторских способностей Философова, а из-за того, что, занятый другим, он проглядел новое русское поэтическое движение, не смог в нем разобраться. В литературном отделе только в первый год его существования работали Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Розанов, Владимир Соловьев, Федор Сологуб и др. В последствии список имен еще более расширился. И все же литературный отдел давал не произведения словесного искусства, а только критические статьи о произведениях. Впрочем, и критический отдел был не особенно значителен и лишний раз свидетельствует о том, что Философов проглядел новую поэзию. Другою особенностью литературного отдела, отличавшей его от всех отделов, было почти полное игнорирование мировой литературы и сосредоточение, притом очень одностороннее, на русских литературных делах.

Гораздо более живое отражение, чем поэзия, в «Мире искусства» нашла театральная жизнь – и драма, и опера, и меньше всего (как это ни странно) балет. Дягилев больше всех сотрудников писал в «Мире искусства» об опере, Бенуа – о балете. Дягилев резко нападает на попрание «художественных традиций» нашего балета – и только. О его взглядах на театральное искусство мы узнаем гораздо более из его статей о драматическом театре, чем из его небольших и немногочисленных заметок о балете.

Выставки «Мира искусства» были самым тесным образом связаны с журналом. Первые две выставки – в 1899 и 1900 годах, в отличие от последующих, лично устраивались, организовывались и проводились самим С. П. Дягилевым. Главным ядром первой выставки были Бакст, Бенуа, Боткин, Аполлинарий Васнецов, Врубель, Головин, Лансере, Левитан, Малявин, Нестеров, Е. Поленова, В. Поленов, Репин, Сомов, Якунчикова и др. Но это ядро было окружено современными иностранными художниками (финляндскими, французскими, немецкими, английскими, швейцарскими, американскими, итальянскими). Выставка имела громадный успех, но была встречена беззастенчивой бранью прессы.

Большой успех у публики имела и вторая выставка, составленная исключительно из произведений русских художников (Серов, Левитан, Нестеров, Васнецов, Коровин, Бенуа, Якунчикова, Врубель, Головин, Малютин, Сомов, Лансере, Бакст), а так же из отдела русских художников XVIII и начала ХIХ века.

Последующие выставки «Мира искусства» прошли с не меньшим успехом у публики. Выставки пользовались вниманием государя, который не пропускал их, подробно осматривал картины и подолгу беседовал с Дягилевым. Но Сергей Павлович, охваченный новыми идеями, охладел к «Миру искусства», а в 1905 году в связи с финансовыми затруднениями и из-за разногласий с М. К. Тенишевой журнал перестал издаваться, перестали проходить выставки.

Балетная музыка: обновление жанра

Если оперные спектакли “Русских сезонов” преследовали цель открыть глаза Европе на неподражаемую самобытность и самоценность русской классической оперы, представить ее как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры, показать, что кроме “Тристана” Вагнера есть еще “Борис” и “Хованщина”, то балетные спектакли претендовали на нечто большее. По замыслу Дягилева, они должны были явить миру новый музыкальный театр, которого еще не знали ни в России, ни в Европе.

 

От «Мира искусства» к Русскому балету

В 1906 году состоялось первое выступление Дягилева в Западной Европе – первый Русский сезон Дягилева. Сергей Павлович приехал в Париж и стал… Как и во всех случаях, Дягилев позаботился о том, чтобы его выставка была… «Русская художественная выставка в Париже» в Осеннем салоне имела неслыханный успех – такой успех, что Дягилев тогда…

Русский балет в 1912-1922 годах

Первые Русские сезоны подводили итоги тому, что было сделано в области русского искусства. Дягилев первый почувствовал, что пришло время для… Одной из важнейших черт нового периода русского искусства является его выход… Сезон 1912 года, начавшийся в Париже, прошел без всяких инцидентов в Лондоне, в Ковент-Гардене, и окончательно…

Последний период Русского балета

В 1924 году Дягилев возобновляет спектакли в Лондоне. Новинки сыпались, как из рога изобилия: две оперы Гуно, данные в Монте-Карло с декорациями и… Господствующими тенденциями третьего периода Русского балета были… В 1924 году из Русского балета ушла Бронислава Нижинская. Дягилев пригласил для постановки «Зефира и Флоры»…

Заключение

Русские сезоны были гениальным созданием великого русского импресарио и патриота нашей страны Сергея Павловича Дягилева. Обладатель уникального дара открывать таланты и удивлять мир новизной, С. П. Дягилев привнес в мир искусства новые имена хореографов – Фокина, Мясина, Нижинской, Баланчина; танцовщиков и танцовщиц – Нижинского, Вильтзака, Долина, Лифаря, Павловой, Карсавиной, Рубинштейн, Немчиновой. Он создал и сплотил замечательную труппу талантливых артистов, многие из которых стали звездами. Грациозная Ольга Орлова вышла замуж за Пабло Пикассо. Славившаяся своей красотой Валентина Кашуба была выбрана «Мисс Нью-Йорк». Дягилевская балерина Тамара Жевержеева стала звездой Бродвея, Сергей Лифарь – директором Парижской Гранд Опера!

Сложно представить, как широко простиралась эрудиция Сергея Павловича! Он, бесспорно, разбирался во всех возможных видах искусства! Но главный его талант – организаторский. Только очень мудрый, образованный и обаятельный человек мог сплотить такое количество творческих людей: танцоров, музыкантов, сценаристов, художников – в едином порыве к прекрасному.

Дягилев не просто показал миру Русский балет, он возродил его, поднял на новый уровень. Он не боялся экспериментировать, не боялся быть непонятым. Дягилев-новатор внес неоценимый вклад в мировой балет.

Можно без сомнения сказать, что этот человек прожил жизнь рази искусства.

 

Литература

  1. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М.: Вагриус, 2005г.
  2. Васильев А. Костюмы Русских сезонов Сергея Дягилева. М.: Этерна, 2006г.
  3. Нижинская Р. Вацлав Нижинский. Воспоминания. М.: ЗАО Центрополиграф, 2005г.