Последний период Русского балета

Центром балетного сезона 1923 года были «Свадебка» Стравинского – Гончаровой – Нижинской. В «Свадебке» уже сказались характерные черты творческой личности Нижинской – ее неореализм, изгонявший из балета пленительную условность классического танца и заменявший их современной спортивность и джазовостью.

В 1924 году Дягилев возобновляет спектакли в Лондоне. Новинки сыпались, как из рога изобилия: две оперы Гуно, данные в Монте-Карло с декорациями и костюмами Александра Бенуа: «Лекарь по неволе» и «Филемон и Бавкида», опера Гуно «Голубка» и Шабрие «Дурное воспитание» с декорациями Гри, целый ряд балетов Нижинской «Лани», «Докучные», «Искушение пастушки», «Голубой экспресс» и др.

Господствующими тенденциями третьего периода Русского балета были конструктивизм декораций, модернистское упрощение музыки, литературность, актуальность и акробатизм хореографии.

В 1924 году из Русского балета ушла Бронислава Нижинская. Дягилев пригласил для постановки «Зефира и Флоры» Дукельского, а потом «Матросов» Орика – Мясина.

Обе новинки сезона имели большой успех в Париже. Парижская пресса единодушно хвалила исполнителей, но о самих балетах писала, скорее, с осуждением.

В 1929 году в борьбу с Дягилевым вступила подтачивавшая его болезнь. До последнего дня – до 19 августа 1929 года его творческая мысль и творческий боролись со смертью.

«Чудесен творческий подвиг Дягилева, открывший миру новые земли Красоты, вечно не умирающее его дело, ибо оно вошло в плоть и в кровь всего современного искусства и через него будет передано будущему искусству и Вечности»9.