рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п. - раздел Литература, Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества Метод- Синтез(Склеивание Фактов, Обобщение) Факты+Р...

Метод- синтез(склеивание фактов, обобщение)

Факты+рассуждения- рассуждение(вводка)- факт+ оценка+ вывод

 

Виды:

Общее( широкое освещение развития событий за определенный отрезок врменеи.)

Тематическое(объектом внимания становится конкретная сфера общества, предметом изучения- фильтрованные факты)

 

9.Обзор писем как разновидность жанра. Специфика и жанрообразующие черты. Списобы изучения читательской корреспонденции.

 

В редакцию приходит очередное письмо. Факт вроде бы будничный. Но за ним всегда — человек, решивший поведать миру о чем-то своем, очень важном: о радости, которая не умещается в душе; о горе, которое трудно пересилить в одиночку; о желании оказать помощь другим лю дям. Трудно угадать, что еще может скрываться за чьим-то письмом, направленным в редакцию. Но для журналиста, который работает для своих читателей, оно всегда — большое или маленькое, но открытие. Как, в какой форме поделиться этим открытием с аудиторией — решать самому журналисту. Возможно, произойдет так, что он включит посту пившее послание в очередной обзор писем.

 

Суть обзора писем

 

В среде исследователей журналистики бытует мнение, что обзор писем — жанр, бывший лет пятнадцать назад одним из ведущих на стра ницах прессы, как и ряд других жанров (очерк, фельетон и пр.), сегодня почти забыт. Подобное приходится слышать и от журналистов-практи ков. Трудно бывает не согласиться с этим утверждением, когда, обра щаясь к разделу выходных данных тех или иных газет, журналов (обыч но причисляющих себя к солидным центральным), невольно спотыка ешься взглядом о строки: «Редакция в переписку с читателями не вступает». Всего несколько слов. Но они, будто острый нож, отсекают издание от аудитории, дают ей понять: «колхоз» закончился и на дворе иные времена: рынок! Теперь — «вы сами по себе, а мы — сами. Мы делаем то, что нам выгодно». Работа с письмами требует много сил, вре мени, а дивидендов особых не сулит.

 

Невольно рождается вопрос: уподобляясь в своих делах, скажем, торговцам колбасой или памперсами и прочим «субъектам рынка», не лишаются ли журналисты чего-то очень важного? Например, доверия читателей, близости им? Вопрос не праздный, если вспомнить о том, зачем и почему возникла и существует журналистика. Конечно, каждая редакция вольна отвечать на него по-своему. Но все еще есть немало СМИ, которые активно работают с читательской почтой, периодиче ски помещают на своих страницах обзоры писем.

 

Чаше всего публикации такого рода сейчас встречаются в местной, областной и особенно в районной печати. Почему? Прежде всего пото му, что именно у этих изданий есть реальная возможность выступать организаторами и посредниками массового общения в пределах облас ти, района. Ведь именно местная печать в наибольшей мере позволяет узнать, что происходит там, где ты живешь, у твоих соседей, чем они озабочены, что у них интересного и пр. И в этой роли она, пожалуй, незаменима. А письма читателей, в том числе и публикуемые в обзорах, как правило, связаны с самыми чувствительными сторонами местной жизни. Поэтому издания, стремящиеся к популярности, близости к сво ей аудитории, желающие уважения с ее стороны, и сами с уважением относятся к читательским письмам, используя разные формы их пода чи на своих страницах. В том числе и обзоры. Выходит, пока СМИ ищут диалога с аудиторией, жанр этот будет жить.

 

Понятие «обзор» происходит от английского observe — «наблюдать», «замечать». В журналистике под обзором понимают описание, подве дение итогов, рассмотрение, изучение той или иной информации. Ког да идет речь об обзоре писем, то это значит, что мы имеем дело с описа нием, рассмотрением информации, содержащейся в них.

 

Как известно, многие издания, получающие письма читателей, пуб ликуют их в виде отдельных самостоятельных выступлений. При этом порой сохраняется в полной мере то, что характерно для письма как та кового, — «личностное начало» (стиль автора, языковые обороты, фак тическое содержание и пр.). Но нередко в ходе редакторской обработки письмо «препарируется» таким образом, что оно превращается в обыч ную заметку или корреспонденцию, публикуемую за подписью читате ля. То, что в большинстве изданий, работающих с читательской почтой, чаще всего печатают письма именно как отдельные, единичные выс тупления, есть определенный резон — подготовить их, как правило, про ще, чем обзор, — он требует больше сил и времени.

 

Поэтому возникает вопрос: а в чем смысл подготовки обзоров? Нельзя ли обойтись без них? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы у обзоров писем не было свойственных им пре имуществ. В чем они? Прежде всего в том, что журналист, готовящий обзор, может опереться в своем выступлении на мысли, факты, изло женные многими авторами писем. В этом случаеюни выполняют роль аргументов в пользу важной, с точки зрения автора обзора, позиции. В том случае, когда в письмах поднимается, например, значимая соци альная проблема, обзор помогает свести в одном тексте позиции раз ных людей, и поэтому она (проблема) оказывается освещенной с раз ных сторон, что недостижимо, когда публикуется письмо одного авто ра. Письма в обзоре могут выстроиться в определенную цепочку фактов, реконструирующих некое важное событие общественной жизни (осо бенно когда речь идет о прошлых событиях) и т.д. Именно поэтому об зор писем имеет право на жизнь, как и все иные жанры журналистики.

 

Виды обзоров писем

 

В недавнем прошлом существовало разделение всех обзоров на два основных вида: закрытые и открытые. В советский период, когда рабо тать с почтой читателей обязаны были все средства массовой информа ции, в редакции приходило огромное количество писем (в отделах пи сем многих изданий поэтому было больше всего работников). Исполь зовать все их на страницах прессы не было никакой возможности. Поэтому письма делили на два потока — один в.самых разных формах выливался, к примеру, на газетные (журнальные) полосы, а другой по ток направлялся в различные государственные и прочие инстанции для принятия конкретных мер по каждому письму (такие меры, согласно закону, должны были быть приняты в течение месяца). Нередко журна листы и составляли для государственных инстанций так называемые закрытые обзоры писем. Суть такого обзора состояла в том, что в нем акцентировалось внимание на наиболее актуальных, важных, наболев ших вопросах, о которых писали читатели, с тем чтобы именно они были решены в первую очередь.

 

В настоящее время подобные обзоры стали одним из атрибутов ис тории. Теперь редакции свободны в своих взаимоотношениях с аудито рией. Они могут обращать внимание на письма, могут не обращать. Кроме того, посылать закрытые обзоры в инстанции с требованием при нять меры журналисты и не могут — нет закона, который давал бы им право этого требовать. Нынче все свои проблемы во взаимоотношени ях с властями граждане должны решать через суд. Поэтому сегодня мож но вести речь лишь об открытых обзорах писем, предназначенных ис ключительно для опубликования. Они, в свою очередь, могут быть раз делены на следующие виды обзоров: общие и тематические.

 

Общий обзор опирается на использование самых разных писем, не зависимо оттого, какая тема в том или ином из них затронута. При этом журналист из имеющейся в данный момент корреспонденции отбирает и описывает (рассматривает) наиболее интересные, важные, на его взгляд, письма.

 

Тематический обзор основан на подборе писем, посвященных од ной теме. Поскольку такого рода письма накапливаются постепенно, то реальная возможность подготовки тематических обзоров значитель но ниже, чем возможность подготовки обзоров общих, поэтому и уви деть их на страницах прессы можно намного реже.

 

Структура обзора писем

 

Посмотрим, как журналист распоряжается письмами читателей, как располагает, структурирует материал при создании общего и тематиче ского обзоров. В качестве первого примера используем обзор писем, под готовленный журналисткой районной газеты из Курской области О. Локтевой «Больше информации, хороших и разных»38. Публикация начинается врезкой — своеобразным отчетом газеты перед читателями о том, что ею предпринято по отношению к тем письмам, которые они прислали в редакцию.

 

«За два первых месяца года в редакцию поступило 432 письма и сообщения на различные темы, в том числе в феврале — 223. Из февральской корреспонденции 204 сообщения опубликовано, девять готовятся к печати, пять использовано в обзоре, четыре списано в архив, одно направлено для принятия мер в Будановский сельсо вет. В феврале также опубликовано 73 материала информационно го характера и 83 — рекламного. Все 18 снимков, поступивших в феврале, помещены в газете, среди них — 13 портретов передови ков производства, два снимка — на конкурс "Сам себе фотограф"».

 

Далее следует основной текст обзора писем. Он состоит из двух глав ных содержательных фрагментов. Первый представляет собой коммен тарий журналистки по поводу писем, в которых идет речь о творчестве читателей, вступивших в переписку с редакцией.

 

«Радует разносторонняя информация наших читателей с мест: в письмах и сообщениях не только отражена работа на всех участ ках производства, но и рассказывается о спорте и досуге, юбилеях и знаменательных датах, о наших современниках, предлагается раз влекательная тематика. Мы, к примеру, уже писали о семье Паль чиковых из райцентра. В феврале мама, Ольга Александровна, с до черьми прислала пять материалов. Социологический опрос, что под готовила Ярослава, актуален: спорт и отношения к прессе. Тетрадь своих этюдов и литературных зарисовок передала в редакцию стар шеклассница из Золотухинской средней школы Мария Пирогова.

 

Много откликов получил наш призыв участвовать в подготовке страничек для детей и школьников. Одно письмо — ученика 7 "Б" класса Золотухинской основной школы Ивана Юшкова, где и загад ки, и анекдоты, и несколько ребусов, и кроссворд».

 

Вторая часть — комментарий по поводу посланий, носящих, так сказать, «комплиментарный» характер.

 

«А вот письмо, одно из тех, которые мы публикуем под рубри кой "0 людях хороших". Таким замечательным человеком считают учительницу В. М. Толстикову из Тазовской начальной школы ро дители учащихся, которых много лет опекает ветеран педагогичес кого труда. Они благодарят ее за заботу о малышах, за разнообраз ные мероприятия, что проводятся в школе, за любовь к природе и цветоводству, желают учительнице дальнейших успехов в воспита нии малышей и крепкого здоровья. Настоящую дочернюю песнь-хвалу своим родителям прислала в редакцию Мария Лунина, желая поделиться с читателями чувством любви и благодарности, пере полняющим ее сердце. А так как письмо написано накануне Дня святого Валентина — праздника влюбленных, то Мария желает сво им родителям огромной вечной любви.

 

Теплые слова признательности переполняют и письмо Ольги Агуповой и Людмилы Яковлевны Гнедовой из местечка Свобода, которые благодарны людям в белых халатах из Свободинской боль ницы за спасение их сына и внука, восьмимесячного Димочки. А семья Горяиновых из Кузьминок Будановского сельсовета не толь ко благодарит врачей и весь медперсонал инфекционного отделе ния Солнечной участковой больницы за спасение жизни их сына и уход за ним во время лечения, но и преклоняется перед однокласс никами Алеши из 5 "А" класса Будановской средней школы, кото рые вместе с классным руководителем Т. В. Сазоновой писали во время "классного часа" теплые письма в больницу, всячески, как умели, ободряли Алешу в нелегкую пору болезни».

 

Далее журналистка дает читателям совет на будущее, связанный с особенностями публикации в газете текстов, содержащих то, что назы вается теперь рекламой, заказным материалом и т.п.

 

«Хочется напомнить читателям нашей районки, что подобные благодарности относятся к категориям писем рекламного характе ра и их отдельную публикацию в газете следует оплачивать, как и поздравления. Лучше всего, конечно, перед отправкой письма по звонить по любому редакционному телефону и проконсультировать ся. Тогда все, кому вы хотите принародно выразить свою благодар ность, будут перечислены поименно и получат ваш персональный привет со страниц газеты».

 

Рассмотрим пример изложения материала в другом обзоре, подго товленном журналисткой из Ярославской области А. Николаевой Прекрасное — близко»1. Первая его особенность — тематическое един ство. В обзоре подобраны письма, в которых авторы положительно, с любовью отзываются о своей родине ,— Пошехонье (Ярославская об ласть). Тема обзора намечена автором уже в первом абзаце публикации. «Не так давно в "Известиях" вспыхнула дискуссия: кто живет в провинции? Неудачники или идиоты? Там, кажется, пришли к мне нию, что и те, и другие. При том под провинцией подразумевалась не такая глубинка, как Пошехонье, а города с сотнями тысяч жите лей. В общем, получилось, что кроме Москвы нигде нормальной жизни и нет. Но ведь народ весь в столицу не запрячешь. Да и по том, так ли у нас все плохо?»

 

Далее идет изложение содержания писем (по принципу их удален ности от Пошехонья). Причем в данном обзоре, в отличие от предыду щего, содержание писем, наиболее важных с точки зрения редакции, представлено не в пересказе, а полностью.

 

Первое из обозреваемых писем получено от бывшей пошехонки, а ныне украинской подданной.

 

«На днях в редакцию пришло письмо с Украины от нашей зем лячки Н. Блашкуновой. "Я давно хотела написать вам, — это строки из письма, — но боялась показаться смешной, особенно для тех, кто никогда не покидал надолго родной город. Я уже 12 лет живу на Украине. Но Пошехонье незабываемо. Раз в 2-3 года езжу погос тить. Была и минувшим летом. В один из дней пришла в центр и очень удивилась. Давно не видала город таким ухоженным. В быв шем пионерском парке благоухают цветы, все опрятно, покрашено, побелено. Звонят колокола церквей, для детей работают аттракци оны. Уезжала я с тягостным чувством на Украину. Очень трудно живется сейчас там. Люди озлоблены от вечной беготни, суеты в поисках работы, от проблем с водой> отключением света. Ваша же размеренная, неторопливая жизнь показалась мне раем. А после всех 4 моих злоключений на чужбине с уверенностью могу сказать, что таких доброжелательных, гостеприимных людей, как в Пошехонье, нет нигде. Я очень счастлива, что родилась именно в Пошехонье. Никогда не забуду свой «медвежий угол» с его березками и речка ми, свою школу № 1, учителей, родных, близких, друзей. Хоть живу за 1500 километров от родины, душой и сердцем всегда в Пошехо нье. «От корки до корки» перечитываю все старые экземпляры «Сель ской нови», которые хранятся для меня в семье, с нетерпением жду писем из дома с новостями. Живу только одной мыслью: снова при ехать в Пошехонье. Так жалею, что в прошлом году в отпуск ездила на черноморский курорт: потратила время и деньги. Разве можно сравнить тот отдых с нашим, на реке Согоже, куда к вечеру собира ется и стар и млад. Искупаться, поговорить о жизни. А наши леса — что может быть их лучше? Я давно бы (если бы это зависело только от меня) вернулась назад в свой город. Но, увы... Поэтому советую молодежи: не спешите покидать свою малую родину. Любите и бе регите свое Пошехонье"».

 

Изложив содержание письма, журналистка далее кратко комментирует его.

 

«Конечно, читатель скажет, что письмо явно идеализированное: и у нас иногда неделями нет воды, а в домах холодно, есть пробле мы с трудоустройством, на улицах полно хамья. Прекрасное всегда далеко. Но если присмотреться, его можно увидеть и рядом, совсем близко».

 

А затем предлагается содержание следующего письма в редакцию (оно пришло из соседнего города Ярославской области).

 

«Вот еще одно письмо. На этот раз из Углича. Его послала наша землячка Н. Д. Иванова: "Я часто приезжаю в свое любимое Поше хонье почтить память усопших. Похоронены все мои близкие на новом кладбище. Радует, что в какое время года ни придешь, там всегда чистота и порядок. Дорожки зимой расчищены, нигде не ва ляется мусор. Чувствуется хозяйский строгий взгляд. Спасибо ком мунальной службе за бережное отношение к этому святому для всех пошехонцев месту"».

 

И снова следует краткий комментарий журналистки.

 

«А мы вот и не замечаем, что на кладбищах у нас порядок. При выкли. Это хорошая привычка».

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества

Корреспонденция совмещает элементы.. наглядности описательно повествовательная функция.. аналитичности рассуждение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества.
Жанры аналитической группы: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор СМИ. Метод: анализ. Предмет: проблема, явление, процесс. Функция: убеждение, формирование

Корреспонденция: жанрообразующие черты. Виды корреспонденции.
Виды корреспонденции: 1.Информационная - положительный (нейтральный) опыт. 2.Критическая - активная проблема. Корреспонденция совмещает элементы: 1.наглядности -

Синтетический жанр - это когда в одном жанре скомбинированы другие жанры.
Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная кор

Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста.
Обобщение исходит из синтеза (склеивания) фактов. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе, обощении. Индукция, или анализ это когда какая

Статья и корреспонденция – сравнительно- сопоставительный анализ.
Статья-аналитический жанр, в котором на основе анализа и синтеза явлений, взятых в неограниченном масштабе, используя метод дедукции, автор поднимает актуальную социальную проблему

Комментарий : жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Аргуметация и оценка в комментарии.
Это аналитический жанр. С его помощью автор выражает свое отношение к актуальным событиям, анализирует происходящее и пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Создавая коммен

Отличие комментария от статьи - ярко выраженная субъективность.
1.Субъективность-использование слов с ярко выраженным экспрессивным значением. 2. Тропы И фигуры речи (олицетворение, ирония и тд.)  

Способы авторского «я» в комментарии, стилистические особенности . Роль комментария в системе жанров изданий различной типологии.
Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формо

Обозрение: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Квалификационные требования, предъявляемые к автору, работающему над обозрением.
Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читат

ОБОЗРЕНИЕ
Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найт

Общеисследовательская статья
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития стр

Практико-аналитическая статья.
Она обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализ

Полемическая статья
Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе возникает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление полит

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, ж

ОБЗОР СМИ
Слово “обзор” понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творче

РЕЦЕНЗИЯ
Слово “рецензия” латинского происхождения и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде все

Жанровые особенности
Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (

Стилистически рецензия гибридный жанр- в нем смешаны научный и публицистический стили.
  14. общая характеристика художественно-публицистических жанров. Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности,

Роль автора в очерке
Очерк является одной из разновидностей рассказа - малой формой эпической литературы. Очерк отличается от новеллы, другой разновидности рассказа, отсутствием быстрого и острого разрешающегося конфли

Способы выражения авторской позиции и оценки героя
В своих произведениях автор пытается выразить свою личную позицию по поводу той или иной темы, и делает это художественным образом. Но для того, чтобы правильно и достоверно донести до читателя сво

Виды очерков
Портретный очерк Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивац

Композиция очерка
По композиции очерки очень различны: они могут состоять § из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательн

Стилистические особенности очерка
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость,

Зарисовка
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зар

Композиционно-стилистические особенности памфлета
Ведущим жанрообразующим структурным признаком памф­лета является наличие своеобразных композиционно-стилисти­ческих коммуникативных блоков - вводного, переходного, ос­новного и заключительного. Они

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги