Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества.

Метод: анализ. Предмет: проблема, явление, процесс. Функция: убеждение, формирование общественного мнения.

Корреспонденция: жанрообразующие черты. Виды корреспонденции.

1.Информационная - положительный (нейтральный) опыт. 2.Критическая - активная проблема. Корреспонденция совмещает элементы:

Методика работы над корреспонденцией, способы сбора информации при работе над жанром, корреспонденция как синтетический жанр. Основные ошибки, встречающиеся при работе над корреспонденцией.

Корреспонденция совмещает элементы:

1.наглядности - описательно-повествовательная функция.

2.аналитичности - рассуждение.

В центре внимания какой-то факт или событие. Предмет изображения локален. Нет ограничения времени и пространства. Характерны рассуждения

Предмет исследования: происходящие изменения.

Метод: анализ, индукция.

Функция: выявление причинно-следственных связей.

Присутствует аналитика - оценка других людей. Факты, наблюдения, ирония, уловки.

Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда.

Цели аналитической корреспонденции. Она также со­держит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя и "живое” наблюдение, и фрагменты каких-то выступлений, и "свернутый” пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представле­ние о событии, предваряющее его истолкование- Именно это истол­кование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции. Ис­толкование представляет собой выяснение причин события, явле­ния, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т- д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и другие.

Аналитическая корреспонденция. В корреспонденции анализ углубляется, становится масштабнее. Его предметом становится локальная, ограниченная временем или пространством ситуация. Она может быть связана с любой сферой нашей жизни. Поэтому корреспонденция стала одним из любимых жанров публицистики в газетах. Ее автор стремится дать читателю достаточно полное представление о ситуации возникшей - важнейших ее сторонам - и высказать свое мнение о дальнейшем ее развитии и возможные его результаты. Это определяет особенности структуры корреспонденции. Обычно она объединяет несколько фактов и их деталей, связанных с рассматриваемой ситуацией и раскрывают ее развитие. Если главным для автора становится сообщения о новой ситуации, он создает информационную корреспонденцию, похожую на большую заметку. Но если он не ограничивается сообщением о ситуации, а ставит перед собой задачу подвергнуть ее анализу и дать ей оценку, в газете появляется аналитическая корреспонденция. Роль автора в ней растет, он выражает свое мнение о ситуации, которая описывает и анализирует. Ему приходится не ограничиваться ответами на известные нам вопрос: что произошло, где произошло, когда произошло, характерные для процесса подготовки газетных текстов в жанрах оперативной невинной информации, но и ответить на обязательные для него вопрос: почему произошло и почему возникла ситуация о которой он сообщает?

В связи с этим возрастает значение и убедительность корреспонденции. Журналист стремится убедить читателя в своей правоте, аргументировать свое отношение к тому, что сообщает. Лучшими аргументами для него факты, он приводит в своем тексте, логично соединяя их между собой.

Синтетический жанр - это когда в одном жанре скомбинированы другие жанры.

Двусоставность аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Но между… Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Цель статьи —… В аналитической же корреспонденции, речь как правило идет о каком-то одном событии. Оно всесторонне обсуждается,…

Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста.

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе, обощении. Индукция, или анализ это когда какая-то… обобщение фактов и описание обстановки. Обобщение присуще для комментария,…

Методика работы над жанром, методы познания действительности и элементы содержания в статье. Стилистические особенности жанра. Профессиональные качества автора, работающего над статьей.

Статья (по Сокову) - аналитический жанр, в котором анализ и синтез явлений, взяты в неограниченном масштабе. Используя метод дидукции автор поднимает актуальную социальную проблему, убеждая читателя в справедливости или ошибочности значимой для общества идеи.

Предмет: актуальная проблема.

Метод: дедукция, обощение.

Функция: убеждение в какой-либо идее.

Статья отличается более широким обхватом действительности.

Схема статьи: вступление - изложение - доказательство - опровержение -резюме частной темы - вывод.

Есть авторские суждения. Статья жанр полемический. В опровержении нет прямой речи.

Несколько тезисов приводят к выводу или к идее.

Два стилистических слоя: (которые говорят о том, что для журналиста важно быть компетентным)

1.предметно-научный

2.публицистич слой - связан с авторским Я.

К объективности приводят - драматизация, столкновение нескольких сторон и борьба идей.

Виды статей (на всякий случай):

1. Передовая статья (СССР)

2. Теоретическая (специализирована в специальных научно-популярных изданиях)

3. Проблемная (постановочная). Очень важна гражданская позиция самого автора. Сливаются воедино идея текста и опорная идея.

4. Пропагандистская. Встречается во время предвыборных кампаний.

 

 

Статья и корреспонденция – сравнительно- сопоставительный анализ.

Предмет- актуальная проблема, Метод- дедукция, обобщение Функция- убеждение в какой либо идее. Статья отмечается более широким обхватом действительности.

Виды корреспонденции

1.Информационная(В информационной корреспонденции автор подробно рассказывает о происходящих процессах, стремясь сгруппировать факты, объединить их общей темой. Ее задача - привлечь внимание к событию и показать тенденции его развития. Разумеется, что и в информационной корреспонденции присутствует анализ происходящих событий, но гораздо в меньшем количестве, чем в аналитической корреспонденции.)

2. Критическая

Совмещает элементы

1. Наглядности(описательно-повествоват.)

2.Аналитичности(рассуждение)

Общие характеристики:

В центре внимания событие, факт. Предмет изображения локален. Нет ограничения времени и

Пространства.

Предмет- происходящие изменения

Методы- анализ, индукция

Функции- выявление причинно следственных связей

 

Комментарий : жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Аргуметация и оценка в комментарии.

Создавая комментарий, журналист, прежде всего, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты, показать их причинно-следственные связи… Предмет-факт, событие, явление которого отображает тенденцию Метод-анализ, обобщение

Структура: Какова ситуация?

Какие существуют противоречия?

Кому это выгодно?

Что делать?

Отличие комментария от статьи - ярко выраженная субъективность.

2. Тропы И фигуры речи (олицетворение, ирония и тд.)   3.Многоголосие- драматизм.

Способы авторского «я» в комментарии, стилистические особенности . Роль комментария в системе жанров изданий различной типологии.

Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров.… Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объёму,… Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средствам, которые…

Обозрение: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Квалификационные требования, предъявляемые к автору, работающему над обозрением.

Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения: · обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более… · каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.

Функция- панорама за определенный период

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.

Факты+рассуждения- рассуждение(вводка)- факт+ оценка+ вывод   Виды:

Обозрение, статья и корреспонденция- сравнительно сопоставительный анализ

ОБОЗРЕНИЕ

Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основные программы радио и телевидения России имеют соответствующие рубрики: “Медицинское… Определяющий признак жанра обозрения -- единство наглядного освещения… — возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни;

СТАТЬЯ

Понятие “статья” произошло от латинского слова и означало первоначально то же самое, что и “сустав”, “член”, “часть целого”. Это объясняет, почему в журналистской практике отдельная публикация, будучи частью, например, всего текста газетного номера, может быть названа “статьей”. Поэтому сложилось так, что, пожалуй, за исключением коротких сообщений статьями называют огромное число публикаций различных жанров. Но, когда речь заходит о вполне определенном жанре статьи, то под ней понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс. такое явление.

Короче и точнее статью можно определить как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер. “Правильная” статья всегда связана с отображением предмета вполне определенного характера.

Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их решения, упорядочения, в связанных с ними тенденциях, перспективах, закономерностях общественного развития.

В настоящее время в прессе существуют относительно устойчивые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать такие:

 

Общеисследовательская статья

Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследовательской статьи — изучение…  

Практико-аналитическая статья.

Если автор общеисследовательской статьи мыслит такими категориями, как “страна”, “мир”, “планета”, “общественное устройство”, “политика”,…  

Полемическая статья

Цель полемической статьи, как правило, двоякая. Автор ставит перед собой задачу, с одной стороны — обосновать свою собственную позицию по спорному… Что касается логической структуры полемической статьи, то она формируется на… Наибольшую трудность при подготовке вызывают статьи, в которых анализируются различные ситуации- Поэтому остановим…

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

Двусоставность аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Но между… Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Цель статьи —… В аналитической же корреспонденции, речь как правило идет о каком-то одном событии. Оно всесторонне обсуждается,…

Обзор прессы, жанрообразующие черты,,Методика работы над жанром. Фактор адресата, Стилистические приемы.

ОБЗОР СМИ

Исторически исходной формой обзоров СМИ был обзор печати- Появление этого жанра связано с расширением круга газетной продукции, со стремлением… Обязательность выполнения обозревателем этих требований диктовалась той ролью,… В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в несколько ином положении, “субординации” изданий не…

Рецензия, жанрообразующие черты. Виды рецензий, Методика работы.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том… Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение зля автора.… Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой…

Фактор адресата в рецензии. Композиционные особенности рецензии. Стилистические особенности.

Адресат рецензии – потенциальный читатель (зритель и т.п.) рецензируемого объекта. Цель – наводка (ориентация). Не реже адресатом рецензии является автор рецензируемого произведения. Рецензиатор может указать автору на ошибки или наоборот, отметить оригинальность.

Жанровые особенности

Стилистически рецензия гибридный жанр- в нем смешаны научный и публицистический стили.

14. общая характеристика художественно-публицистических жанров. Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к…  

Роль автора в очерке

Зачастую очерки затрагивают гражданские и нравственные проблемы общества. Об очерке говорят, как о сочетании художественной литературы и…  

Способы выражения авторской позиции и оценки героя

Самыми распространенными способами выражения авторской позиции являются символика произведения, его заглавие, портретный и пейзажные зарисовки, а… Все эти художественные элементы очень важны для того, чтобы придать…  

Основной признак очерка

Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах. Типизация в очерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Очерк — это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Виды очерков

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его… Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее… Автор анализирует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о…

Композиция очерка

§ из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательностью; § из описаний условий и обстоятельств жизни общества и природы; § из рассуждений о них.

Стилистические особенности очерка

  20. Зарисовка и очерк: общее и особенности. Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не…

Зарисовка

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной… Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст…  

Композиционно-стилистические особенности памфлета

В качестве зачина, предваряющего основное содержание памфлета, авторы нередко используют прием цитации: «Ремонт – это не действие, это состояние,… В основе гротесковой поэтики памфлета лежит принцип алогизма, позволяющий… Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной…