рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виды очерков

Виды очерков - раздел Литература, Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества Портретный Очерк Портретный Очерк ...

Портретный очерк

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя. Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.

Автор анализирует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической мотивации совершенных поступков. Необходимо указывать детали, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его на всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр,чем публицистический.

Проблемный очерк

Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.

Очеркист-проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации. На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы. Роль автора здесь всегда активная, - он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.

Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров - корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк - форма журнальной или даже книжной публицистики. Основная задача автора - публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.

Путевой очерк

Сформировался гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, о увиденном и услышанном. Многие русские писатели обращались к этому жанру А.С. Пушкин[1], Н.И. Новиков, А. Н. Радищев( Путешествие из Петербурга в Москву ), А.А. Бестужев, А.П. Чехов [2] и др. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться, для анализа ситуации в разных городах и сёлах. Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.

Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра. Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения. Так появились "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева и "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества

Корреспонденция совмещает элементы... наглядности описательно повествовательная функция... аналитичности рассуждение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виды очерков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика аналитических жанров. Основные тенденции трансформации системы аналитических жанров на современном этапе развития общества.
Жанры аналитической группы: статья, корреспонденция, рецензия, обозрение, обзор СМИ. Метод: анализ. Предмет: проблема, явление, процесс. Функция: убеждение, формирование

Корреспонденция: жанрообразующие черты. Виды корреспонденции.
Виды корреспонденции: 1.Информационная - положительный (нейтральный) опыт. 2.Критическая - активная проблема. Корреспонденция совмещает элементы: 1.наглядности -

Синтетический жанр - это когда в одном жанре скомбинированы другие жанры.
Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная кор

Синтез и обобщение как качественные признаки аналитической деятельности журналиста.
Обобщение исходит из синтеза (склеивания) фактов. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе, обощении. Индукция, или анализ это когда какая

Статья и корреспонденция – сравнительно- сопоставительный анализ.
Статья-аналитический жанр, в котором на основе анализа и синтеза явлений, взятых в неограниченном масштабе, используя метод дедукции, автор поднимает актуальную социальную проблему

Комментарий : жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Аргуметация и оценка в комментарии.
Это аналитический жанр. С его помощью автор выражает свое отношение к актуальным событиям, анализирует происходящее и пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Создавая коммен

Отличие комментария от статьи - ярко выраженная субъективность.
1.Субъективность-использование слов с ярко выраженным экспрессивным значением. 2. Тропы И фигуры речи (олицетворение, ирония и тд.)  

Способы авторского «я» в комментарии, стилистические особенности . Роль комментария в системе жанров изданий различной типологии.
Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формо

Обозрение: жанрообразующие черты. Методика работы над жанром. Квалификационные требования, предъявляемые к автору, работающему над обозрением.
Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читат

Тема- любые общие вопросы политики, спорта, культуры, социальной жизни и т. п.
Метод- синтез(склеивание фактов, обобщение) Факты+рассуждения- рассуждение(вводка)- факт+ оценка+ вывод   Виды: Об

ОБОЗРЕНИЕ
Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Присущие этому методу формы и способы отображения действительности можно, например, найт

Общеисследовательская статья
К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития стр

Практико-аналитическая статья.
Она обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализ

Полемическая статья
Такого рода статьи обычно публикуются когда в обществе возникает спор по каким-либо значительным проблемам. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление полит

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Журналисты российской прессы понятие “корреспонденция” употребляли уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, ж

ОБЗОР СМИ
Слово “обзор” понимается в журналистике как описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение. Говоря об обзоре СМИ. чаще всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творче

РЕЦЕНЗИЯ
Слово “рецензия” латинского происхождения и в переводе означает “просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо”. Можно сказать, что рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде все

Жанровые особенности
Как правило, рецензия посвящена одному произведению. В иных случаях можно говорить о поджанрах — сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (

Стилистически рецензия гибридный жанр- в нем смешаны научный и публицистический стили.
  14. общая характеристика художественно-публицистических жанров. Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности,

Роль автора в очерке
Очерк является одной из разновидностей рассказа - малой формой эпической литературы. Очерк отличается от новеллы, другой разновидности рассказа, отсутствием быстрого и острого разрешающегося конфли

Способы выражения авторской позиции и оценки героя
В своих произведениях автор пытается выразить свою личную позицию по поводу той или иной темы, и делает это художественным образом. Но для того, чтобы правильно и достоверно донести до читателя сво

Композиция очерка
По композиции очерки очень различны: они могут состоять § из эпизодов, изображающих встречи, разговоры, взаимоотношения персонажей, связанные лишь внешней причинно-временной последовательн

Стилистические особенности очерка
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость,

Зарисовка
Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зар

Композиционно-стилистические особенности памфлета
Ведущим жанрообразующим структурным признаком памф­лета является наличие своеобразных композиционно-стилисти­ческих коммуникативных блоков - вводного, переходного, ос­новного и заключительного. Они

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги